Монополия на частные объявления
«Декрет о введении Одним из первых правительственных по-государственной монополии становлений новой власти Советов стал на объявления» 1917 г. «Декрет о введении государственной монополии на объявления», подписанный председателем Совета народных комиссаров В. И. Лениным и народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским от 21 ноября 1917 г. В документе значилось:
1. Печатание объявлений в периодических изданиях печати,
равно в сборниках и афишах, а также сдачи объявлений в киоски,
конторы и т.п. учреждения объявляются монополией государства.
2. Печатать таковые объявления могут только издания Времен
ного рабочего и крестьянского правительства в Петрограде и изда
ния местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депута
тов. За напечатание объявлений не имеющие на это право издания
закрываются.
3. Все заведующие изданиями и предприятиями, помещающими
объявления за плату, а равно все служащие и рабочие этих пред
приятий обязуются немедленно собраться в городские собрания и
объединиться — сначала в городские союзы, а затем во Всероссий
ский союз для более успешной и правильной организации дела
предприятия и помещения в советских изданиях частных объявле
ний, равно для выработки правил более удобного для населения
приема и печатания этих объявлений1.
1 Декреты Советской |
власти. - М., 1957. Т. 1. - С. 55-56
8 особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 9
В следующих двух пунктах документа идет речь о санкциях для нарушителей данного декрета: конфискация имущества и тюремный срок до трех лет. Два заключительных раздела содержат увещевания не доводить дело до конфронтации.
Само установление подобных правил отбрасывало Россию на полстолетия назад, к временам, предшествовавшим реформам 60-х годов, когда также существовала государственная монополия на публикацию частных объявлений. Первоочередной причиной сверхоперативного издания данного декрета являлась не столько экономическая, сколько политическая ситуация. Добиться высокой прибыли на публикацию частных объявлений в условиях всеобщего переустройства было очень проблематично. Но вот «заткнуть рот» многочисленным недругам Советской власти такой декрет мог поспособствовать.
«Разноголосица» лозунгов, На протяжении всего революционного призывов, прокламаций 1917 г. объявлений, рекламные
тумбы, страницы газет и просто стены
жилых домов буквально ломились от разноголосицы лозунгов, призывов и прокламаций, смыслы которых категорически опровергали друг друга. Далее мы приведем тому несколько текстовых примеров. А сейчас сошлемся на впечатления очевидцев.
В те дни плакаты печатались в таком количестве и с такой быстротой, что трудно бьио найти для них место на заборах. Кадетские, социал-революционные, меньшевистские, левоэсеровские и большевистские плакаты наклеивались один на другой такими густыми слоями, что однажды Рид (известный американский публицист Джон Рид. — Авт.) отодрал пласт в шестнадцать плакатов один под другим. Ворвавшись в мою комнату и размахивая огромной бумажной плитой, он воскликнул: «Смотри! Одним махом я сцапал всю революцию и контрреволюцию!1.
В свою очередь сам Рид добавлял штрихи к рисунку своего друга А. Вильямса за день до Октябрьского восстания: «Все стены заклеены... Разоблачения, воззвания, декреты...»2.
Степень ожесточенности, с какой совершались разоблачения, в значительной степени основанные на слухах, а не фактах, требовала определенного регулирования со стороны властных структур. Но радикальность, с какой новая власть взялась за это регулирование, далеко не бесспорна.
1 Вильяме А. Биография Джона Рида // Рид Дж. 10 дней, которые потрясли мир. —
М., 1958. - С. 248.
2 РидДж. Указ. соч. С. 150.
Имеется в анализируемом декрете и немало иллюзорных моментов. Например, завершающая четвертый пункт ссылка на «удобство населения». От нее веет большой долей лицемерия, сходного с дальнейшим переносом праздников и выпуском облигаций денежных займов «по желанию трудящихся».
Практическая непродуктивность реконструирования массового приема объявлений от населения обнаружилась через несколько месяцев. Правительство поручило эту миссию Наркомату почтовой связи, основные предприятия которого на местах — почты — надолго были дезорганизованы. На исходе Гражданской войны начали создаваться специальные государственные учреждения, занимающиеся рекламой. Об этом речь далее. Здесь же зададимся вопросом: удалось ли цитированному нами декрету свести на нет частные объявления, не санкционированные государством? Отнюдь нет. Ими были пронизаны бытовые условия повседневности.
1.2. Бытование устных рекламных текстов
Документальные источники свидетельствуют, что еще долго после Октябрьского революции в стране продолжали полыхать политические страсти. В этих условиях наиболее востребованными широкими массами оставались разнообразные политические тексты и лозунги. Лозунг, призыв, прокламация — это исконные жанры политической агитации, но одновременно — это и жанры политической рекламы.
Массовое распространение в период 1918—1920 гг. получила устная политическая реклама. Судить об этом мы можем по отзывам современником и документам той поры, запечатлевшим политические настроения и высказывания представителей «взбаламученных» масс. Вновь обратимся к впечатлениям американского журналиста Джона Рида:
Россию затоплял такой поток живого слова, что по сравнению с ним «потоп французской речи», о котором пишет Карлейль (французский историк. — Авт.), кажется мелким ручейком. Лекции, дискуссии, речи — в театрах, цирках, школах, клубах, залах Советов, помещениях профсоюзов, казармах... Митинги в окопах на фронте, на деревенских лужайках, на фабричных дворах...1.
И такая общественная атмосфера типична для всего переходного периода — от свержения царизма до упрочения Советской власти к концу Гражданской войны.
Глава 1
Лозунги. Митинговая речь — эффект прямого действия |
Устная речевая стихия лидировала в этот период среди всех средств массовой информации и агитации. Не малая доля в таком общественном самовыражении приходилась на рекламно сформулированные и высказанные тексты. Доминирующий жанр политической рекламы данной поры — злободневные лозунги. Они рождались по ходу развития событий, возникая из чаяний народной толщи, из отдельных реплик митингующих. Они выражали глобальные и сиюминутные задачи революции: «Вся власть Советам!», «Даешъ Учредительное собрание!», «Мира и хлеба!». Некоторые из этих громогласных воззваний были однодневками, другие — получали широкую поддержку, закреплялись в печатных вариантах, переносились на листовки и прокламации, на страницы полемизирующих между собой газет.
Сами лозунги противоборствующих политических групп скрещивались подобно клинкам и высекали искры, претворявшиеся в массовые действия. Так, лозунги братания с неприятелем, все чаще раздававшиеся в конце 1917 г. на российско-немецких фронтах, приводили в массовых масштабах к прекращению военных действий.
Лозунг — это устное, письменное или печатное высказывание, исполняющее функции, аналогичные тем, которые в условиях развитого рекламного процесса осуществляет слоган.
Речь на политическом митинге, совещании, съезде по жанровой принадлежности относится как к сфере риторического политического, так и рекламного мастерства. Степень ее результативности в условиях революционного подъема определялась двумя главными факторами: лаконичностью и экспрессией. Наиболее действенные речи той поры являлись разверткой насущных политических лозунгов. Мы далеки от того, чтобы любое риторическое высказывание причислять к рекламной деятельности. Однако такое ответвление ораторского мастерства, как митинговая речь, на наш взгляд, обладает функциональными свойствами политической рекламы.
Современники подобных речей нередко упоминают об их «зажигательной» роли, о массовом достижении ими эффекта прямого действия, именно того эффекта, который характерен для наиболее успешных рекламных акций.
Вот генерал Скобелев через день после октябрьских событий призывает все группировки объединиться перед лицом большевистской опасности. Он выступает на заседании Комитета общественного спасения, созданного на базе Петроградской думы, и говорит: «Власть Советов — это не власть демократии, а диктатура, и притом не диктатура пролетариата, а диктатура против пролетариата. Вся-
Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 11
^й кто жил и живет революционным одушевлением, должен встать теперь вместе с нами на защиту революции... Время резолюций прошло... Пусть те, кто потерял веру в революцию, отойдут в сторону... Чтобы восстановить единую демократическую власть, необходимо снова поднять престиж революции... Поклянемся же, товарищи, что революция будет спасена или мы погибнем вместе с ней!»1- И далее очевидец комментирует реакцию аудитории: «Собрание встало и покрыло эту речь громом аплодисментов. Все глаза
сверкали»2.
Вот эта непосредственность реакции слушателей — важное мерило эффективности, результативности как агитации, так и рекламы. На политической арене этим видам деятельности нередко случается пересекаться и совмещаться.
Митинговые речи зачастую оканчивались совместным скандированием злободневных лозунгов, подчас из самой речи и вытекавших. Экстракт митинговых речей получал вторую жизнь в печатных вариантах агитационных и рекламных текстов — воззваниях и прокламациях, о которых речь пойдет далее.
Проявления Здесь же обратимся к иным вариантам устно-ярмарочного го проявления рекламной стихии в эпоху
фольклора: заклички, Гражданской войны. Речь пойдет о традици-прибаутки, уговоры онном бытовании ярмарочного фольклора —
спонтанном порождении рекламных текстов в условиях рыночного предложения продовольственных и иных потребительских товаров.
Общеизвестно, что новая власть запретила свободу частной торговли, рассчитывая обеспечить продовольственный минимум городских жителей распределением продуктов по карточкам. Вовлечь крестьян в добровольное предоставление властям зерна, муки и Других продуктов новая власть надеялась посредством прямого товарообмена. Однако сбыться этим благим намерениям не довелось, здесь можно говорить и об утопизме самих этих намерений и главное — об отсутствии надежной распределительной организации, которая была бы способна преодолеть повсеместный разрыв отлаженных ранее коммуникаций.
Уже в самом начале 1918 г. паек столичных жителей в среднем Редко составлял более 100 граммов черного хлеба на человека в День. Инстинкт выживания привел к необходимости создать разветвленную сеть нелегальной торговли, которая и стала основным источником снабжения горожан съестными продуктами, а крестьян —ширпотребом. Как же мирилась с этим пролетарская диктатура?
Цит. по: Рид ДЖ. уКаз. соч. С. 136. Гам же.
Глава 1
Власть не мирилась. В течение 1918—1920 гг. постоянно выходили постановления об усилении борьбы со спекуляцией и мешочничеством, создавались заградительные отряды, пресекавшие перевозку товаров на том или ином направлении, в деревнях действовали продотряды, насильно реквизировавшие провиант. Однако острая голодная нужда большинства народа изыскивала способы обходить все эти препятствия. И в совокупности количество нелегально распространяемого товара, как показали последние исследования, было не меньше, а по некоторым данным, больше официально распределяемых1.
В течение 1918 г. нелегальная торговля нашла формы самоорганизации и внутреннего разделения труда. При этом наиболее предприимчивые и умелые завозили в городские центры, преодолевая заградотряды (где ловкостью, где силой, где подкупом), оптовые партии продуктов, закупленных и выменянных в деревнях. Другие участники этих акций предоставляли помещения для хранения товаров, а третьи — реализовали продукцию на рынках.
Вот здесь и возникает для нас самое интересное. Розничная продажа на рынках не прекращалась в целом по стране во все годы «военного коммунизма», хотя временами облавы и экспроприации на рынках случались. Но рыночная торговля продолжалась, причем особенно интенсивно в обеих столицах. Тут на обширных торговых площадях, как и встарь, как и в наши дни, процветала фольклорная устная реклама. Здесь были прозаические и рифмованные объявления, заклички, прибаутки, речитативные уговоры — приемы, сохранившиеся в народном опыте от прошлой жизни.
Е.П. Иванов записал присказки рыночных продавцов в 1917 г. Вот продавец махорки завлекает:
«Дрезина» и «Казак» — кури их с сыта и натощак! Кременчугский «Самокат» можно курить, давать напрокат... Нате бумажку — свертите на пробу...
А вот махорка-мухобой, самая крепкая!
Один курит, а семь наземь в обморок падают. От другого прилавка слышится:
Изюм-изюм — поможет от вредных дум. А еще громче звучит:
Семечки-зернышки, Лучшие подсолнушки и т.п.2
Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 13
Махорка и семечки в эти годы были самыми (после хлеба) востребованными товарами, но и конкуренция между их розничными продавцами не ослабевала.
«Москва, несмотря на все запреты со стороны «вождей», оставалась торговым городом. На многочисленных столичных площадях звучал разноголосый гомон продавцов, расхваливавших на все лады свои товары... На рынках продавали оптом и в розницу хлеб, пирожки, папиросы, спички, рис, изюм и т.д.»1.
Привлекающие внимание возможного покупателя комбинации слов и предложений сами слетали с губ завсегдатаев рынков и толкучек. Но, конечно, произносились с некоторой оглядкой, не в полный голос, без былого куражу.
Под давлением обстоятельств власть то усиливала, то ослабляла преследования вольной торговли. Большая часть зарплаты столичным рабочим выдавалась натурой. «В начале 20-х гг. список «натур-выдач» включал в себя 185 названий, до 93% официального заработка составляла натуроплата. Всем работникам не оставалось ничего иного, как заняться куплей-продажей. Поэтому количество торгующих в 1919—1921 гг. по отношению к 1918 г. выросло. Заменявшие зарплату корыта, кирпичи, колеса, хомуты, изюм и многое другое сбывались на бесчисленных рынках, обменивались на котировавшиеся в деревне товары»2.
Под давлением подобных ситуаций местные власти порой считали возможным ослушаться центральную. В начале 1919 г. «особым решением исполком Моссовета открыл 16 рынков для вольной торговли, а также снял на всей подведомственной ему территории заградительные отряды... Пример Москвы быстро распространился по советским территориям. В Петрограде и Костроме объявили полную свободу торговли ненормированными продуктами на рынках. В Воронежском уезде были расформированы все «заграды», а исполком местного Совета обратился к населению с призывом свободно доставлять и продавать продукты»3.
Все эти предвестия повсеместной новой экономической политики несколько облегчали бытовую повседневность рядовых людей и на какое-то время превращали нелегальные рынки в официально Функционирующие и не скрывающие рекламных призывов своих Участников.
1 См.: Давыдов А.Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть в
1917-1921 гг. - СПб., 2002. - С. 279-282.
2 Иванов Е. Меткое московское слово. — М., 1989. — С. 145—146.
Давыдов А.Ю. Указ. соч. С.144
Тамже С.299
Тамже С.309
Глав 1
Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 15
1.3. Изобразительные жанры агитационно-рекламной деятельности
Еще в дооктябрьский период в России довольно широко в рекламных целях применялся полихромный плакат. Его основными направлениями были: торговый, зрелищный и благотворительный1. В годы Первой мировой войны начинает распространяться и плакат социально-политический. Его содержанием становятся призывы к мужеству бойцов, к помощи раненым, к защите семей, потерявших кормильца. Временное правительство на протяжении 1917 г. много плакатов посвятило продвижению в жизнь Военного займа. Но подлинный взлет плакатного творчества происходит в революционные годы — 1917—1920. Только учтенное количество сюжетных образцов, выпущенных за это время, приближается к тысяче. Причем имеется в виду лишь советская часть плакатных изданий. Между тем на фронтах Гражданской войны в смертельной схватке встречались не только люди, но и их материализованные идеи, изложенные плакатными средствами. В Белой армии существовал так называемый «Осваг», т.е. Освободительно-агитационный отдел Добровольческой армии, в котором работали известные мастера реклам-но-плакатного жанра — И. Билибин и Е. Лансере.
Видимо, можно ориентировочно полагать, что суммарно число «двинутых в массы» плакатов за три с небольшим года составило не менее полутора тысяч произведений, каждое из которых тиражировалось в нескольких сотнях экземпляров. То есть новые плакатные сюжеты появлялись не реже, чем через день.
Революционный плакат и его императивный тон |
Мы уже говорили, что нередко митинговые речи рождались из необходимости развернуть, расшифровать злободневный лозунг. Данный творческий императив лежит и в основании тематического содержания революционных плакатов. Один из первых исследователей этого направления графики пишет:
Наиболее элементарными, а потому самыми распространенными темами для плаката послужили лозунги, призывы. Императивный тон являлся для плаката характерным именно потому, что повеление, приказ, призыв поддаются самому краткому живописному оформлению2.
1 См. подробнее: Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. — СПб., 2002. —С. 236-241. 2Полонский В. Русский революционный плакат. М., 1925. — С. 111. |
Агитационно-рекламные призывы, как правило, вербально со
провождали изображение. Если для одной противоборствующей
стороны это были лозунги: «Все на защиту Петрограда!» или «Все
на борьбу с Деникиным!», то для другой они звучали так: «Спасай
Родину!», «Борись за Свободу!». Объективно в этой лозунговой
схватке, так же, как и в реальной, на тот период победили револю
ционные силы. За ними пошло большинство, увлеченное самим
процессом сдвига, самой возможностью изменения убогой и косной
жизни, охватившей широкие массы народа, одушевленные идеей
грядущего светлого будущего. В утверждение подобных представле
ний и ориентации вклад рекламно-плакатного творчества очень
велик. .
Это признавала проигрывающая сторона. Один из лидеров Добровольческой армии писал:
В то время как наши плакаты были скромных размеров и большей частью без рисунков, противник выпускал их грандиозных размеров, иллюстрируя свои лозунги великолепными рисунками. Чувствовалось, что мы еще не оценили всего влияния этого могучего средства борьбы за психологию народных масс, что мы не умеем опуститься до уровня понимания последних и судим по самим себе, брезгливо относясь к тому дешевому, в наших глазах, эффекту, который на нас эти плакаты' производят. Противник лучше нас знал и понимал, с кем имеет дело, и бил нас в этой области на каждом шагу1.
Суждение, на наш взгляд, проницательное
и справедливое. «Картинок» и в продукции «Освага» было немало. Но выглядели они абстрактнее, холоднее, туманнее в своей опорной символике. Так, «свобода» являлась в облике дородной барыни в народном кокошнике, а Добровольческая армия — в образе Георгия Победонос-
1 Цит. по: Полонский В. Указ. соч. С. 63—64.
Глава 1
Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 17
I
ца. Таким, отчасти уже залакированным образам противостояли облики мужественных мускулистых рабочих под алыми знаменами, зовущие вперед, к мировой революции, к раскрепощенному труду, к залитому солнечным сиянием будущему.
Революционные плакаты создавали талантливые художники — Д. Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов), В. Дени (Виктор Николаевич Денисов), А Радаков, Н. Кочергин, Н. Когоут, Д. Мельников, И. Касаткин, М. Черемных. Каждый обладал своим творческим почерком, но общее впечатление от их работ можно выразить словами Вячеслава Полонского:
Плакат революционный касается самого главного — он говорит о жизни и смерти, о борьбе и победе, о насилии и свободе, о хлебе и человечестве, о настоящем и будущем — о темах широкого мирового охвата1.
ПОМОГИ |
Д. Моор. Помоги! |
Лидером среди революционных плакатистов стал Дмитрий Моор. Его псевдоним восходит к главному действующему лицу драмы Ф. Шиллера «Разбойники». Один из первых его плакатов «Петроград не отдадим!» стал зачинателем изобразительных публикаций на ту же тему. Классикой стали его и поныне широко известные плакаты «Ты записался добровольцем?» (1920) и «Помоги!» (1921). Для стиля этого художника характерен монументализм и суровая лаконичность. Центральные положительные образы его композиций словно высечены из гранитного монолита. Они производят впечатление силы, собранной в один кулак, решимости до последней капли крови отстаивать свою правоту, любой
ценой достичь заветной цели.
1 Полонский В. Указ. соч. С. 13.
В иной стилистике выполнено большинство произведений В. Дени. Он — мастер сатиры, шаржа, карикатуры. Его специализация — высмеивание противника, низведение его до пародийного облика. Таковы трактовки в плакатах «Антанта» (1919), «Освободители» (1919), «На могиле контрреволюции» (1920). Композиционные решения этого художника, как правило, многофигурны, в них причудливо совмещены бытовые и фантастические штрихи и детали, что усугубляет сатирический и комический эффект.
В.Дени. На могиле контрреволюции
«Окнасатиры» Создавая плакаты Гражданской войны, ху-
РОСТА- оперативная дожники в основном тяготели к одной из
политическая реклама Двух описанных тенденций: позитивному мо-
нументализму или сатирической экспрессивности. Хотя, разумеется, присутствовало и своеобразное сочетание этих разнонаправленных начал. Подобным проявлением, на наш взгляд, стали плакаты художника М. Черемных и поэта В. Маяковского в «Окнах сатиры» РОСТА (Российского телеграфного агентства). Они создавались от руки, размножались посредством трафаретов и уже поэтому их рисунок отличался схематизмом, угловатостью, отсутствием деталей. Но эти, казалось бы, недостатки, оборачивались дополнительной силой воздействия. Схематизм придавал Фигурам положительных образов оттенок монументальности, отрицательные же образы приобретали, вследствие схематизма, дополнительную сатирическую остроту. Как вспоминают современники, эти «Окна» создавались под диктовку телеграфного бюллетеня, выcтавлялись для широкого обозрения по самым горячим следам.
Изображения здесь комментировали и обогащали стихи, частушки эпиграммы.
VII Всероссийский съезд Советов в декабре 1919 г. обратился к
Европе с мирным предложением. Немедленно в выпуске «Окон» № 8
демонстрируется фигура красноармейца с флагом в одной руке и
Глава 1 |
белым листом с надписью «МИР» — в другой. А текст Маяковского
гласит:
Рабочей России красной рыцарь
вновь предлагает Европе мириться.
Их дипломаты, задумались горько.
Рабочий Антанты! Решенье ускорь-ка!1.
М. Черемных. Все на помощь Донбассу! Окно РОСТА |
следующем выпуске № 9 продолжение темы: изображен уже не красноармеец, а рабочий, предлагающий европейскому дипломату мирный договор, но тот непреклонен. И следует рукоприкладство. Сюжет озаглавлен «Одно из двух». Текст Маяковского грозит: Не хотят подписывать мир пером — Так сами его подпишем штыком2. Вначале
планировался еженедельный выпуск «Окон», но события захватывали и темп убыстрялся. К началу 1920 г. на различных улицах Москвы было уже около десятка мест расклейки подобных плакатов. Они располагались в витринах не работавших магазинов, что тоже выглядело символично: продуктовую рекламу сменила политическая в самом наглядном варианте. Вскоре подобные «окна» появились в Петрограде, Ростове-на-Дону, Харькове, Клеве, аку. Для «Окон» также работали И. Малютин, А. Лавинский, В. Лебедев, тексты, помимо Маяковского, иногда составляли М. Вольпин, О. Брик.
О процессе работы В. Маяковский вспоминал:
Ночь ерзали по полу над аршинными листами художники, и утром, часто даже до получения газет, плакаты — окна сатиры вывешивались в местах наибольшего людского скопища: агитпункты, вокзалы, рынки и т.д. Так как с машинами считаться не приходилось, плакаты делались огромных размеров 4x4 арш., многоцветные, всегда останавливающие даже бегущего... После некоторой практики трафаретчики стали давать от 50 до 200 оттисков...3.
1 Маяковский В.В. Поли. собр. соч. в 13 тт. — М., 1957. Т. 3. С. 30.
2 Там же. С. 74.
3 Маяковский В.В. Революционный плакат // Поли. собр. соч. М., 1959. Т. 12. С. 34.
Особенности рекламной деятельности в эпоху революции и Гражданской войны 19
Всего за 1919 и 1920 гг. в РОСТА было создано около тысячи образцов. Действенность этой оперативной политической рекламы была огромной. Немало людей приходило в отделения РОСТА, чтобы получить комментарии к прочитанному в «окнах» и выяснить, чем можно конкретно помочь красным фронтовикам. В 1921 г. «Окна сатиры» перешли из Телеграфного агентства в ведение Глав-политпросвета, несколько изменили тематику (см. главу 2).
. Обратимся к еще одной форме плакатной полити-
Агитпоезда „ „ „ „
и агитпароходы ческой рекламы, рожденной революцией. Это —
оформление и «начинка» так называемых агитпоездов. Например, поезд «Октябрьская революция» с 29 апреля 1919 г. до 12 декабря 1920 г. совершил 12 длительных поездок и побывал почти на всех фронтах. В те же сроки по Каме и Волге ходил пароход «Красная звезда» с аналогичными целями, а именно: распро-
Агитпоезд «Красный казак». Вагон с росписью художника М.А. Маркевича и лозунгом «Казачки! Знайте, что Советская власть раскрепостила женщину-труженицу»
странить ту агитационную изобразительную и печатную продукцию, о которой говорилось выше, в передвижной типографии выпустить и распространить листовки на злобу дня, организовать митинги, показать агитфильмы.
Поезд «Октябрьская революция» состоял из 17 вагонов, каждый из которых был расписан под руководством профессиональных художников и являл уже своим внешним обликом неотразимое зрели-Ще- Росписи носили плакатный характер и состояли из реалистичных и символичных изображений на революционные темы. Они сопровождались надписями. «Само расположение их на стенке вагона строилось по известной системе: вверху помещались краткие заост-
Глава 1