Каково занятие, таков и человек

Однажды утром после затяжного, на всю ночь, дождя Райя и Аппаджи отправились за город — посмотреть, велика ли прибыль воды в реке. В лесу они увидели молодого овчара. Овцы его разбрелись, а сам он крепко спал, прикрывшись лёгкой травяной накидкой. Под головой у него был камень, другой камень — под поясницей и третий — под ногами.

— Аппаджи! Как он может спать на камнях, да ещё в такой дождь? — изумился император. — Незакрытого окна в моём дворце достаточно, чтобы я схватил простуду. А ему, видно, всё нипочём.

— О, государь, — ответил Аппаджи, — каково занятие, таков и человек. Какова еда, таково и тело. Если бы этот человек занимал высокий пост и жил во дворце, если бы он питался отборным рисом и молоком, спал на пуховике, надёжно укрытый от ветра, дождя и росы — в скором времени и он стал бы подвержен всякого рода хвори.

Решив проверить правоту его слов, Кришна Дева поселил овчара во дворце, среди богатства и роскоши, и назначил его на высокий пост. Через некоторое время он велел овчару вернуться в его хижину. Ещё до того, как он возвратился домой, Аппаджи приказал своим слугам положить кусок мокрой коры на порог его жилья. Едва овчар наступил на эту кору, он тотчас же захворал. Пришлось Райе послать бедняге своего лекаря. Так император лишний раз убедился в мудрости своего главного советника.

Камаль — сын Кабира

Своего сына Кабир назвал Камаль, что означает «Чудо». Перед смертью он позвал его и прочитал ему свои ранние стихи. Они поистине прекрасны!

О, друг мой, возлюбленный мой, я пустился в Путь — искать самого Себя.

Но случилось нечто странное.

Вместо того чтобы найти себя, я исчез — так же, как капля исчезает в океане.

Капля упала в океан. Возможно ли найти эту каплю вновь?

Прочитав стихи, он сказал:

— Прежде чем я уйду из этой жизни, ты должен исправить одно из моих стихотворений. Я написал: капля упала в океан. Ты должен изменить это. Просто переставь слова: океан упал в каплю. Потому что теперь я познал это с другой стороны. Мой первый опыт был на этом берегу. Теперь я говорю с другого берега, из запредельного! Я понял: не капля упала в океан; это океан упал в каплю.

Камаль сказал:

— Я уже думал об этом.

И он показал свои записи, в которых эта строка была подчёркнута.

Кабир сказал:

— Ты действительно «Чудо»! Это удивительно, но ты понял это раньше меня!

Камаль был необыкновенным человеком. Ещё юношей он ставил отца в тупик своими вопросами. И часто это происходило в присутствии сотен последователей Кабира. Это иногда раздражало. Однажды Кабир так разгневался, что сказал сыну:

— Моя семья заканчивается на мне.

Это случилось после того, как он узнал, что Камаль берёт у людей деньги и подарки. Кабир всю жизнь работал ткачом и, даже став просветлённым Мастером, продолжал ткать и никогда не брал у людей никаких подношений. Камаль ответил возмущённому Кабиру:

— Если твоя семья заканчивается на тебе, то моя семья начинается на мне.

Он ушёл и построил хижину напротив дома отца.

Ум человека постоянно сравнивает и оценивает. Он так устроен. Комплекс неполноценности или мания величия возникают как следствие и, развиваясь, порождают все человеческие проблемы и страдания. Поэтому разумный человек, стремящийся к свободе и просветлению, должен перестать оценивать и судить. Но даже святой человек, ни к чему не привязанный и просветлённый, в тайниках своей души может иметь тончайшее эго. Сын Кабира создаёт условия, которые провоцируют отца и показывают ему тончайшую привязанность.

Император Бенареса был приверженцем Кабира и часто посещал его. Однажды он пришёл и, не встретив Камаля, спросил:

— Где твой сын? Почему я не вижу его?

Кабир ответил:

— Это печальная история. Я так рассердился и резко выговорил ему, что он ушёл от меня и построил хижину напротив.

Император спросил:

— Что же случилось? Почему ты вдруг рассердился?

Кабир ответил:

— Люди приходят ко мне с деньгами, алмазами и изумрудами, но они мне не нужны, я отказываюсь от них, а он сидит рядом со мной и говорит: «Хорошо, если он отказывается, давайте их мне». Он сидит рядом со мной и собирает эти подарки! Я сказал ему, что это неправильно, но он заявил: «Не приказывай мне! Я не твой ученик, я твой сын! Я сам знаю, что хорошо и что плохо. Если ты просветлённый Мастер, то почему такая мелочь беспокоит тебя? Тебя не должно волновать несовершенство других!»

Император сказал:

— Это на него не похоже. Я поговорю с ним.

Он пошёл к Камалю. Они долго беседовали, и перед уходом император сказал:

— Я хочу подарить тебе этот алмаз. Это очень редкий и дорогой камень!

Камаль поблагодарил его и сказал:

— Заложи его в крышу моей хижины.

Император засунул алмаз в полый бамбук над входом и уехал. Через месяц он вновь навестил Камаля и спросил:

— Тебе понравился мой подарок?

Тот ответил:

— Честно говоря, я забыл о нём. Посмотри, пожалуйста, лежит ли он там, где ты его оставил? У меня не было возможности взглянуть на него. Я смотрю внутрь себя.

Император нашёл алмаз там, где оставил. Он пошёл к Кабиру и сказал:

— Ты ошибаешься. Твой сын на самом деле «Чудо»! Его не интересует богатство.

В конце концов Кабиру пришлось отправиться в хижину Камаля и просить его:

— Прости меня. Я ошибался. Ты просто испытывал меня: рассержусь я или нет. И я действительно рассердился, полагая, что в тебе проявляется жадность.

Камаль сказал:

— Я — твоя кровь, твоя плоть, твоя сущность. Как ты мог вообразить, что я жадничаю? Вероятно, жадность есть в тебе, если тебя это рассердило.

Кабир заглянул в себя и согласился с Камалем:

— Наверное, ты прав. Моя заинтересованность и злость на то, что ты собираешь деньги, демонстрирует не твою жадность, а мою. И к тому же мой гнев. Прошу тебя, прости и возвращайся.

И Камаль вернулся в семью. Он был преемником Кабира и не менее великим и осознающим. Но, как ни странно, помнят именно Кабира. Он организовал религию своих последователей — Путь Кабира. У Камаля не было ничего. Он не создал никакого движения. Несмотря на то, что тысячи людей слушали его, он оставался только другом. Он помогал людям, делился с ними своим светом, но никогда не давал никаких ритуалов, никаких заповедей, никаких принципов движения. В этом его величие! Потому что Мастер, дающий учение, неизбежно отступает от центра Истины. Тысячи Мастеров приходили на Землю и своим светом усиливали Поток Жизни. И лишь имена некоторых из них сохранились в истории.

Клеймо на поминках

Справляя поминки по матери, Кришна Дева Райя обратился к пурохитам (священнослужителям):

— Перед смертью моя мать просила принести ей плод манго. Но она так и не успела его съесть. Что надо сделать, чтобы её душа успокоилась?

Корыстолюбивые пурохиты ответили:

— О государь! Чтобы душа вашей матери успокоилась, надо сто восемь золотых манговых плодов положить на серебряные блюда и пожертвовать ста восьми брахманам.

Райя последовал их совету.

Видя, как пурохиты вымогают дорогие дары, Тенали Раман решил проучить их за безмерную алчность. На другой день он пригласил всех пурохитов к себе якобы на поминки по матери. Когда они пришли, он запер дом и заклеймил их раскалённой в печи

ложкой. Все в слезах, горестно хныча, пурохиты отправились к Райе и пожаловались ему на Рамана.

Тут же подоспел и Тенали Раман.

— Государь, — сказал он, — у моей матери была болячка на руке. Перед самой смертью она попросила меня раскалить в печи ложку и прижечь ей руку. Но я не успел выполнить её желание. Чтобы душа вашей матери обрела покой, вы пожертвовали сто восемь золотых плодов. А я, для успокоения души моей матери, заклеймил пурохитов ложкой. Что же здесь худого?

Эти слова рассмешили всех придворных.

«Хороший урок дал Раман этим жадюгам!» — подумали они.

Клочок бумаги

Самартха Рамадас, великий святой, ходил и просил милостыню.

Он остановился у дворца Шивы, мимо которого пролегал его путь, и крикнул:

— Подайте милостыню!

Шива сам спустился к нему и вложил ему в руки листок бумаги.

— На что голодному клочок бумаги? — спросил Рамадас.

— Пожалуйста, прочти, что там написано, — сказал Шива смиренно и почтительно.

Бумага была документом, по которому Шива передавал всё своё царство под надзор и попечение своего учителя Самартхи Рамадаса. Рамадас рассмеялся и сказал:

— Ну что ж, управляй царством от моего имени, строго следуя своей дхарме, — и вернув Шиве бумагу, отправился за нищенским подаянием.

Когда рука дающего ниже

Падишах Акбар однажды спросил Бирбала:

— Скажи, Бирбал, чья рука выше: дающего или берущего. Ведь когда человек даёт что-то другому, обычно его рука выше, а бывает ли наоборот?

Бирбал, недолго думая, сказал:

— Конечно, очень часто так бывает.

— Как же это рука дающего может быть ниже? — сердито спросил падишах.

— А вот когда вы на своей ладони даёте мне табаку, ваша рука всегда ниже моей.

Развеселил падишаха такой остроумный ответ.

Корова

Рамана Махариши жил в Южной Индии на горе Аринахал. Он был не очень образованным. В семнадцать лет он ушел в горы в поисках Истины и медитировал там несколько лет, постоянно задавая себе вопрос: «Кто я?» Когда он познал, люди потянулись к нему отовсюду. Он был очень немногословным, тихим человеком. Люди приходили к нему для того, чтобы вкусить его тишины, просто посидеть в его присутствии. Все приходившие наблюдали одно поистине чудесное явление: всякий раз, когда он выходил на веранду к людям, которые хотели посидеть с ним в безмолвии, приходила и корова, всегда без малейшего опоздания, точно вовремя. Она присутствовала до тех пор, пока все не расходились. А когда Рамана возвращался в свою комнату, корова подходила к окну и заглядывала внутрь, чтобы попрощаться с ним. Он гладил её морду, хлопал её по шее и говорил:

— Ну, всё уже, иди!

И она уходила.

Это происходило каждый день, без перерывов, четыре года подряд. Люди очень этому удивлялись:

— Что это за корова такая?

И вот однажды она не пришла. Рамана сказал:

— Она, наверное, попала в беду. Я должен пойти поискать её.

На улице было холодно: сильные порывы ветра с дождём. Люди пытались удержать его, но он пошёл и, действительно, нашёл корову недалеко от своего дома. Поскольку корова была уже немолодая, она поскользнулась и упала в канаву. Рамана спустился к ней и сел рядом. На глазах у коровы появились слёзы. Она положила голову ему на колени, он гладил её морду… Он просидел так, пока она не умерла.

В память о той корове индусы построили храм на этом месте, со статуей коровы внутри.

Король и бедняк

Холодной зимней ночью король лежал в своей тёплой постели во дворце, но его очень беспокоили проблемы королевства. А когда кому-то что-то болит, он не может уснуть, и навязчивые мысли ещё сильнее беспокоят его.

В полночь король всё ещё не спал. Он выбрался из постели и стал бродить по комнате, затем открыл окно и увидел на противоположной стороне дороги человека, сидящего около печи, которую использовал в течение дня булочник. Человек надеялся погреться у остывающей печи. Он сидел, закутавшись маленьким одеялом, пытаясь таким образом провести холодную ночь.

Король подумал: «Этот человек, должно быть, по-настоящему страдает ночью, если даже я чувствую себя плохо в своей тёплой постели. Сможет ли он провести ночь в таком ужасном состоянии на улице около печи, которая могла остыть после полуночи?»

На следующий день он вызвал этого человека и спросил, как он провёл ночь. Тогда этот человек шутливо ответил королю:

— Часть ночи я провёл точно так же, как вы, а другую часть ночи в гораздо лучших условиях, чем вы.

Король удивился:

— Как это возможно?

Бедняк ответил:

— В то время пока вы, ваше величество, не спали и беспокоились о столь многих вещах, я наслаждался общением с моим Отцом Богом. Я покинул тело и радовался, находясь в Царстве Божием. В таком состоянии тело не чувствует холода.

Говорят, что король научился наслаждаться точно так же. И таким путём он обнаружил, что они равны. Так спал бедняк и так же спал король: король даже не знал, находится ли он во дворце в тёплой постели; а бедняк не знал, что он лежит вне дома, на земле, с одним лишь одеялом. Тогда и только тогда они были равны друг другу.

Король и конские яблоки

Тот, кто осуждает меня, кто злословит обо мне, тот мой самый лучший благодетель. Он очень дорог мне, я люблю его больше всех, потому что он берёт на себя все мои грехи и чистит меня так же, как прачка смывает всю грязь.

Святой Кабир

В Ади Грантхе (священной книге сикхов) есть история о короле Эйджи, очень духовном человеке.

Однажды, когда он проходил через свои конюшни, к нему подошёл святой человек и сказал:

— Мне хочется есть, я голоден.

Король был очень раздосадован и закричал:

— Эти люди просто не хотят оставить меня одного и не дают работать. Они всегда пристают ко мне, доставляя беспокойство.

Он повернулся к нищему и продолжил:

— Хорошо. Если тебе чего-нибудь хочется, бери это.

И он положил несколько конских яблок в руки нищего. Тот лишь взглянул на них и отошёл прочь.

На следующее утро во время своей медитации король увидел, какую милостыню он предложил нищему. Она настолько разрослась, что стала большой кучей. Судья сказал ему:

— Ты дал кому-то конские яблоки, теперь твоя милостыня разрослась, и ты должен съесть все эти конские яблоки сам!

Король вышел из медитации в очень подавленном состоянии: «Какую ужасную вещь я сотворил! Так или иначе, мне придётся есть эти конские яблоки или в этой жизни, или в следующей». Поэтому он пошёл к своему Мастеру и обратился с просьбой:

— Я сам поставил себя в затруднительное положение. Пожалуйста, скажи мне, как выбраться из него?

Мастер ответил:

— Если на некоторое время ты станешь жертвой злословия, то осуждающие тебя возьмут большую часть кучи, возможно, даже всю.

Итак, что же предпринял король? Он взял бутылку, наполнил её подкрашенной водой и в карете поехал с дочерью в город. Он сидел рядом с дочерью и пил из бутылки подкрашенную воду. Люди были очень удивлены и начали судачить о нём:

— Что он делает? Он был прекрасным, порядочным человеком и хорошим королём, но сейчас что-то неладное с ним. Он слоняется без дела по базару и пьёт вино.

После этого король вернулся с дочерью во дворец. Люди продолжали злословить и говорить о нём всякие унизительные вещи.

На следующее утро в медитации он увидел, что большая куча уменьшилась. Но всё-таки маленькая кучка оставалась, она была примерно в сто раз меньше первоначальной. Закончив медитировать, король поднялся, пошёл к Мастеру и поблагодарил его, сказав:

— Всё-таки кое-что осталось.

Мастер ответил:

— Один Святой живёт около твоего дворца. Он ещё не подключился к этому злословию, но если он скажет что-нибудь плохое о тебе, тогда он возьмёт на себя остаток кучи, и ты будешь свободен. Поэтому ты должен постараться вовлечь его в разговор о тебе, чтобы он позлословил!

Тогда король отправился к домику Святого, сел рядом с его кроватью и начал очень-очень любовно поглаживать ноги Святого, рассказывая ему следующую историю:

— О, великий Святой, слышал ли ты о короле? Он прекрасный человек, но вчера он сделал что-то очень-очень плохое. Он ходил по базару со своей дочерью и пил вино. Разве ты не слышал об этой ужасной сцене, которую он устроил?

Святой оставался спокойным и слушал короля. Король попытался снова вовлечь его в разговор:

— О, дорогой Святой, нехорошо, что король начинает творить такие вещи. Это может повлечь за собой ещё более безобразные действия. Он совершил ужасный, отвратительный поступок — значит, он плохой король. Это несправедливо, что ты просто спокойно сидишь и не осуждаешь его, людям не нравится это. Если ты не критикуешь его, то и другие последуют твоему примеру. Если и дальше так будет продолжаться, к чему это приведёт?

Святой всё же не сказал ничего.

После некоторого времени король начал снова:

— Наш король очень плохой, я только что рассказал тебе, что он натворил, а ты спишь и ничего не говоришь об этом.

Тогда Святой дал ему пощёчину и спросил:

— Ты хочешь, чтобы я ел твои конские яблоки?

На следующий день король пошёл к своему Мастеру и пожаловался:

— Мои усилия напрасны, и, несмотря на любые попытки, Святой не стал осуждать меня. Он точно знал, что я делал, и не разделил со мной эту еду.

Мастер ответил:

— Если ты хочешь спасения в этой жизни, то должен съесть оставшуюся кучу конских яблок, иначе в следующем воплощении тебе придётся позаботиться об этом. Другого способа избавиться от неё нет. Решай сам, что делать.

Итак, король обдумал всё и решил позаботиться об этом в данной жизни, чтобы не родиться вновь. Он принёс конские яблоки домой, отдал их повару и сказал:

— Когда бы ты ни готовил еду для меня, пожалуйста, используй их в качестве соли и перца, подкладывай маленькими дозами в пищу. Таким способом они должны разойтись через один или два месяца. Так я очищусь при этой жизни.

Таким образом, всё было улажено.

Коршуны и вороны

Коршуны и вороны договорились между собой, что станут делить пополам любую добычу.

Однажды они увидели раненную охотниками лисицу, беспомощно лежавшую под деревом, и собрались вокруг неё. Вороны сказали:

— Мы возьмём себе переднюю половину лисицы.

— Тогда мы возьмём заднюю, — согласились коршуны.

Лисица посмеялась над этим и сказала:

— Я всегда думала, что коршуны по рождению выше ворон, и тогда именно им должна бы достаться моя передняя часть, ведь в неё входит голова с мозгом и другими вкусными частями.

— О да, это правда, — сказали коршуны, — мы возьмём эту часть лисицы себе.

— А вот и нет, — возразили вороны, — она наша, как договаривались.

Тут между спорщиками началась настоящая битва, многие пали с обеих сторон, а те немногие, что уцелели, едва унесли ноги. Лисица провела под деревом ещё несколько дней, питаясь убитыми воронами и коршунами, а потом удалилась, крепкая и бодрая, заметив: «Слабый выигрывает, когда сильные враждуют».

Кот гуру

Каждый раз, когда гуру и его ученики собирались молиться, в ашрам входил кот и отвлекал их от дела. Тогда гуру приказал ученикам привязывать кота на время молитвы.

После смерти гуру кота по привычке продолжали привязывать. Когда не стало и кота, в ашраме завели другого, чтобы тщательно выполнять инструкции гуру на время общения с Господом.

Прошли века. Учёные последователи гуру написали научные труды, в которых указывалось, что привязывание кота на время молитвы имеет особую важность для отправления богослужения.

Кража курицы

Некая женщина пожаловалась Мариядею Раману на соседку:

— Ваша честь, моя курица забрела к ней на двор, а она убила её и съела.

Однако ответчица отрицала свою вину:

— Курица не заходила ко мне во двор. Я её и в глаза не видела.

Мариядей Раман решил употребить хитрость. Он отпустил обеих женщин со словами:

— Свидетелей у вас нет. Идите пока домой.

Но едва они повернулись, чтобы идти, он кликнул своего помощника и громко ему сказал:

— Одна из этих женщин украла и зарезала курицу. К шее у неё прилипло куриное перо, а эта наглая обманщица утверждает, будто она даже не видела курицу.

Воровка тотчас же притронулась рукой к шее. Мариядей Раман велел схватить её и привести обратно.

— Приказываю тебе вернуть деньги за убитую тобой курицу, — сказал он. — А за лжесвидетельство приговариваю тебя к штрафу.

Известно, что лжи не устоять перед правдой.

Кража серёг

Ночью на одном постоялом дворе — головой к голове — лежали два путника. У одного из них была дорогая серьга в ухе, и он спал крепким сном. Другой — без серьги — бодрствовал. Тот, что бодрствовал, вытащил серьгу из левого уха спящего и вдел в своё правое ухо. Человек, которому принадлежала серьга, сразу же проснулся и закричал:

— Отдай мою серьгу, подлый ворюга!

Другой вопил в ответ:

— Это ты стащил мою серьгу. Сам ты ворюга!

Когда дело попало в суд, Мариядей Раман сказал им обоим:

— Лягте точно так же, как вы лежали на постоялом дворе.

Как только путники улеглись, судья указал на вора:

— Ты лежал левым ухом вниз, он никак не мог снять с тебя серьгу. А вот его левое ухо было вверху, понятно, что ты соблазнился лёгкой добычей.

И Мариядей Раман вернул серьгу её хозяину. А вору он велел дать двадцать четыре палочных удара и засадил его на шесть месяцев в острог. Тогда-то родилась поговорка: «И врать надо складно».

Наши рекомендации