Государственное регулирование внешней политики
Как наглядно демонстрирует история, национальная экономика далеко не всегда проявляет способность к саморегулированию и в деле преодоления различного рода кризисных состояний ей необходимо помощь государства. Эта помощь направлена на сокращение негативных последствий и депрессивных явлений и на обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.
Одним из направлений государственного регулирования экономики (ГРЭ) выступает государственная внешнеторговая политика, воздействующая как на экспорт, так и на импорт и отвечающая требованиям международной экономической безопасности страны.
Государственное регулирование экономики выступает B качестве одной из основных форм участия государства в экономике, состоящей B его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. В условиях рыночного хозяйства ГРЭ представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Теоретически понятие государственной экономической политики шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную. В современных условиях невмешательство государства B социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно идут споры не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» идентичны по значению.
Таким образом, внешнеэкономическую политику следует рассматривать как политику государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющую режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капитала, рабочей силы, движение валют и др.
Важнейшей составной частью внешнеэкономической политики является внешнеторговая политика. В современных условиях активно протекающих процессов интеграции и глобализации, сопряженных с развитием внешнеторговых и других форм международных экономических отношений и с противоречивыми интересами участников этих отношений, она приобретает особую значимость. Ее задача учитывать, как позитивные тенденции гармонизации МЭО, так негативные последствия обострения международной конкуренции, все более отчетливо проявляющиеся B последние годы.
Государственная внешнеторговая политика может осуществляться разных масштабах. Во-первых, она может быть односторонней, когда правительство одной страны без согласования или консультаций c торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса и обычно вызывает аналогичную ответную реакцию у других стран.
Во-вторых, государственная внешнеторговая политика может проводиться на двусторонней основе. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.
В-третьих, государственная внешнеторговая политика может осуществляться на региональном уровне, на уровне интеграционной группировки. Примером может послужить государственное регулирование внешней торговли в рамках ЕС.
В-четвертых, государственная внешнеторговая политика может осуществляться на многосторонней основе, например, когда в роли субъекта регулирования выступает Всемирная торговая организация.
На практике реализуется комбинированный вариант внешнеторговой политики, в который входят такие направления, как фритредерство и протекционизм. Фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля) представляет собой либеральное направление в экономической теории и политике, основанное на принципе свободы торговли и невмешательстве государства в частную предпринимательскую деятельность, отмене различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Фритредерство (свободную торговлю) можно рассматривать как направление внешнеторговой политики, предусматривающее свободу предпринимателей и фирм в принятии и осуществлении решений по ведению внешней торговли. Сторонники фритредерства полагают, что экономические законы, конкуренция, рынок, свободные от каких-либо вмешательств, осуществят саморегулирование хозяйства и обеспечат прибыль как условие его дальнейшего нормального функционирования. Государство со своей опекой, по их мнению, порождает иждивенчество, снижает дееспособность производителя, ведет к бюрократизму, коррупции, торможению и даже стагнации производительных сил.
Под протекционизмом (от лат. protectio - прикрытие, покровительство) понимают экономическую политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, с одной стороны, и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки - с другой. Протекционизм можно рассматривать в качестве одною из направлений экономической теории и политики, предполагающего вмешательство государства во внешнеторговую деятельность.
Глава II.Особенности международной торговли Российской Федерации
2.1. Внешняя торговля и внешняя задолженность России