Характеристика и прогнозирование показателей торговой и хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации

В аптечной организации целесообразно составлять краткосрочные прогнозы (с максимальным упреждением на год) основных экономических показателей. К числу этих показателей относятся:

· товарооборот;

· валовый доход торговли;

· издержки обращения;

· товарные запасы;

· прибыль;

· производительность труда.

Одним из важнейших показателей является товарооборот, который всегда выступал основным критерием оценки деятельности аптечной организации. От товарооборота и его структуры во многом зависит выполнение всех остальных экономических показателей, а также в целом состояние оборотных средств и своевременность обязательных платежей в бюджет и взаиморасчетов с другими организациями.

Розничный товарооборот – это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, домашнего, семейного использования. В состав розничного товарооборота включается продажа товаров организациям, через которые осуществляется совместное потребление товаров (санатории, дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома престарелых).

Структура розничного товарооборота:

1. реализация рецептурных ЛП;

2. реализация товаров безрецептурного отпуска;

3. реализация товаров медицинским и прочим организациям.

Оптовый товарооборот – это объем продажи товаров производителями и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

Товарооборот прогнозируется в сумме в денежном выражении (руб.).

Для прогнозирования используют:

· данные анализа динамики розничного товарооборота за ряд периодов (в зависимости от целей прогнозирования – за ряд месяцев, кварталов, лет);

· информацию о росте цен (т.к. инфляция влияет на динамику товарооборота);

· данные об условиях работы аптечной организации и пр.

Универсальным методом прогнозирования товарооборота (как розничного, так и оптового, а также их составных частей) является метод, основанный на анализе динамики товарооборота с учетом индекса цен.

Факторы, влияющие на объём товарооборота:

1. ассортимент товаров;

2. объём товарных запасов;

3. численность населения;

4. количество обслуживаемых медицинских организаций;

5. уровень цен;

6. интенсивность и эластичность спроса;

7. совершенствование форм продаж;

8. производительность труда;

9. платежеспособность населения;

10. уровень заболеваемости.

Товарооборот можно прогнозировать по формуле, используя данные анализа динамического ряда товарооборота из первого раздела данного пособия:

Т/Опрогн.= (Т/Офакт. × ТРср. × Иц) : 100%,

где Т/Офакт. – 3 580,0 тыс. руб. (обычно берут последний показатель динамического ряда); ТРср. – 100,76%;

Индекс цен – это относительный показатель изменения уровня цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом.

Допустим, ежеквартально цены увеличиваются на 2%, следовательно, индекс цен – 1,02.

В этом случае сумма прогнозируемого товарооборота составит:

ТОпрогн. = (3 580,0 × 100,76 × 1,02) : 100 = 3 679,35 (тыс.руб.).

Существуют и другие методы прогнозирования товарооборота (например, с учетом стоимости одной покупки за определенный период времени или по аналогии с другими аптечными организациями приблизительно с таким же объемом работы).

Однако эти методы являются менее точными и не учитывают изменение показателя во времени.

Товарооборот и его динамика во многом определяют доходы аптечной организации от продажи товаров аптечного ассортимента. Анализ и прогнозирование валового дохода торговли очень важны.

Валовый доход торговли (ВДт.) - это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки и от продажи товаров над затратами по их приобретению.

Валовый доход торговли анализируют и прогнозируют в сумме и по уровню.

Сумма ВДт. = розничная стоимость – оптовая стоимость.

Ур. ВДт. = (Сумма ВДт. : Т/О) × 100,0%.

Уровень валового дохода торговли показывает сумму дохода, приходящегося на рубль товарооборота.

Помимо доходов от реализации товара у аптечной организации могут быть внереализационные доходы (например, от сдачи помещений аптеки в аренду, доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и т.п.). Однако основную часть валового дохода составляет все – таки доход торговли, поэтому именно этот экономический показатель следует анализировать и прогнозировать.

Факторы, влияющие на объём ВДт.:

1. Объём товарооборота;

2. Уровень торговой надбавки;

3. Структура товарного ассортимента.

Для прогнозирования валового дохода торговли необходимо знать:

· прогнозируемую сумму товарооборота;

· данные о динамике среднего уровня валового дохода торговли за ряд периодов.

Основным методом прогнозирования этого экономического показателя является метод, основанный на данных анализа среднего уровня ВДт. и прогнозируемой суммы товарооборота.

Рассмотрим следующий пример:

Прогнозируемый товарооборот – 3 679,35 (тыс.руб.).

Средний уровень валового дохода по кварталам:

I квартал II квартал III квартал IV квартал
29% 30% 28% 30%

На первом этапе проводят анализ среднего уровня валового дохода торговли, используя аналитическую величину среднего отклонения:

30,0% - 29,0% = +1%

28,0% - 30,0% = - 2%

30,0% - 28,0% = +2%

Среднее отклонение = ((+1) + (-2) + (+2)) : 3 = + 0,33%.

Анализ уровня валового дохода торговли показывает, что имеется тенденция к росту этого показателя, в частности, в среднем на 0,33%, следовательно, прогнозируемый уровень валового дохода можно рассчитать по формуле:

Ур. ВДпрогн. = Ур. ВДфакт. + среднее отклонение

В нашем случае:

Ур. ВДпрогн. = 30,0% + 0,33% = 30,33%

Преобразуя формулу:

Ур. ВДт. = сумма ВДт : Т/О в розн. ценах × 100,0%; можно определить прогнозируемую сумму ВДт:

Сумма ВДт. = (Т/О × Ур. ВДт) : 100,0%;

Или в цифрах:

Сумма ВДт = (3 679,35 × 30,33) : 100,0 = 1 115,95 (тыс.руб.).

Таким образом, при прогнозируемой сумме товарооборота в 3 679,35 тыс.руб. и уровне дохода в 30,33% можно ожидать сумму валового дохода торговли в размере 1 115,95 тыс.руб.

Сумма валового дохода торговли равна сумме торговой надбавки.

Уровень торговой надбавки всегда больше уровня валового дохода торговли.

Ур. тн % = ∑тн : Т/о в опт. ценах × 100%

Помимо получаемых доходов, аптечная организация в результате своей торговой и хозяйственной деятельности несет и определенные расходы.

Денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период носит название издержек обращения.

Издержки обращения подразделяются на:

· материальные расходы;

· расходы на оплату труда;

· суммы начисленной амортизации;

· прочие расходы;

Каждая из этих групп расходов включает в себя определенные статьи расходов. Например, к материальным расходам относятся транспортные, приобретение сырья и материалов и пр.

Анализируют и прогнозируют издержки обращения в сумме и по уровню.

Ур. ИО = (сумма ИО : Т/О) × 100,0%

Возможно прогнозирование издержек обращения в целом по аптечной организации и в разрезе статей расходов.

Для прогнозирования издержек обращения необходима информация о:

· динамике суммы издержек за ряд периодов;

· динамике уровня издержек за ряд периодов;

· прогнозируемой сумме товарооборота.

В целом по аптеке издержки обращения прогнозируют исходя из анализа среднего уровня издержек за ряд периодов и прогнозируемой суммы товарооборота.

Разберем процесс прогнозирования на следующем примере.

Прогнозируемый товарооборот – 3 679,35 тыс.руб.

Средний уровень издержек обращения по кварталам:

I квартал II квартал III квартал IV квартал
25% 26% 27% 28%

На начальном этапе проводят анализ среднего уровня издержек обращения.

В данном случае четко прослеживается увеличение уровня затрат на 1,0% , значит можно предположить, что в прогнозируемом периоде уровень издержек обращения будет 29,0% (28,0% + 1,0%).

Преобразуя формулу (Ур. ИО = (сумма ИО : Т/О) × 100,0%) получим:

Сумма ИО = (Т/О × Ур.ИО) : 100%, тогда сумма издержек обращения в целом по аптечному учреждению:

Сумма ИО = (3 679,35 × 29,0) : 100,0 = 1 067,01 (тыс.руб.).

Прогнозирование издержек обращения по статьям расхода производится в зависимости от того, изменяются ли эти расходы с изменением товарооборота, а также регламентируются ли эти расходы. При этом используют один из трех способов:

· по уровню статьи расхода, сложившемуся в отчетном периоде,

· по сумме статьи расхода, сложившейся в отчетном периоде,

· расчетным методом.

Пути снижения издержек обращения:

1. Экономия фонда заработной платы;

2. Экономия естественной убыли;

3. Экономия электроэнергии, воды, отопления;

4. Повышение производительности труда;

5. Соблюдение правил хранения товаров;

6. Рациональное использование оборотных фондов.

Торговые и финансовые результаты деятельности аптечной организации во многом зависят от состояния оборотных средств аптеки. Три четверти оборотных средств составляют товарные запасы.

Товарные запасы – это количество товаров в денежном и натуральном выражении, находящиеся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.

Товарные запасы можно подразделить на фактические и прогнозируемые.

Фактические товарные запасы определяются на конкретную дату или за определенный период в сумме и днях. Например, фактический товарный запас на момент инвентаризации или фактический товарный запас на месяц. При необходимости определение фактического товарного запаса в сумме, за какой – либо период используют средние величины. В частности, при определении фактического товарного запаса в сумме за относительно короткий период (до квартала) используется формула средней арифметической:

ТЗср. = (ТЗ1 + ТЗ2 + ТЗ3) :3.

При определении фактического товарного запаса за более длительный период (более квартала) используется формула средней хронологической моментного ряда динамики:

ТЗср. = (1/2 ТЗ1 + ТЗ2 + … + 1/2 ТЗn) : (п -1), где п – количество периодов, взятых для расчета.

Товарный запас в днях (ТЗдн.) согласно ГОСТу – относительный показатель обеспеченности товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товаров.

Фактический запас в днях может быть рассчитан тремя способами:

Используемые показатели Способы расчета
Средний товарный запас (сумма ТЗ ср.) в сумме; Товарооборот в оптовых ценах Количество дней в анализируемого периода (год – 360 дней, квартал – 90 дней, месяц – 30 дней) 1. Через однодневный оборот (О д.): О д. = Т/О в опт. ценах : количество дней ТЗ дн. = Сумма ТЗ ср. : О д.   2. Через коэффициент закрепления средств (Кз.с.): Кз.с. = Сумма ТЗ ср. : Т/О в опт.ценах ТЗ дн. = Кз.с. * количество дней   3. Через скорость оборота (V об.) V об. = Т/О в опт.ценах : Сумма ТЗ ср. ТЗ дн. = количество дней : V об.

Фактический товарный запас в сумме и днях анализируют – он должен быть оптимальным, чтобы в аптечном учреждении не было затоваренности или недотоваренности.

Оптимальный товарный запас иначе называется нормативом товарных запасов (НТЗ).

Норматив товарных запасов – это оптимальный товарный запас, обеспечивающий бесперебойную продажу товара при минимуме затрат. Норматив товарных запасов прогнозируют в сумме и днях.

При этом необходимы:

· данные анализа фактического товарного запаса в днях и сумме за ряд периодов;

· прогнозируемая сумма товарооборота;

· данные об изменении оборачиваемости товаров.

На первом этапе анализируют фактический товарный запас в днях за ряд периодов.

Рассмотрим пример:

Фактический товарный запас в днях составлял:

19 дней 18 дней 17 дней 16 дней

Анализ данного динамического ряда показывает устойчивую тенденцию к ускорению оборачиваемости товаров (идет стабильное ускорение оборачиваемости товарных запасов на 1 день). Отсюда можно предположить, что прогнозируемый НТЗ в днях составит 15 дней (16-1).

Норматив товарного запаса в сумме может быть рассчитан по формуле:

Сумма НТЗ = НТЗ дн. * О д., где О д. – однодневный товарооборот в оптовых ценах.

Товарооборот в оптовых ценах обычно приходится рассчитывать.

Например, через коэффициент себестоимости (К с/с). Он может быть найден либо через отношение оптовой стоимости товара к его розничной стоимости:

К с/с = (Т/Ов опт.ценах : Т/Ов розн.ценах) × 100%,

Либо по разности между 100% и уровнем валового дохода торговли.

Рассмотрим пример расчета:

Товарооборот в розничных ценах – 3 679,35 тыс.руб.

Уровень валового дохода торговли – 30,33%,

Тогда

Кс/с = 100,0% - 30,33 = 69,67%

Следовательно,

Т/О в опт.ценах = (Т/О в розн.ценах × Кс/с) : 100% = (3 679,35 × 69,67) : 100% =

= 2 563,40 (тыс.руб.).

Далее находят товарооборот в оптовых ценах за один день. Для этого делят полученную сумму (2 563,40) на количество дней в анализируемом периоде (за месяц – на 30, за квартал – на 90, за год – на 360). Таким образом, получают однодневный товарооборот в оптовых ценах.

Кроме прогнозирования товарных запасов в днях и сумме, прогнозируют их поступление.

Поступление товаров определяется только в оптовых ценах. Метод прогнозирования основан на формуле товарного баланса:

О1 + П = О2 + Р, отсюда

П = Р + О2 – О1, где

П – поступление товаров,

Р – прогнозируемый товарооборот в оптовых ценах,

О1 и О 2 – остатки товара (норматив товарных запасов) на начало и конец прогнозируемого периода.

Рассмотрим пример:

Норматив товарных запасов на начало года – 490,0 тыс.руб.

Норматив товарных запасов на конец года – 590,0 тыс.руб.

Товарооборот в розничных ценах – 1520,0 тыс.руб.

Средний уровень валового дохода торговли – 30,0%.

Определим товарооборот в розничных ценах через коэффициент себестоимости:

Кс/с = 100% - 30% = 70%.

Далее найдем товарооборот в оптовых ценах

Т/О в опт.ценах = (1520,0 × 70%) : 100% = 1064,0 тыс.руб.

Отсюда, прогнозируемое поступление:

П = 1064,0 + 590,0 – 490,0 = 1164,0 тыс.руб.

И наконец, вся торговая и хозяйственная деятельность аптечной организации должна приводить, в оптимальном варианте, к получению прибыли.

Различают три показателя прибыли:

· прибыль от реализации;

· валовая прибыль;

· чистая прибыль;

Основную часть прибыли составляет прибыль от реализации – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности. Прибыль от реализации определяется по разности между валовым доходом торговли и издержками обращения. В нашем примере:

Прогнозируемая сумма валового дохода торговли – 1 115,95 тыс.руб.

Прогнозируемая сумма издержек обращения – 1 067,01 тыс.руб., тогда:

Преал. = 1 115,95 – 1 067,01 = +48,94 тыс.руб., т.е. аптека в итоге реализационной деятельности должна получать прибыль (+48,94 тыс.руб.).

Кроме того, определяется относительный показатель прибыли, называемый рентабельностью организации.

Рентабельность представляет собой отношение суммы прибыли о реализации к товарообороту, выраженное в процентах. В нашем случае:

Р% = (+48,94 : 3 679,35) × 100% = 1,33%

Р% = 33,33% - 29% = 1,33%

В динамике рентабельность должна иметь тенденцию к росту.

Валовая прибыль равна прибыли от реализации плюс внереализационные доходы минус внереализационные расходы.

Чистая прибыль равна валовой прибыли минус налог на прибыль.

Налог на прибыль – это Федеральный налог, ставка налога устанавливается Правительством РФ. Чистая прибыль остается в распоряжении организации и распределяется по фондам:

1. Фонд накопления;

2. Резервный фонд;

3. Фонд потребления.

Производительность труда – это товарооборот на одного сотрудника.

Таким образом, нами рассмотрены основные экономические показатели деятельности аптечной организации и наиболее простые методы и приемы их анализа и прогнозирования.

4. Вопросы для самоподготовки

1) Задачи и методы экономического анализа.

2) Экономические величины, используемые в анализе.

3) Основные экономические показатели деятельности аптечной организации.

4) Виды товарооборота.

5) Факторы, влияющие на объём товарооборота.

6) Валовый доход торговли и торговая надбавка, их роль в экономическом анализе.

7) Пути снижения издержек обращения.

8) Товарные запасы, их роль в деятельности аптечной организации.

9) Виды прибыли, рентабельность. Пути использования прибыли.

10) Производительность труда.

Задания в тестовой форме

Наши рекомендации