Глава 4. новый этап рекламной деятельности в западной европе и североамериканских колониях 129
1. 2. 3. |
4. 5. |
6. |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Типографское тиражирование информации в Западной Европе стало качественно новым этапом в развитии рекламного процесса.
Это, в частности, проявилось в формировании новых рекламных жанров: печатного объявления, каталога, проспекта, прейскуранта, печатного летучего листка и печатной афиши.
Дальнейший рост общественных потребностей в оперативной и общедоступной массовой информации вызвал к жизни в различных странах Западной Европы информационные бюро, ставшие предшественниками современных рекламных агентств.
Еще одной поворотной вехой в развитии западноевропейской рекламы стало начало периодической прессы, все более интенсивно размещавшей рекламу на своих страницах.
При учете многообразных позитивных последствий рекламной деятельности нельзя не учитывать и ряда негативных эффектов: появления недобросовестных обещаний, обманных посулов, надувательских сообщений, что с необходимостью требует строгого законодательного регулирования рекламы со стороны властей.
На протяжении XVII—XVIII вв. реклама североамериканских колоний Англии, а затем и ранняя реклама независимого государства США развивалась на основе традиций, сложившихся в массовых коммуникациях Европы.
1. |
Контрольные вопросы
Объясните, почему изобретение типографского станка в Западной Европе привело к третьей информационной революции.
Назовите главные объекты ранней европейской печатной рекламы.
В чем проявляется рекламная функция книжного титульного листа?
Глава 5. |
130______________________________________ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
4. Расскажите об истоках и вариантах типографских эмблем и экслибрисов и охарактеризуйте их рекламную роль.
5. Как и где формировались информационные бюро в Западной Европе?
6. Каковы последствия для рекламы в появлении журналистики?
7. Назовите "отцов рекламы" в различных государствах и кратко охарактеризуйте их заслуги.
8. В чем заключалась специфика развития североамериканской рекламы на раннем этапе?
РЕКЛАМА В РОССИИ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ
Элементы российской проторекламы
Культурно-исторические особенности Российского государства оказали существенное влияние на процессы рекламирования в его пределах. Традиции греко-римской античности, многогранно проявлявшиеся в средневековой западноевропейской культуре, для России в значительной мере заменил опыт Византии, активные отношения с которой начались в IX в. Апогеем их стало, как известно, крещение Руси в 988 г. и следование восточному образцу христианства — православию — после раскола церкви в 1054 г.
Многообразные контакты с Византией до татаро-монгольско-го нашествия осуществляли духовные лица, дипломатические посредники и торговые люди, пользовавшиеся значительными привилегиями в Константинополе — столице Византии. Их обычные товары (лен, пенька, мед, воск и особенно меха) находили хороший сбыт на ярмарках Константинополя, процветавших в самые глухие для Западной Европы времена — IX—Х вв.
О связанных с торговлей рекламных процессах в Древней Руси мы можем судить только по косвенным данным. Среди них найденные археологами в наиболее оживленных торговых перевалочных пунктах свинцовые пломбы, помеченные различными символами 1. Конфигурация некоторых из них напоминает символику, которой пользовались поднепровские князья.
Рыбаков Б. А. Торговля и торговые пути//История культуры Древней Руси. - М.-Л., 1948. - Т. 1. С. 344.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Здесь обнаруживаются семиотические истоки знаков собственности, ремесленнических и торговых клейм, о протореклам-ной сущности которых подробно говорилось в главе 1. В этом плане российские традиции развиваются в русле общекультурных закономерностей.
Академик Б. А. Рыбаков считает возможным выделить в домонгольской Руси такие проторекламные символы: тамги, обозначавшие родовую или семейную собственность, княжеские административные знаки, для которых, в частности, использовались перстни-печатки, торговые пломбы, ремесленнические клейма 2. В летописном сообщении о заключении договора с греками при князе Святославе упоминается наличие золотых печатей у посольских людей и серебряных — у представителей купеческого сословия. Их приложение к составлявшимся документам было обязательной частью договорного ритуала. Летопись сообщает также о "знаменах", которыми помечались границы княжеских угодий в Древней Руси. Этому опыту следовали и простолюдины: крестьяне помечали рубежами свои участки. Таковыми могли быть несколько камней "с чертами и резами" или деревянный кол с вырезанным на нем клеймом собственника, который повторялся и на ближайших деревьях.
"Если охотник в Пинежском и других (северных) уездах заметит медведя, лежащего в берлоге, то помечает нарезом ближайшую ель, и тогда уже никто, кроме него, не имеет права стрелять того медведя"3. Это наблюдение относится к более позднему времени, чем то, о котором сейчас идет речь, но оно, на наш взгляд, передает бытование древней традиции.
Найдены в раскопках на российских городищах остатки гончарных изделий, помеченных на днище клеймами мастеров. Среди знаков — круг, крест в круге, ключ, звезда, квадрат 4. Исследователи сфрагистики (науки о печатях) установили: чем ниже ранг пользователя пометами, тем клейма лаконичнее, проще. Иногда это просто зигзаг или острый угол. С повышением ранга владельческие знаки, как правило, усложняются. Для великокняжеских печатей домонгольского периода это уже нередко лики
- Рыбаков Б. А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси
X—XII вв.//Советская археология. — М.-Л., 1940, № 6. " Ефименко П. Юридические знаки. Опыт исследования по сравнительному
обычному праву//Журнал Министерства народного просвещения. — 1874,
Октябрь. — С. 60. 1 Рыбаков Б. А. Торговля и торговые пути//История культуры Древней
Руси. - М.-Л., 1948. - Т. 1. С. 228.