Глава 1. истоки рекламной коммуникации 27
Формы демонстративного поведения
Исторической социологии известны различные формы демонстративного поведения, преследующего (зачастую неосознанно) цель утвердить себя во мнении других, не считаясь с материальными затратами, соглашаясь подчас на крупные жертвы. Виды демонстративного поведения обстоятельно рассматривает Т. Веблен в труде "Теория праздного класса", впервые опубликованном в 1899 г. Опираясь на исторические прецеденты, автор усматривает в показном расточительстве, отличавшем крупных магнатов во все времена, способ сохранения и утверждения социального престижа. Отсюда лукулловы пиры римского патрициата, их многочисленная клиентела, состоящая из приближенных нахлебников, отсюда же грандиозные празднества средневековых феодалов, к которым, даже вопреки их желанию, обязывал общественный статус. "На протяжении всей эволюции демонстративного расходования очевидным образом подразумевается, что для того, чтобы сохранить добрую славу потребителя, его демонстративное расходование должно быть направлено на излишества. Чтобы приносить почет, оно должно быть расточительным" 16.
Здесь в проторекламный оборот втягиваются не только символы, но и непосредственное натуралистическое демонстрирование той грани власти и могущества, которая обеспечивается богатством. Редкие по выразительности картины демонстративной расточительности можно найти у римского писателя Петро-ния Арбитра. Описание пира у вольноотпущенника Трималхиона стало как бы эталоном расточительности в погоне за престижем. Облик хозяина пира карикатурен: разбогатевший нувориш использует разнообразные формы демонстрации своей значительности: "Яа мизинце левой руки красовалось огромное позолоченное кольцо; на последнем же суставе безымянного, как мне показалось, настоящее золотое с припаянными к нему железными звездочками. Но чтобы выставить напоказ и другие драгоценности, он обнажил до самого плеча правую руку, украшенную золотым запястьем, прикрепленным сверкающей бляхой к браслету из
"17
слоновой кости
" Веблен Т. Теория праздного класса. — М., 1984. С. 130. 17 Петроний Арбитр. Сатирикон//Петроний Арбитр. Апулей. - М., 1991 С. 49.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
Весь дальнейший пир, в описании Петрония, состоит из нагромождения бесконечного числа яств и такого их оформления, чтобы удивить, ошеломить, ошарашить многочисленных гостей, заставить их еще долго вспоминать о роскошном застолье.
Исчезли ли подобные формы рекламирования своей значительности за прошедшие со времен Древнего Рима две тысячи лет? Нет, они полностью сохранились, получив в наши дни обозначение престижное потребление. И если в античности подобные процессы осуществлялись на уровне инстинктивного подражания, теперь они нередко целенаправленно программируются производителями новых товаров и рекламистами. Мы еще раз можем убедиться в том, что многие приемы и методы профессиональной рекламы "вырастают" из проторекламного основания. И в наше время обычные предметы повседневного обращения способны "удвоить" свое значение, обретая объемность символов. Это происходит тогда, когда предметы приобретаются ради их демонстрирования окружающим, чтобы подтвердить высокий социальный статус их хозяев. Потребительская стоимость товаров оттесняется на второй план их престижной ценностью! Новейшие нувориши, подобно Трималхиону, не способны, в подавляющем большинстве, побороть искушение и не продемонстрировать тяжелую золотую цепь на собственной шее или перстень с бриллиантом за полмиллиона долларов.
Знаки собственности как вариант проторекламы
Демонстрирование богатства вызывает к жизни еще один вид проторекламы — знаки собственности. Как известно, имущественное расслоение — один из катализаторов распада родоплемснной общности. Символика власти была призвана крепить коллективистские узы и, действительно, этого достигала. Собственническая символика нередко действовала в противоположном направлении. На стадии рабовладельческого общества мы находим разветвленную систему меток, подтверждающих принадлежность тому или иному хозяину вещей, орудий, домашнего скота, людей рабского состояния.
Один из видов наиболее архаичных меток — клеймо, выжигавшееся раскаленным стержнем на шкуре животного, а также — нередко и на теле раба (рабыни). В последнем случае его не всегда стремились выставить напоказ. Но если раб бежал, а его ловили, расправа почти наверняка включала нанесение клейма на видном месте: на лбу, щеке, подбородке.
Глава 1. ИСТОКИ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Разумеется, знаки собственности не так уж часто связаны со столь драматичными ситуациями. Обычно это — просто систематичное маркирование вещей, принадлежащих тому или иному хозяину, его родовой эмблемой или гербом. Вслед за клеймом средством маркирования становится штамп. Он являл собой, как и ныне, вырезанное на прочном материале зеркальное изображение эмблемы, росписи или иного знака и стал первоисточником возникновения оттисков на сургуче, воске и пр., именуемых печатями. Представители двух высших сословий Древнего Рима, сенаторы и всадники, имели утвержденное законом право на личную печать. Обычно штамп для нее вправлялся в золотое кольцо и повсюду был с его владельцем. Оттисками печатей скреплялись письма, деловые документы, правительственные распоряжения. По обычаю, после смерти владельца оригинал печати помещался в захоронение или уничтожался, чтобы избежать злоумышленных или нечаянных подделок.
Знаки собственности выступают в роли проторекламы в тех случаях, когда наносятся на живые или неживые объекты с демонстративной целью. Например, для того чтобы устрашить потенциального вора могуществом хозяина, который отыщет похитителя в любом случае, и тем предотвратить потраву. Нередко в роли знаков собственности выступали магические обозначения:
знаки креста, окружности, имитации солнечного диска. Подобное маркирование как бы отдавало имущество под охрану магических сил.
Знаки авторства как вариант проторекламы
Сравнительно недалеко от знаков собственности по смысловому наполнению находятся авторские сигнатуры. Это способы авторского удостоверения изготовленной продукции, которые наносились мастером на созданное им изделие. Наиболее древними носителями подобных знаков и надписей являются строительные каменные блоки, кирпичи, керамические предметы. Во многих подобных случаях проторекламные приемы начинают выполнять доподлинно рекламные функции. Это происходит тогда, когда характер надписей обретает состязательное конкурентное содержание. Такой текст найден, к примеру, в Карнакс-ком храме в египетских Фивах и относится к XVI в. до п. э. От имени зодчего Инени надпись гласит:
"То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду хвалим за мое
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
знание в грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я
совершил"18. Здесь самовосхвалению сопутствует рекламная "подсветка".
Еще отчетливее эти тенденции у мастеров древнегреческой керамики. На одной из краснофигурных фаз VI в. до н. э. значится:
"Расписывал это Эвтимид, сын Полия, так, как еще не расписывал
Эвфроний" 19.
Здесь отчетливо обнаруживает себя творческая конкуренция -могучий стимул совершенствования во все времена. И здесь же стремление запечатлеть достоинства своего мастерства во мнении окружающих, необходимая рекламная составляющая самоутверждения личности.
демонстративность — семиотическое основание реклам -ности — заявляет о себе в культуре многообразными способами. Иногда тяготение к таковой доставляет мастерам, даже очень именитым, большие неприятности. Плутарх рассказывает о неосторожном поступке знаменитого афинского ваятеля Фидия. Создавая скульптуру Афины для центрального полисного храма, вырезая на ее щите сражение с амазонками, "он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перик-
•20
ла, сражающегося с амазонкой
Часть афинского демоса сочла такое поведение мастера святотатственным. "...Фидий был отведен в тюрьму и там умер от болезни, а, по свидетельству некоторых авторов, от яда..." 21.
Пример дает представление о том, что, хотя демонстративное поведение присуще представителям рода человеческого во все времена, различные эпохи ставят определенные ограничения этому стремлению. С тем, что на щите Афины был изображен правитель Перикл, граждане полиса еще мирились. А вот возведение на алтарь в столь близкое соседство с покровительницей города лица ремесленника, каменотеса, человека ручного, презираемого в античном мире труда, прощено не было. Акт демонстративности предполагает уважение к традициям, хотя,
10 Искусство Древнего мира//Всеобщая история искусств. — М., 1956. T.I. -
С. 74. 1" Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М„ 1990. -
С. 87.
"Плутарх. Перину/Сравнительные жизнеописания. В 2 т. — М., 1994, -
Т. 1.-С. 196. -1 Там же.
Г ава 1. МСТОКИ^ЕНЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ
.ечно, постоянно их размывает введением новых способов и
приемов.
Сопряжение проторекламных процессов с подлинно реклам-
ымп плавное "перетекание" первых во вторые наиболее зримо
g^^y о себе в сферах конфессиональной, социально-политической и ремесленнической деятельности,
Разумеется, это происходит только по мере достаточно отчетливого их самоопределения в общественном разделении труда и осуществляется в процессе перехода родоплеменных сообществ к государственному типу объединений, ко времени возникновения урбанистической культуры.
О специфике данного этапа и его влиянии на становление
рекламы речь пойдет в следующей главе.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Проторекламные процессы — необходимая историко-куль-
турная предпосылка становления профессиональной рекламной деятельности.
Протореклама базируется на знаковой функции демонстрирования и представляет собой многообразные знаковые
комплексы, наличие которых в культуре восходит к эпохе палеолита.
Демострационные Проторекламные процессы вовлекают в свою орбиту архетипические символы, в свою очередь влияя на варианты символизации в культуре.
Сре/ди направлений проторекламы наиболее полно в архаической культуре представлены: сакральная, престижная, ремесленническая и собственническая.
Контрольные вопросы
Расскажите, как складываются демонстративные приемы применения знаковых средств.
Какие типы знаков действуют в проторекламе?
Объясните отличия проторекламы от профессионально сформировавшейся рекламы.
В чем суть отличий символов от обычных знаков?
Насколько широко использовались в архаичной культуре знаки собственности?
Охарактеризуйте роль проторекламы в самоидентификации личности.
Какие из вариантов проторекламы действуют в нашей современности?
Глава 2.
РЕКЛАМА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
Социальные факторы формирования рекламы:
культура урбанизма
Когда возникает собственно профессиональная рекламная деятельность? Здесь мы подходим к переломному этапу культуры, впрямую касающемуся не только рекламистов, но и журналистов, любых деятелей массовых коммуникаций. Процесс профессионализации рекламы совпадает с периодом формирования массовой информации как явления: реклама — ее ответвление.
Когда же в обществе возникает потребность в массовой информации? В ситуации, когда межличностные контакты не могут обеспечить информационное благополучие сообщества. Когда межличностные, соседские связи не обеспечивают необходимого минимума осведомленности, который нужен для координации деятельности. Это происходит, когда на смену локальных поселений приходит тип городской культуры. Совокупность всех процессов, происходящих в городе, создает культуру урбанизма.
Возникновение на этапе урбанизма некоего нового механизма информирования — сообщение чего-либо для всех, живущих в данном поселении городского типа, без конкретного адреса, связано с количественными параметрами. Если в сельской общине живут от силы 3 тыс. человек, а в ранних сообществах, как правило, даже меньше, то города, даже самые ранние, фиксируют от 5 тыс. до 1 млн. жителей в самых процветающих городах типа Вавилона или Древнего Рима.
Город формируется вокруг трех информационных центров. Первый — административное руководство. Административный аппарат может заседать в разных зданиях разных конфигураций.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
Суть его — в управленческом лидерстве в данном городском сообществе, которое в античности — греческой и римской — именовалось словом полис.
Второй центр, объединяющий жизнь полиса, — храмовый комплекс. Здесь храм, в отличие от догородских форм, создается в самом сердце городского поселения.
Третий — торговая площадь, рынок. Как ни разноплановы понятия "храм" и "рынок", тем не менее интересно обнаружить, что эти, казалось бы, диаметральные образования — сугубо земное и возвышенное — соседствуют. Они следуют друг за другом очень тесно на протяжении всех веков вплоть до Нового времени. Поэтому, как бы возвышены не были устремления тех, кто посещает храм, рядом для них продается то, что необходимо для выживания. Рынок — торговое и бытовое сосредоточение интересов городских жителей.
Выделение профессиональной рекламы из проторекламных текстов
Отличие проторекламы от профессиональной рекламы — очень ответственный момент в понимании данных феноменов. Оно заключается в том, что явление проторекламы синкретично, ею используется весь набор знаковых функций. Процесс профессионализации сопровождается отбором тех функций, которые концентрируются именно на рекламных задачах. На первых порах этот процесс происходит на базе устного речевого общения.
Когда в человеческом сообществе формируется устная речь, происходит то, что культурологи называют первой информационной революцией — это ситуация возникновения в пред-человеческом сообществе (поскольку без языка — это еще не полностью человеческое сообщество) речевой коммуникации.
Первоначально речевое общение — синкретично. В нем сплавлены разнообразные социальные функции: информационная, регулятивная, экспрессивная и др. Но постепенно в устной культуре расслаиваются типы текстов, обслуживающие различные виды деятельности: ритуальную, производственную, эстетическую и др.
Для формирования рекламного типа текстов, их выделения из проторекламной стадии первостепенно важным оказывается способность речевой коммуникации исполнять сигнальную, экспрессивную и суггестивную роль в массовом общении.