Защита торговой марки в Интернете

Защита торговой марки в Интернете

Торговые марки - неотъемлемая часть любого бизнеса, предмет гордости фирмы, эквивалент ее достоинства. Неудивительно, что торговые марки приходят в Интернет вслед за их владельцами, а иногда и идут впереди. Доменные имена - не более чем адреса серверов в сети, но очень важно, чтобы эти адреса были понятны потенциальному клиенту. Почти идеальной можно считать ситуацию, когда доменное имя совпадает с названием товара или услуги, для развития которых и создается соответствующий ресурс. На мой взгляд, именно торговая марка должна звучать в имени будущего сайта.

Тогда, рекламируя ее, фирма одновременно поднимет и популярность самого сайта. Это реальная экономия рекламного бюджета. К слову, на Западе многие компании продвигали на рынке в качестве торговых марок имена своих сайтов. А теперь представьте, что вы, владелец известной торговой марки, осознав значение Интернета для своей компании, узнаете, что кто-то уже давно занял и использует ваши торговые марки для рекламы своего (НЕ ВАШЕГО!) бизнеса. Что же получается? Все эти годы кто-то пользовался вашим авторитетом, вашей собственностью, вашими деньгами, наконец. Будете ли вы от этого в выигрыше? Определенно - нет. Теперь вам придется приложить много больше усилий, денег, чтобы закрепиться на рынке Интернета. Попробуйте доказать многомиллионной аудитории, что именно вы автор.

Как же уберечь себя от проблем, связанных с воровством торговых марок? Как защитить свой бизнес в Интернете?

Государственная регистрация торговой марки - непростой и длительный процесс. Если вы хотите развивать свой бизнес всерьез и надолго, то стоит своевременно озаботиться этим. Ключевыми этапами будут: разработка графического изображения (товарного знака), экспертиза в Институте промышленной собственности при Госпатенте, заявка на регистрацию, получение свидетельства. На каждом этапе следует учитывать множество нюансов, поэтому лучше не учиться на собственных ошибках, а сразу обратиться к патентному поверенному - сертифицированному специалисту в области патентного права. Он проведет вас через тернии государственной бюрократической машины к заветной регистрации товарного знака и, как следствие, рождению вашей собственной торговой марки.

А вы, как обладатель нового вида собственности, должны сделать все, чтобы эта собственность "хорошо лежала", поскольку всем известно, что происходит с тем, что "плохо лежит".

Для упорядочения адресов в Интернете была разработана так называемая доменная система имен. Эта система обусловливает существование некоторого множества национальных и тематических доменов, таких, например, как .RU, .UA, .COM, .BIZ и т.д., - все это домены первого уровня, регистрируемые международной организацией по доменным именам (ICANN - The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers). Регистрацией, или, если быть более точным, делегированием новых доменов второго и более уровней, занимаются уполномоченные организации и лица. В Украине на сегодняшний день правами на управление национальным доменом .UA владеет ООО "Хостмастер".

Силами этой организации в конце 2001 года разработаны и приняты новые правила администрирования, согласно которым делегирование частных доменных имен в домене .UA доступно исключительно для владельцев торговых марок. Это значит, что сейчас получить в пользование домен в .UA сможет далеко не каждый, а только владелец соответствующего свидетельства на регистрацию знака для товаров и услуг. Но расслабляться не стоит, существует множество пересекающихся торговых марок по различным областям деятельности. И если вы - владелец, например, торговой марки "Любимая" как марки для линии кондитерской продукции, то вы совершенно не застрахованы от того, что на пути к доменному имени вашей мечты не встанет такая же "Любимая" марка сигарет. Кто будет первым?

О торговых марках в доменах

Ответственность за функционирование доменов (например, .UA, .COM.Ua, .ORG.UA и других) несут компании-администраторы зон доменных имен на основе установленных Правил эксплуатации доменов. Для регистрации своего доменного имени в этих зонах вы заключаете договор с компанией-регистратором, которая составляет заявку на делегирование вам доменного имени и отсылает ее администратору домена. Сроки регистрации оговариваются в Правилах и обычно составляют 1-2 недели. Обратите внимание, что согласно Правилам доменное имя не является объектом права собственности, сроки и условия делегирования определяются на договорной основе. Компания-регистратор может осуществлять хостинг вашего Веб-сайта. В таком случае она выполняет все необходимые действия для поддержания его работоспособности. Вы можете впоследствии сменить хостинг-провайдера, для этого регистратор пишет заявку на изменение, перемаршрутизацию доменного имени с одного IP-адреса на другой.

Если вы регистрируете торговую марку, в состав которой входит URL-адрес вашего сайта (например, uma.net), то должны позаботиться о резервировании за собой доменного имени. Да и в случае торговой марки, не имеющей никакого отношения к Интернет-адресам, лучше сразу "застолбить место". С чем же может столкнуться компания, выбирающая название своей торговой марки и доменное имя сайта?

Ваше доменное имя может быть уже кем-то занято. Споры о принадлежности доменного имени тем или иным торговым маркам еще только набирают ход, и, как правило, побеждают в них те, кто сможет доказать обоснованность своих претензий (вспомните нашумевшую историю про "бои" вокруг имени www.madonna.com

В мире существует такой способ заработка, как продажа доменных имен, когда некая компания регистрирует на свое имя большое количество имен и потом продает их всем желающим (как правило, в такие желающие попадают фирмы, чьи интересы или торговые марки прямо или косвенно задевает зарегистрированный домен). Как пример можно привести "сайты-заглушки", принадлежащие одной известной московской Веб-студии, уже долгое время сохраняющиеся в неприкосновенности, т.е. в состоянии ожидания клиентов. Хотите получить такой домен? - Обращайтесь к нам! Вам сразу гарантируется довольно высокий уровень посещаемости сайтов, расположенных по этим адресам, их имена будут у всех на слуху, потому что они очень простые и запомнить их ничего не стоит. Доменные имена продают уже раскрученным торговым маркам за немалые деньги (в США, например, стоимость одного только имени может достигать десятков тысяч долларов).

Если же вдруг вас уже "обставили" конкуренты, раньше вас зарегистрировали Веб-сайт с доменным именем, которое вы думали оставить для своей торговой марки, и у вас нет возможности тащить обидчиков в суд, не отчаивайтесь - всегда есть альтернативные варианты:

попробуйте зарегистрировать нужное вам имя в другой доменной зоне (например, com.ua вместо ua);

если вы ограничены выбором именно этой зоны, слегка видоизмените имя (вместо уже занятого придумайте что-то типа .

В любом случае защита своего доменного имени тесно связана с защитой прав на торговую марку. Поэтому, подавая документы на регистрацию своей торговой марки, не забудьте зарезервировать за собой доменное имя.

Защита торговой марки в Интернете

Торговые марки - неотъемлемая часть любого бизнеса, предмет гордости фирмы, эквивалент ее достоинства. Неудивительно, что торговые марки приходят в Интернет вслед за их владельцами, а иногда и идут впереди. Доменные имена - не более чем адреса серверов в сети, но очень важно, чтобы эти адреса были понятны потенциальному клиенту. Почти идеальной можно считать ситуацию, когда доменное имя совпадает с названием товара или услуги, для развития которых и создается соответствующий ресурс. На мой взгляд, именно торговая марка должна звучать в имени будущего сайта.

Тогда, рекламируя ее, фирма одновременно поднимет и популярность самого сайта. Это реальная экономия рекламного бюджета. К слову, на Западе многие компании продвигали на рынке в качестве торговых марок имена своих сайтов. А теперь представьте, что вы, владелец известной торговой марки, осознав значение Интернета для своей компании, узнаете, что кто-то уже давно занял и использует ваши торговые марки для рекламы своего (НЕ ВАШЕГО!) бизнеса. Что же получается? Все эти годы кто-то пользовался вашим авторитетом, вашей собственностью, вашими деньгами, наконец. Будете ли вы от этого в выигрыше? Определенно - нет. Теперь вам придется приложить много больше усилий, денег, чтобы закрепиться на рынке Интернета. Попробуйте доказать многомиллионной аудитории, что именно вы автор.

Как же уберечь себя от проблем, связанных с воровством торговых марок? Как защитить свой бизнес в Интернете?

Государственная регистрация торговой марки - непростой и длительный процесс. Если вы хотите развивать свой бизнес всерьез и надолго, то стоит своевременно озаботиться этим. Ключевыми этапами будут: разработка графического изображения (товарного знака), экспертиза в Институте промышленной собственности при Госпатенте, заявка на регистрацию, получение свидетельства. На каждом этапе следует учитывать множество нюансов, поэтому лучше не учиться на собственных ошибках, а сразу обратиться к патентному поверенному - сертифицированному специалисту в области патентного права. Он проведет вас через тернии государственной бюрократической машины к заветной регистрации товарного знака и, как следствие, рождению вашей собственной торговой марки.

А вы, как обладатель нового вида собственности, должны сделать все, чтобы эта собственность "хорошо лежала", поскольку всем известно, что происходит с тем, что "плохо лежит".

Для упорядочения адресов в Интернете была разработана так называемая доменная система имен. Эта система обусловливает существование некоторого множества национальных и тематических доменов, таких, например, как .RU, .UA, .COM, .BIZ и т.д., - все это домены первого уровня, регистрируемые международной организацией по доменным именам (ICANN - The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers). Регистрацией, или, если быть более точным, делегированием новых доменов второго и более уровней, занимаются уполномоченные организации и лица. В Украине на сегодняшний день правами на управление национальным доменом .UA владеет ООО "Хостмастер".

Силами этой организации в конце 2001 года разработаны и приняты новые правила администрирования, согласно которым делегирование частных доменных имен в домене .UA доступно исключительно для владельцев торговых марок. Это значит, что сейчас получить в пользование домен в .UA сможет далеко не каждый, а только владелец соответствующего свидетельства на регистрацию знака для товаров и услуг. Но расслабляться не стоит, существует множество пересекающихся торговых марок по различным областям деятельности. И если вы - владелец, например, торговой марки "Любимая" как марки для линии кондитерской продукции, то вы совершенно не застрахованы от того, что на пути к доменному имени вашей мечты не встанет такая же "Любимая" марка сигарет. Кто будет первым?

О торговых марках в доменах

Ответственность за функционирование доменов (например, .UA, .COM.Ua, .ORG.UA и других) несут компании-администраторы зон доменных имен на основе установленных Правил эксплуатации доменов. Для регистрации своего доменного имени в этих зонах вы заключаете договор с компанией-регистратором, которая составляет заявку на делегирование вам доменного имени и отсылает ее администратору домена. Сроки регистрации оговариваются в Правилах и обычно составляют 1-2 недели. Обратите внимание, что согласно Правилам доменное имя не является объектом права собственности, сроки и условия делегирования определяются на договорной основе. Компания-регистратор может осуществлять хостинг вашего Веб-сайта. В таком случае она выполняет все необходимые действия для поддержания его работоспособности. Вы можете впоследствии сменить хостинг-провайдера, для этого регистратор пишет заявку на изменение, перемаршрутизацию доменного имени с одного IP-адреса на другой.

Если вы регистрируете торговую марку, в состав которой входит URL-адрес вашего сайта (например, uma.net), то должны позаботиться о резервировании за собой доменного имени. Да и в случае торговой марки, не имеющей никакого отношения к Интернет-адресам, лучше сразу "застолбить место". С чем же может столкнуться компания, выбирающая название своей торговой марки и доменное имя сайта?

Ваше доменное имя может быть уже кем-то занято. Споры о принадлежности доменного имени тем или иным торговым маркам еще только набирают ход, и, как правило, побеждают в них те, кто сможет доказать обоснованность своих претензий (вспомните нашумевшую историю про "бои" вокруг имени www.madonna.com

В мире существует такой способ заработка, как продажа доменных имен, когда некая компания регистрирует на свое имя большое количество имен и потом продает их всем желающим (как правило, в такие желающие попадают фирмы, чьи интересы или торговые марки прямо или косвенно задевает зарегистрированный домен). Как пример можно привести "сайты-заглушки", принадлежащие одной известной московской Веб-студии, уже долгое время сохраняющиеся в неприкосновенности, т.е. в состоянии ожидания клиентов. Хотите получить такой домен? - Обращайтесь к нам! Вам сразу гарантируется довольно высокий уровень посещаемости сайтов, расположенных по этим адресам, их имена будут у всех на слуху, потому что они очень простые и запомнить их ничего не стоит. Доменные имена продают уже раскрученным торговым маркам за немалые деньги (в США, например, стоимость одного только имени может достигать десятков тысяч долларов).

Если же вдруг вас уже "обставили" конкуренты, раньше вас зарегистрировали Веб-сайт с доменным именем, которое вы думали оставить для своей торговой марки, и у вас нет возможности тащить обидчиков в суд, не отчаивайтесь - всегда есть альтернативные варианты:

попробуйте зарегистрировать нужное вам имя в другой доменной зоне (например, com.ua вместо ua);

если вы ограничены выбором именно этой зоны, слегка видоизмените имя (вместо уже занятого придумайте что-то типа .

В любом случае защита своего доменного имени тесно связана с защитой прав на торговую марку. Поэтому, подавая документы на регистрацию своей торговой марки, не забудьте зарезервировать за собой доменное имя.

Наши рекомендации