Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 21
ренные лозунги, а в середине или внизу более подробные поясняющие тексты»
А вот впечатления участника поезда им. Ленина, вышедшего из Москвы в декабре 1918 г.:
Литературно-инструкторский поезд им. В.И. Ленина «Октябрьская революция». Вагон с росписью неизвестного художника на тему «молот и плуг» |
Чем дальше, тем сильней литературный голод. Мы уже раздали листки и газеты не только на остановках — мы бросаем их на ходу встречным крестьянам. За поездом вереницей бежит деревенская молодежь... Приближаемся к цели нашего путешествия: к красной Казани. Наши товарищи по поезду работали и здесь: в один миг на станции,
на старых бараках, на заборах появились наши плакаты, воззвания,
— сколько их распространено за всю дорогу!2.
Агитационно-инструкторский поезд им. В.И. Ленина (Украинский). Вагон с росписью художника Н.В. Костяницына на тему «В Учредиловке пан дует в свой карман» |
С сегодняшних позиций можно рассматривать деятельность агитпоездов и агитпароходов как многоэтапную, продленную во времени рекламно-политическую кампанию. «В общем итоге поезда обслужили 96 губерний, сделав 775 остановок, из которых 96 — в губернских городах, 189 — в уездных, 468 — в селениях и специально на заводах — 14. Всего на остановки затрачено 659 суток. На остановках перебывало 2 752 000 человек»3. Даже учитывая возможное преувеличение приведенных цифр со стороны одного из органи-
заторов этой напряженной деятельности, нельзя не признать ее незаурядной массовости и резонансности.
Оформление Но и на этом ярком фоне не могут потускнеть
революционных те грандиозные рекламно-агитационные пред-праздников ставления, которые создавала революционно
настроенная интеллигенция по случаю «красных дат» — первой, второй и третьей годовщин Октябрьской революции и Первомайских праздников. Художники-плакатисты и здесь играли главные роли. Об оформлении первого после революции празднества 1 мая 1918 г. нарком просвещения А.В. Луначарский писал:
Многие, не разгибая спины, работали по 14—15 часов над огромными холстами. И написав великана-крестьянина и великана-рабочего, выводили потом четкие буквы: «Не отдадим красного Петрограда!» или «Вся власть Советам!1.
Дворцовая площадь, Марсово поле, центральные улицы Петрограда буквально пламенели кумачовыми флагами, яркими плакатами с эмблемами серпа и молота, красной звезды. «На Неве днем выстроился флот, расцвеченный тысячами разноцветных флажков. Вечером же здесь зажглись десятки прожекторов, в небо взвились тысячи ракет. Завершился день грандиозным фейерверком2.
Еще более разнообразно и многолюдно был организован праздник в Петрограде в первый юбилей революции 7 ноября 1918 г.
На ряде плакатов и панно красовались юноши, трубившие в фанфары, державшие красные знамена или факелы, скачущие на конях или колесницах. На других мускулистые мужчины били молотом по наковальне, крутили штурвалы невиданно фантастических машин или рубили украшенные короной головы змей и чудовищ. Нередко изображались могучий Микула Селянинович, вспахивающий плугом необозримое поле, и плывший в ладье Степан Разин. Встречались групповые изображения молодых женщин и мужчин, разрывающих Цепи, поднимающих знамена и факелы или рассыпающих из рога изобилия плоды и цветы. Очень много было плакатов и панно чисто аллегорического характера: расколотый на части земной шар, сломанные тюремные решетки, пылающие руины дворцов, поднимающееся над горизонтом солнце, зеленеющие нивы, сияющие радуги, локомотивы, несущиеся на всех парах, фабрики и заводы с дымящимися трубами и т.п. ...Эта изобразительно-знаковая система во всем
1 Бибикова И.М. Роспись агитпоездов и агитпароходов // Агитмассовое искусств
во советской России. В 2-х т. — М., 2002. Т. 1. С. 15.
2 Там же. С. 42.
3 Полонский В. Указ. соч. С. 60.
2 Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. — М., 1968. — С. 208—209.
См.: Ростовцева Н. Участие художников в организации и проведении праздников 1 мая и 7 ноября 1918 г. // Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. - М, 1971.
Глава 1