Мерчандайзинговый подход к выкладке товаров в магазине
Классический подход к размещению товара в торговом зале предполагает определение места товара в торговом зале по высоте и длине торгового оборудования, расположение отделов. При этом учитывается ряд факторов, основными из которых являются частота приобретения товаров отдельных групп, габариты товаров, затрачиваемое покупателями время на их осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп; обычно исходят из необходимости рационального использования торговых площадей, выбора для каждого отдела (секции) максимально удачного места и определения последовательности отделов.
Большие зоны товара (секторы) должны быть распределены по направлению движения клиентов. Целесообразно:
1) распределить отделы;
2) определить последовательность (порядок) представления отделов
вниманию покупателей;
3) убедиться в соблюдении этой последовательности;
4) обеспечить соблюдение однородного характера направления дви
жения.
При входе больших магазинов целесообразно разместить схему расположения отделов, чтобы покупатели могли выбирать для себя наиболее подходящий маршрут движения по торговому залу. Часто специалисты выбирают такую планировку, при которой покупатели, чтобы попасть в отделы основных покупок, вынуждены проходить через секции импульсивных товаров.
Распределение торговой площади на большие зоны обычно начинают с того, что каждому товару выделяется место в соответствии с ожидаемым объемом продаж [14]. Например, если в гастрономе объем продаж бакалейных товаров составляет 10% общей суммы продаж, то на этот отдел выделяют 10% общей площади зала. Затем изначальное распределение площади пересматривается исходя из:
♦ необходимости максимизировать общую прибыль магазина. Раз
личные места внутри магазина обладают разным потенциалом с точки
зрения получения прибыли; чем больше посетителей проходит через
отдел, тем лучше его расположение [14].Однако, если под самую прибыль
ную категорию товаров отдать соответствующее ей место на полках,
можно потерять постоянных покупателей, лояльных к другим товарным
маркам. Поэтому необходимо экспериментировать с сочетаниями различ
ной площади мест на полках в целях получения наивысшей общей при
были магазина;
♦ сезонности товара (в зависимости от времени года сезонным това
рам могут отводиться разные места);
♦ методов представления товаров и моды на них (модные товары ста
раются представить более наглядно);
♦ взаимодополняемости товаров.
Практика показала, что отдельные точки пространства торгового зала магазина неодинаково стимулируют продажи, следовательно, товары и их марки могут получить конкурентные преимущества в зависимости от занимаемых ими мест на стенах, прилавках, стеллажах и иных конструкциях зала, предназначенных для позиционирования. Поэтому можно согласиться с тем, что способы выкладки товаров могут:
♦ способствовать распределению познавательных ресурсов посети
теля;
♦ предопределять уровень обзора и привлекательности товара для
посетителя;
♦ способствовать формированию более тесных взаимоотношений
между товарами и посетителями;
♦ создавать условия для совместимого соседства, при котором потен
циал товаров-продавцов наиболее полно используется для продажи това
ров импульсивного спроса, пассивного спроса и т.п.;
♦ создавать предпочтительные условия для отдельных марок,
выбранных фирмой в качестве объектов особого внимания и использу
емых для достижения определенных тактических задач или стратегиче
ских целей;
♦ участвовать в достижении фирмой конкурентных преимуществ.
Выкладка товаров— услуга, предназначенная для демонстрации,
облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений [20]. Таким образом, выкладка товаров является особым инструментом достижения целей мерчандайзинга.
Способы размещения товаров напрямую связаны с их характеристиками. Например, для размещения обуви нужны специальные удобные стеллажи. Портьеры привлекут больше внимания, если их развесить на стенах. Женская одежда в этом плане требует особого подхода: платья, халаты, пальто и плащи вывешивают на манекенах; блузки и жакеты — на специальных подставках или бюстах; костюмы — на манекенах, полуманекенах, бюстах или подставках; юбки натягивают на картон, который предварительно сгибают по форме слегка приплюснутого усеченного конуса, в корсаж расклешенных юбок или юбок в складку вставляют картонные вкладыши [35].
Способ представления товаразависит от множества факторов. Различные источники и наши исследования [14, 18, 21, 35, 36] подтверждают, что способы представления товара зависят от планировки магазина, природы товара, упаковки, прибыли от товара, имиджа магазина и множества других факторов. Например, в специализированных магазинах с высоким уровнем цен, которые ассоциируются с модным имиджем, представляемые товары часто комбинируют по стилям и цветам. В магазинах с «упорядоченным» имиджем и средним ценовым диапазоном товары группируются по размерам. В магазинах с низким ценами (типа «секонд-хэнд») товары могут просто находиться в контейнерах или гондолах. Исходя из природы товара торты, например, должны быть выложены так, чтобы покупатель мог рассмотреть каждый, в то время как пачки с сахаром могут лежать друг на друге.
Традиционно выделяют три типа выкладки [2]:
1) горизонтальную;
2) вертикальную;
3) дисплейную.
Горизонтальная выкладка предполагает размещение однородных товаров по всей длине оборудования. На самой нижней полке при этом размещается товар самых больших размеров или более дешевый. Товар выкладывается слева направо по серии, по мере уменьшения объема. Горизонтальный способ выкладки рекомендуется использовать при демонстрации крупногабаритных изделий или мелких товаров в кассетах. Товары, в реализации которых магазин особо заинтересован, следует размещать на полках, расположенных в наиболее удобных зонах для покупателей. Товары со слабым конкурентным преимуществом часто располагаются на середине полки, а с сильным — в конце и начале ряда. Такое размещение создает эффект заимствования популярности: в окружении
сильных товаров слабые товары заимствуют у них дополнительное внимание покупателей. Оборудование при горизонтальной выкладке товара устанавливается параллельно направлению движения покупательского потока.
Вертикальная выкладка предусматривает расположение однородных товаров несколькими рядами на всех полках стеллажей сверху вниз. Такой показ товара удобен для покупателей любого роста. Товар можно располагать на стенах или высоких гондолах, причем так, чтобы он соответствовал естественному движению глаз: покупатели такого магазина словно читают газету, переводя взгляд слева направо, сверху вниз. В продовольственных магазинах общенациональные марки размещаются на уровне глаз, а частные марки магазина — на нижних полках. Дело в том, что покупатели начинают просматривать прилавок начиная с уровня глаз, постепенно доходя до самого низа. Нередко товары представляют вертикальными полосами: в универмаге можно увидеть «колонны» полотенец одного цвета, в супермаркете — стойки с оранжевыми коробками порошка «Tide» [14].
Считается, что вертикальный способ выкладки является более эффективным, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобство выбора товаров покупателями различного роста.
В магазинах часто создают основные и дополнительные точки продажи, которые необходимо расположить адекватно движению покупательского потока.
Чтобы максимально облегчить покупателям поиск нужного товара, на полках создают видимые блоки по марке, упаковке, продуктовой группе. В магазинах, торгующих через прилавок, нижние полки совершенно не видны, однако и в супермаркетах на них приходится лишь 5% общего количества продаж [2]. Поэтому все стремятся к вертикальным марочным блокам.
Дисплейная выкладка обычно применяется на дополнительных точках продажи. В этом случае используется отдельно стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанная к основной точке продажи данного товара.
Розничные торговцы используют следующие подходы к выкладке товара.
Идейное представление товара. В основе этого подхода обычно лежит какая-то идея или имидж магазина. Например, торговые предприя-
тия, продающие кухонную мебель по образцам, расставляя ее в магазине, как правило, стараются создать интерьер современной кухни.
Представление по видам и стилям. В продовольственных и хозяйственных магазинах этот подход применяется в отношении всех категорий товаров. Часто так представляют и промышленные товары. Когда покупатель ищет определенный предмет гардероба, скажем плащ, он надеется найти все плащи в одном месте.
Представление по цветовой гамме. Обычно используется в магазинах, торгующих промышленными товарами с высокой наценкой для обеспеченной категории потребителей.
Представление по ценовым категориям дает покупателям возможность выбрать товар по определенной цене.
Фронтальное представление. Данный подход к выкладке товара заключается в представлении покупателям привлекательной стороны товара. Для этого одну единицу расположенного на стеллажах товара представляют в развернутом виде.
Объемное представление предполагает представление товаров в больших количествах. Потребители связывают большие объемы однородных товаров с низкой ценой. Товар представляет сам себя.
При представлении товара используют ряд инструментов и приемов мерчандайзинга.
Инструменты мерчандайзинга. Дизайн того или иного магазина предполагает определенный способ демонстрации товаров, который позволяет акцентировать внимание покупателя на товаре и превращает покупку в простое и веселое занятие. Чтобы усилить благоприятное восприятие товара и поднять уровень продаж, используют специальное рекламное оборудование. Оно представлено двумя категориями: сезонное рекламное оборудование, постоянное рекламное оборудование. Сезонное рекламное оборудование рассчитано на короткий промежуток времени (сезон) . В него входят элементы, предназначенные для рекламной поддержки нового высокотехнологичного товара. Постоянное рекламное оборудование — это специально разработанные технологические средства, которые помогают должным образом организовать пространство торгового зала и постоянно находятся в магазине.
Оборудование должно быть простым, не громоздким, прочным, малозаметным, универсальным. Быстрота монтажа и удобство в пользовании, возможность перемещения -— важнейшие характеристики хорошего оборудования. Вместе с тем технологические средства должны точно соот-
ветствовать характеру магазина, витрине, а также виду товара. Малозаметные средства позволяют декоратору оформить торговое помещение так, что внимание покупателей сосредоточивается непосредственно на самом товаре.
Выделяют следующие мерчандайзинговые приемы представления товара [21].
Коллекционность. Весь товар, представленный в магазине, оформляется коллекционно (например, если это магазин спортивной одежды, то по видам спорта). Смешение стилей не допускается. Между собой коллекции разделяются баннерами. Для того чтобы оказать сильное воздействие на покупателя, необходимо представлять коллекции в полном объеме (одежда вместе с обувью и аксессуарами).
Баланс. Если оформляемую стену делят пополам, то две части должны являть собой зеркальное отображение друг друга, т.е. находиться в равновесии. Хорошо, если все приспособления (полки, подставки и т.д.) будут расположены одинаково с каждой из сторон, создавая эффект зеркального равновесия. Такой баланс называют зеркальным (формальным). Допускается также неформальный баланс, когда две части коллекции занимают одинаковую площадь, но оформлены по-разному. На всех типах стен товары должны смотреться сбалансированно.
Точка фокуса. Когда человек смотрит на стену, его взгляд обычно фокусируется на ее середине. Это место называется точкой фокуса. Начинать оформлять стену необходимо именно с этой точки. Здесь размещают объект, определяющий тему оформляемой коллекции. Точка фокуса должна привлечь внимание покупателя; в качестве такой точки могут выступать логотип, название коллекции, выделяющийся товар, дисплей.
Мерчандайзинговый подход к выкладке товаровисходит из того, что распределение познавательных ресурсов и формирование поведения посетителя торгового зала должны осуществляться в соответствии с психофизическими, социально-психическими и другими составляющими природной системы человека. Товары на всей площади средств их выкладки по горизонтали и вертикали воспринимаются с разной интенсивностью. Этим обусловлена необходимость предварительного анализа показателей локализации товаров по горизонтали и вертикали. Такой анализ позволяет понять, как соотносится система выкладки товаров с поведением посетителя и эффективно ли внедрение современных технологий продажи товаров на основе мерчандайзинга.
Представим идеальный случай: покупатель подходит к прямому прилавку с товарными марками, которые максимально отвечают его потребительским предпочтениям, а влияние других факторов настолько мало, что им можно пренебречь. В такой ситуации обнаруживается, что весь прилавок разделен на несколько секторов (участков) по степени восприятия размещенных на них товаров и по размерам покупок. На таком прилавке (рис. 5.7) можно выделить сектор, меньше всего привлекающий внимание и имеющий самые низкие по сравнению с другими секторами показатели продаж. Это связано с тем, что покупатель не сразу адаптируется к атмосфере прилавка, но при этом не останавливается, следовательно, товары, выложенные в начале прилавка, охвачены его вниманием слабо. Этот участок, протяженностью около 35 см, условно можно выделить как «мертвую» точку, или «холодную» зону.
По мере продвижения вдоль прилавка познавательные ресурсы покупателя полностью адаптируются к атмосфере прилавка, поведение соответствует состоянию активных покупок. Этот сектор прилавка можно условно выделить как «горячую» зону, или зону покупок. После осуществления необходимой покупки отношение покупателя к остальной части прилавка становится нейтральным, покупки здесь менее интенсивны, следовательно, этот сектор условно можно выделить как нейтральную зону, или зону средних покупок.
Направление движения покупателей
------------------------------------ ►
Рис.5.7. Распределение познавательных ресурсов покупателя по горизонтали островного прилавка
Распределение познавательных ресурсов покупателя зависит от длины прилавка: чем длиннее прилавок, тем внимание покупателя более раздроблено и менее сконцентрировано на отдельных предметах, т.е. ему сложнее выделить наиболее предпочтительный товар. Большая часть коротких прилавков, как правило, имеет длину около 5—6 м, а длинные — 10—12 м. На рисунке 5.8 представлена принципиальная схема распределения внимания покупателя в зависимости от длины прилавка.
6) Рис.5.9. Наиболее вероятная схема размещения товаров на коротких (а)
и длинных (б) пристенных прилавках
Неравномерность распределения познавательных ресурсов покупателя, а следовательно, и объемов продаж отдельных марок товаров наблюдается и по вертикали прилавка. Такая ситуация обусловлена не только поведенческими и психофизиологическими особенностями, но и антропологическими характеристиками человека, а также эргономическими свойствами оборудования. При анализе показателей по вертикали прилавка (стеллажа) тоже обнаруживаются различия в объемах продаж товаров, размещенных на нижних или верхних полках, т.е. можно выделить «холодные», «горячие» и нейтральные зоны (рис. 5.10).
Рис. 5.10.Распределение познавательных ресурсов покупателя и показателей продаж по вертикали прилавка
В практике розничного торгового бизнеса используют прилавки различной высоты и разных конструкций, которые по-разному соотносятся с антропологическими свойствами и познавательными ресурсами человека, а следовательно, подход в каждом конкретном случае должен быть дифференцированным.
Если совместить распределение познавательных ресурсов и показатели продаж по горизонтали и вертикали прилавка, стеллажа или иной конструкции для презентации товаров в пространстве торгового зала, то можно получить матрицу, которую можно использовать при разработке плана-карты прилавка (рис. 5.11).
Чтобы определить место размещения в отделе конкретного товара, многие розничные торговцы (в особенности универмаги, специализированные магазины и т.п.) составляют специальные карты-планограммы. Планограмма— это составленная из изображений товаров (например,
фотографий) диаграмма, показывающая, где должна находиться каждая товарная единица. Для магазинов, предлагающих основной ассортимент товаров, разработаны специальные компьютерные программы. Для компьютерного построения планограммы необходимо ввести номера моделей товаров или их штрих-коды, показатели прибыльности каждого товара, оборота, данные об условиях продажи, размеры упаковок и изображения товаров.
Компьютер строит планограмму по заданным пользователем приоритетам. К примеру, если торговец поставил цель разместить товары, составляющие основную часть оборота, на лучших местах прилавка, компьютер поместит их на соответствующие позиции. Если на первом месте будет стоять прибыль, компьютер рассчитает приоритеты различных мест на прилавке и оптимальное число товарных единиц для каждого места. Затем, если понадобится оценить влияние дополнительных мест или конструкций на показатели эффективности, планограмму можно откорректировать.
0% | 20% | 35% | 48% | 60% | 48% | 35% | 20% | 0% |
45% | 60% | 73% | 80% | 73% | 60% | 45% | ||
60% | 75% | 88% | 100% | 88% | 75% | 60% | ||
40% | 55% | 67% | 81% | 67% | 55% | 40% | ||
30% | 45% | 57% | 71% | 57% | 45% | 30% | ||
10% | 20% | 37% | 51% | 37% | 20% | 10% |
г 200 180 160 140 120 100 80 60 40 20
600 550 500 450 400350 300 250 200 150 100 500 |
°(см) (см)
ние наиболее привлекательного места для марки товара. Наиболее привлекательными для марок товаров на прилавках выше человеческого роста являются места, расположенные на уровне глаз, а при использовании прилавка высотой ниже человеческого роста — на уровне рук (рис. 5.12).
Высокие прилавки характеризуются тем, что на полки, расположенные на уровне глаз, приходится 40% познавательных ресурсов человека, следовательно, они и обеспечивают наивысшие показатели продаж. Наименее эффективными в этом плане являются полки, расположенные выше уровня глаз (10%) и на уровне пола (20%). Полки на уровне рук имеют средние показатели (30%).
Л Выше ш% j уровня глаз ^ I Науровне ^ 4Q% | ||||||
з | 1 На уровне | РУК | -f 30% | ||||
j 1 На уровне г пола | -f 20% | |||||
к _____ 5_ | а 1 Науровне Г глаз "* 1 Науровне J рук "Н | ► 40% ► 50% | } | На уровне рук * 50% | ||
1 Науровне Г пола ""' | ► 10% | } | На уровне пбла "» Ю% | |||
* б J | i | к | в ■ |
Рис. 5.11.Карта-план распределения познавательных ресурсов покупателя и показателей продаж с прилавка высотой 2 м и длиной 6 м
Однако, как известно, на практике для выкладки товаров используется оборудование различных типоразмеров, к которым нельзя применить данную матрицу. Поэтому для каждого вида и типоразмера прилавка необходимо разработать свою матрицу. При изменении вида и типоразмера оборудования происходит перераспределение познавательных ресурсов по горизонтали (рис. 5.7) и вертикали (рис. 5.10) прилавка, а также смеще-
Рис. 5.12.Распределение познавательных ресурсов покупателя
и объема продаж в зависимости от высоты прилавка: а) высокий прилавок; б) средний прилавок; в) низкий прилавок
У прилавка высотой в человеческий рост наблюдается иной порядок распределения познавательных ресурсов покупателя и объемов продаж: самые высокие показатели у товаров, расположенных на полках на уровне рук, самые низкие — у товаров, расположенных на полках на уровне пола, у товаров, размещенных на уровне глаз, показатели средние.
Распределение познавательных ресурсов и объема продаж зависит от конфигурации прилавка и иных конструктивных особенностей оборудования, предназначенного для презентации товаров. Так, например, показатели товаров, расположенных на прямых прилавках и прилавках с выступом, существенно различаются (рис. 5.13).
На уровне глаз | 40% | На уровне глаз | 60% | |||||
На уровне рук | 50% | На уровне рук | 30% | |||||
На уровне пола | 10% | На уровне пола | 10% | |||||
а | б |
Рис.5.13. Распределение познавательных ресурсов покупателя
и объема продаж в зависимости от конфигурации прилавка:
а) прилавок с выступом; б) прилавок прямой
Низкие показатели товаров, расположенных на прилавках на уровне пола, объясняются не только плохим обзором, но и предубеждением покупателя относительно того, что эти полки используют для выкладки устаревших моделей и товарных остатков. Эта предубежденность формируется как самостоятельно, так и под воздействием поведения самих продавцов, действительно использующих эти полки для подобных товаров. Поэтому концентрация познавательных ресурсов на этих полках носит случайный и избирательный характер и происходит в основном под воздействием специально установленных на них раздражителей или иных стимуляторов, активизирующих покупки. Следовательно, продавцы должны умело управлять познавательными ресурсами покупателей, с тем чтобы использовать все прилавки как можно эффективнее. Для достижения этой цели они могут применять метод импульсивных покупок, метод ABC и их комбинации, а также конструктивные особенности прилавка и другие факторы среды торгового зала магазина. Например, размещение на уровне пола контейнера с запасами товаров, позиционируемых на верхних полках, способствует перераспределению познавательных ресурсов и повышает показатели продаж этих зон (рис. 5.14).
На уровне глаз | 60% | На уровне глаз | 20% | |||||
На уровне рук | 30% | На уровне рук | 30% | |||||
На уровне пола | 10% | На уровне пола | 50% | |||||
а | б |
Рис.5.14. Перераспределение познавательных ресурсов покупателя и повышение объема продаж вследствие установки внизу
дополнительного контейнера: а) без контейнера; б) с контейнером
Способы выбора типа оборудования, размещения товаров на прилавках и других средствах выкладки и их презентации должны постоянно совершенствоваться. Для этого необходимо постоянно анализировать результаты такой работы и периодически корректировать выбранный вариант выкладки. Предложенные в данном пособии варианты могут служить только отправной точкой для дальнейшей работы по внедрению технологий мерчандайзинга. Основой же для определения эффективности и дальнейшего совершенствования должна стать оценка эффективности каждого прилавка и места, занимаемого отдельной товарной группой, товаром и его марками. Позиции товаров или их марок нужно менять до тех пор, пока не будет достигнута основная цель — получение экономической выгоды и повышение показателей узнаваемости, известности и других показателей, оказывающих прямое или косвенное влияние на привлекательность каждой марки и прилавка в целом.
Если при сравнительном анализе позиций товаров и эффективности отдельных прилавков обнаруживаются значимые расхождения, то поступают следующим образом:
♦ товары (марки), продажа которых требует определенных усилий,
перемещают на наиболее выгодные позиции;
♦ линейные размеры прилавков и товарных рядов с высокими пока
зателями эффективности увеличивают до значений, соответствующих их
оптимальной эффективности, т.е. до точки (объема продаж за определен
ный промежуток времени), начиная с которой прекращается адекватное
изменение эффективности;
♦ товары, не давшие желаемого результата на более привлекатель
ных позициях, исключают из ассортиментного перечня, если, конечно,
они не участвуют во взаимосвязанных покупках или не выполняют иные
функции, связанные с обслуживанием покупателей в розничном торго
вом бизнесе в целом;
♦ линейные размеры длины прилавка или товарного ряда, сокраще
ние которых не сопровождается ухудшением результатов, доводят
до оптимального значения, т.е. до точки, с которой показатели начинают
ухудшаться.
Для повышения оперативности аналитической работы и корректирующих мероприятий целесообразно вести журнал эффективности отделов, прилавков, товарных рядов, товарных групп, отдельных товаров и марок.
ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРА И МЕСТА ПРОДАЖИ
Следующим этапом мерчандайзинга является оформление товара и места продажи.
Внешний вид товара, его привлекательность для покупателя зависят от качества, состояния и оформления упаковки, ярлыков, этикеток, ценников и места продажи.
Согласно ГОСТ 17527-86 «Упаковка. Термины и определения» упаковка— это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений. Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара. Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называется вспомогательным упаковочным средством.
Основным назначением упаковки традиционно считаются защита товара (количества и качества) и окружающей среды, обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ, эффективное использование площади помещений для хранения товаров, облегчения количественного учета. Маркировкаявляется источником информации для потребителя товара. В маркировке указываются название товара и производителя, вид нормативной документации, требованиям которой должен соответствовать товар, она может содержать элементы графического оформления, а также текст и рекламные лозунги.
В условиях изобилия товаров упаковка и маркировка становятся важными элементами мерчандайзинга. Они помогают красочно и выгодно пред-
ставить товар, привлекают к нему внимание покупателей. С позиций маркетинга целью упаковки и маркировки является увеличение продаж.
На зрелом рынке, где конкурентная дифференциация товара постепенно сужается, упаковка и маркировка становятся важнейшими компонентами маркетинговой стратегии фирмы. Выполняя функции защиты, упаковка представляет собой один из наиболее ярких и заметных элементов в маркетинге, и не только потому, что большинство решений потребитель принимает на месте покупки. Упаковка часто облегчает использование товара и таким образом повышает его ценность (например, при помощи соответствующей упаковки ее открывание и закрывание, наливание и смешивание продукта и приготовление блюда можно производить значительно быстрее и легче). Выставленная на полке в кухне, на верстаке в цехе и т.д., упаковка продолжает служить потребителю в течение всего срока использования товара, а порой и гораздо дольше. А ведь упаковка и маркировка обеспечивают узнаваемость товара.
Важную роль играют инструкции на маркировке упаковки. Толковые, подробные инструкции способствуют правильной эксплуатации товара, а следовательно, повышают его качество. Невнятные инструкции по эксплуатации товара приводят к неправильному его использованию, а значит, к плохому качеству работы. В результате, несмотря на все достоинства товара (его составляющих), пострадает общее восприятие качества самого товара, а не его эксплуатации. Следовательно, внесение нескольких уточнений в инструкцию по эксплуатации того или иного товара дает больше гарантий по возврату вложенных в него средств, чем любой другой вид маркетинговой деятельности. Успех нового товара на рынке может напрямую зависеть от того, насколько корректна инструкция по его эксплуатации.
Впечатление от потребительских свойств товара часто переносится на упаковку и маркировку. Когда потребитель приходит в магазин, он в первую очередь позитивно реагирует на них. Значит, упаковка и маркировка не только должны привлекать начальное внимание, но и быть неповторимыми, отличными от других. Фактически упаковка и маркировка служат своеобразным сигналом, привлекающим внимание потребителя к товару, уже опробованному им и получившему его положительную оценку. Иными словами, потребителю нравится упаковка товара, потому что ему нравится ее содержимое. Особенно важна упаковка для товаров импульсивного спроса. Таким образом, упаковка и маркировка могут стимулировать использование товара потребителем, а следовательно, увеличение объемов продаж.
^
Если производители джема хотят, чтобы их продукция почаще попадала на стол во время завтрака, то они должны обеспечить не только высокие потребительские качества самого джема, но и привлекательность, оригинальность его упаковки. Если товар из своей первоначальной упаковки перемещают в другую, более привлекательную и удобную в использовании, то большая часть характеристик товара, связанных с упаковкой и направленных на повышение ценности товара в процессе его использования, теряется.
Некоторые совершенно новые упаковки значительно повысили удобство использования соответствующих товаров, что привело к росту продаж. Например, когда фирма «Beech-Nut» вместо банок начала упаковывать яблочный сок в бутылки, на которые можно надеть соски, объем продаж увеличился в четыре раза.
Даже утилизация упаковки может стать большой заботой компании. Упаковка, которая способна разлагаться, обязательно привлечет к себе внимание тех, кто обеспокоен защитой окружающей среды. Большое значение имеет аккуратный внешний вид упаковки. Невозможно красиво представить товар в торговом зале магазина, если качество упаковки и маркировки будет неудовлетворительным. Здесь не помогут никакие мероприятия и приемы мерчандайзинга. Разрушение упаковки, грязь — в общем, как говорили раньше,— «нетоварный вид», практически останавливают покупателя. Если покупатель приобрел в магазине продукт, непрочная упаковка которого разрушилась по дороге, он будет вспоминать не производителя продукта, а магазин [21, 26]. Если есть хотя бы малейшее сомнение относительно прочности начальной упаковки, необходимо сделать все, чтобы минимизировать этот недочет, упаковать продукт дополнительно. Естественно, это потребует дополнительных затрат, однако в дальнейшем они окупятся хорошим настроением покупателя. Покупателю приятно, когда кассир супермаркета, видя, что один пакет не выдержит веса набранных продуктов, заботливо предлагает использовать два, вложив один в другой.
С точки зрения минимизации затрат выбор и состояние упаковки играют не менее важную роль, чем своевременная поставка товара. Создание оптимальной упаковки, с одной стороны, удобной для потребителя, а с другой — позволяющей разместить товар с наименьшими издержками и облегчающей его обработку,— задача непростая. Тем более что иногда с точки зрения основной цели (получения прибыли) к упаковке могут предъявляться совсем другие требования. Например, круглые стеклянные бутылки с соком занимают больше места, чем плоские прямоуголь-
ные пакеты, себестоимость которых к тому же ниже. Следовательно, с единицы площади, занимаемой бутылками, продавец должен получить меньшую прибыль. Однако конкретная целевая группа потребителей считает, что сок в стеклянных бутылках более качественный, а следовательно, он пользуется большим спросом. (Кстати, это подтверждается исследованиями, результаты которых говорят о большей приверженности потребителей к знакомому виду упаковки, чем к конкретной марке товара.) Для максимизации прибыли в этом случае можно наладить производство прямоугольной стеклянной упаковки или переориентировать покупателей на прямоугольную упаковку из соответствующего материала. Все это может показаться довольно простым, однако в действительности применить хотя бы один из вышеописанных инструментов на практике весьма сложно [21, 26].
Носителями маркировки являются ярлыки, этикетки, бирки, литографические изображения и т.п. Информация на маркировке носит обязательный и рекомендательный характер. Внимательное рассмотрение этикетки товара помогает установить, в действительности ли фирма-производитель ориентирована на потребителя. Если эта этикетка дает минимум информации о товаре (т.е. содержит только ту информацию, которая является обязательной), то вывод очевиден. Этикетка, ориентированная на потребителя, по мнению Ж.-Ж. Ламбена, должна выполнять следующие функции [13]:
♦ указывать имя производителя товара, страну изготовления и те
элементы или материалы, из которых состоит товар;
♦ указывать срок годности данн