Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 21




ренные лозунги, а в середине или внизу более подробные поясняю­щие тексты»

Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 21 - student2.ru А вот впечатления участ­ника поезда им. Ленина, вы­шедшего из Москвы в декаб­ре 1918 г.:

Литературно-инструкторский поезд им. В.И. Ленина «Октябрьская революция». Вагон с росписью неизвестного художника на тему «молот и плуг»

Чем дальше, тем сильней литературный голод. Мы уже раздали листки и газеты не только на остановках — мы бросаем их на ходу встреч­ным крестьянам. За поездом вереницей бежит деревенская молодежь... Приближаемся к цели нашего путешествия: к красной Казани. Наши това­рищи по поезду работали и здесь: в один миг на станции,

на старых бараках, на заборах появились наши плакаты, воззвания,

— сколько их распространено за всю дорогу!2.

Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 21 - student2.ru
Агитационно-инструкторский поезд им. В.И. Ленина (Украинский). Вагон с росписью художника Н.В. Костяницына на тему «В Учредиловке пан дует в свой карман»

С сегодняшних пози­ций можно рассматри­вать деятельность агит­поездов и агитпарохо­дов как многоэтапную, продленную во времени рекламно-политическую кампанию. «В общем итоге поезда обслужили 96 губерний, сделав 775 остановок, из которых 96 — в губернских горо­дах, 189 — в уездных, 468 — в селениях и спе­циально на заводах — 14. Всего на остановки затрачено 659 суток. На остановках перебывало 2 752 000 человек»3. Даже учитывая возмож­ное преувеличение приведенных цифр со стороны одного из органи-

заторов этой напряженной деятельности, нельзя не признать ее неза­урядной массовости и резонансности.

Оформление Но и на этом ярком фоне не могут потускнеть

революционных те грандиозные рекламно-агитационные пред-праздников ставления, которые создавала революционно

настроенная интеллигенция по случаю «крас­ных дат» — первой, второй и третьей годовщин Октябрьской рево­люции и Первомайских праздников. Художники-плакатисты и здесь играли главные роли. Об оформлении первого после револю­ции празднества 1 мая 1918 г. нарком просвещения А.В. Луначар­ский писал:

Многие, не разгибая спины, работали по 14—15 часов над ог­ромными холстами. И написав великана-крестьянина и великана-рабочего, выводили потом четкие буквы: «Не отдадим красного Петрограда!» или «Вся власть Советам!1.

Дворцовая площадь, Марсово поле, центральные улицы Петро­града буквально пламенели кумачовыми флагами, яркими плаката­ми с эмблемами серпа и молота, красной звезды. «На Неве днем выстроился флот, расцвеченный тысячами разноцветных флажков. Вечером же здесь зажглись десятки прожекторов, в небо взвились тысячи ракет. Завершился день грандиозным фейерверком2.

Еще более разнообразно и многолюдно был организован празд­ник в Петрограде в первый юбилей революции 7 ноября 1918 г.

На ряде плакатов и панно красовались юноши, трубившие в фанфары, державшие красные знамена или факелы, скачущие на ко­нях или колесницах. На других мускулистые мужчины били молотом по наковальне, крутили штурвалы невиданно фантастических машин или рубили украшенные короной головы змей и чудовищ. Нередко изображались могучий Микула Селянинович, вспахивающий плугом необозримое поле, и плывший в ладье Степан Разин. Встречались групповые изображения молодых женщин и мужчин, разрывающих Цепи, поднимающих знамена и факелы или рассыпающих из рога изобилия плоды и цветы. Очень много было плакатов и панно чисто аллегорического характера: расколотый на части земной шар, сло­манные тюремные решетки, пылающие руины дворцов, поднимаю­щееся над горизонтом солнце, зеленеющие нивы, сияющие радуги, локомотивы, несущиеся на всех парах, фабрики и заводы с дымящи­мися трубами и т.п. ...Эта изобразительно-знаковая система во всем



Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 21 - student2.ru Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 21 - student2.ru 1 Бибикова И.М. Роспись агитпоездов и агитпароходов // Агитмассовое искусст­в
во советской России. В 2-х т. — М., 2002. Т. 1. С. 15.

2 Там же. С. 42.

3 Полонский В. Указ. соч. С. 60.

2 Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. — М., 1968. — С. 208—209.

См.: Ростовцева Н. Участие художников в организации и проведении праздников 1 мая и 7 ноября 1918 г. // Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. - М, 1971.



Глава 1


Наши рекомендации