Порядок установления условий договора
Наиболее распространенные виды договоров: оптовой купли-продажи и поставки. Требуются методики определения основания и порядок выработки содержания договора. Как в зависимости от возможностей, условий деятельности и интересов сторон строить основные пункты договора? Прежде всего необходимо определить соотношение нормативных актов и усмотрения сторон в определении содержания договоров. Существует два вида условий: подразумеваемые и вырабатываемые.
Подразумеваемые условия входят в договор из закона, иных нормативных актов, а также из судебной практики и обычаев делового оборота. Обычно они не записываются в текст договора, потому что обязательны для сторон уже в силу самого факта заключения договора. Обязательными являются императивные положения нормативных актов. Такими же являются и диспозитивные нормы, если стороны намеренно или по недосмотру не выработали свою формулировку.
Условия, вырабатываемые самими сторонами.
Способы воздействия на них закона:
1) Закон содержит общедозволительные положения, которые позволяют заключить договоры, вообще не предусмотренные в нормативных актах; разрешают включить в договоры условия, о которых ничего не говорится в нормах права. Они содержатся в ст.1, 421, 329, 330 ГК РФ. Эти положения значимее диспозитивных.
Методом гражданского и, соответственно, коммерческого права является, прежде всего, дозволительность.
2) Закон может предписывать сторонам выработать определенные условия, не касаясь их содержания (требование о наличии в договоре условий о предмете и других существенных условий. Такие нормы называются управомочивающими. Закон может предусматривать условия в диспозитивном виде. Стороны могут выработать любую формулировку, однако если они этого не сделали, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме.
3) Многие правовые нормы рассчитаны на конкретизацию их содержания. В законе даются предельно общие правила, которые должны развертываться под конкретные условия их деятельности.
Соотношение стандартизованных (типовых) текстов и индивидуально вырабатываемых договоров. На Западе существует множество типовых проформ, разработанных ассоциациями. Они оправданы при биржевых торгах или при регулярной продаже предприятием своей продукции и когда незначительны количества товаров и в отношениях сторон нет особенностей.
В России типовые формы часто используют необоснованно. В таком договоре может отсутствовать главное: согласованность содержания договора с конкретными условиями деятельности и возможностями исполнителей, интересами участников договора.
Поэтому необходимо каждое включаемое в договор условие вырабатывать индивидуально.
Условие о предмете
Наиболее существенным является условие о предмете. Содержание предмета купли-продажи предусмотрено ст.455 ГК РФ. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и количество товара.
Предмет выражается через наименование товара и его количество. Применение обобщенных видовых понятий, таких, как «нефтепродукты», «кондитерские изделия, неправомерно. Возникает необходимость дополнительно учитывать сведения об ассортименте или о качестве товара.
Ранее судебная практика требовала конкретного указания числа единиц, метров и массы товара, постепенно стало признаваться допустимым указание общей стоимости товара; установление в договоре порядка определения количества (количество, которое удастся закупить на полученные деньги по цене, которая сложится на момент закупки). Возможность косвенного определения количества закреплена ст.465 ГК, а для внешнеторговых – п.14 Венской конвенции 1980 г.
Встречается указание минимального и максимального пределов (допустимых отклонений). Международная практика устанавливает, если указано «около» или «примерно», то допустимая разница не должна превышать 10%. Нельзя указывать только один предел. Количество товара может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки.
При реализации товаров с ограниченным сроком годности (скоропортящихся) приходится использовать сложные конструкции условий о количестве. Согласовывается минимальный объем поставок на месяц или квартал, а отгрузка производится в соответствии с заказами получателей: суточными, пятидневными и др.
Общее количество поставленного товара подсчитывается в конце месяца. Так определяется количество поставляемых молочных, хлебобулочных, мясных, рыбных и других подобных товаров.
Непосредственно с предметом связан ассортимент (номенклатура) товаров. Различают групповой и развернутый ассортимент.
Групповой обозначает в укрупненных показателях вид товара: обувь мужская, автомобили легковые.
Под развернутым подразумеваются конкретные марки, модели, рецепты, фасоны, размеры товара. Изделие может переводиться в самостоятельную ассортиментную позицию в результате указания в договоре любого отличительного признака (цвет, рисунок, порядок упаковки, расфасовки). При большом числе ассортиментных позиций они указываются в спецификации (приложение к договору).
Ст.512 ГК предусматривает, что в поставочных отношениях замена изделия одного ассортимента другим допускается с предварительного письменного согласия покупателя (до отгрузки заменяемого товара). В противном случае поставщик несет ответственность, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента.
Для договора купли-продажи (ст.468 ГК) «покупатель вправе отказаться от принятия доставленных продавцом товаров не заказанного ассортимента и потребовать их замены. Для уменьшения рисков следует предусматривать в договорах процедуру изменения ассортимента.
Возможно определение ассортимента лишь на ближайший период: квартал, полугодие. В договоре предусматривается порядок согласования ассортимента на каждый отдельный период. Могут предусматриваться обязательства о расширении ассортимента, освоении новых видов товаров. Договор играет ведущую роль в удовлетворении ассортиментных запросов потребителей.
В советский период происходило свертывание и оскудение ассортимента товаров. В настоящее время процесс расширения ассортимента идет медленно.
Условие о сроках
С предметом тесно связано условие о сроках (срок действия договора и сроки передачи или отгрузки товаров).
По сроку действия договоры могут быть краткосрочные, годовые (среднесрочные) и долгосрочные.
По сроку передачи товаров нет требований законодательства.
В договоре следует указывать дату или период. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком устанавливаются ч а с т н ы е с р о к и. Если периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК товары должны поставляться равными партиями помесячно.
По другим видам договоров установление частных сроков нормативно не регулируется, но актуально и для оптовой купли-продажи; закупок для государственных нужд; контрактации сельскохозяйственной продукции. При заключении этих видов договоров следует пользоваться моделью, предусмотренной для поставок.
При выработке условий о сроках следует учитывать:
– длительность цикла производства изделий;
– продолжительность транспортировки;
– наличие складских площадей для хранения товара.
Условие о частных сроках обычно увязывается с ассортиментом и количеством.
Для этого применяются двойные сроки: по общим объемам поставки и по развернутому ассортименту – более продолжительные. Например, в пятидневный срок – 1/6 стоимости месячной партии товара. За оставшееся время месяца обеспечивается поставка всего согласованного ассортимента. Такой порядок позволяет производителю сократить потери от остановок технологического оборудования.
Досрочная отгрузка товара согласно ст.457 и 508 ГК допускается лишь с согласия покупателя.
Помимо сроков могут устанавливаться графики отгрузки или передачи товара (календарное расписание с указанием дней отгрузки). Могут устанавливаться часовые и даже минутные (при завозке продуктов в школьные столовые). Такой порядок требует высокой дисциплины и согласованности действий исполнителей, но зато дает значительную экономию средств. Это проблема национальная. За нарушение графиков должна предусматриваться отдельная ответственность (штрафов).
Порядок действий в случае нарушения продавцом сроков передачи товара нормативно отрегулирован только для договоров поставки (ст.511 ГК): количество товара, недопоставленное в одном частном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде в пределах срока действия договора. В других видах договоров следует поступать по аналогии.
Покупатель вправе отказаться от товара, поставка которого просрочена. Согласно ст. 511 ГК он обязан известить об отказе поставщика. Товар, который отгружен до получения поставщиком отказа, должен быть принят и оплачен покупателем. Это актуально в отношении сезонных товаров.
В договорах купли-продажи ст.457 ГК устанавливает более практичный порядок: продавец вправе отгружать товар, передача которого просрочена, только получив на это согласие от покупателя. Подобный порядок целесообразно предусматривать и в других торговых договорах.