Раздел 6 Каждому свой аромат
Духи - вещь индивидуальная, поскольку восприятие запахов для каждого человека очень разное.
Свой аромат мы выбираем интуитивно, и наш выбор отражает, как мы воспринимаем себя, какими мы хотим казаться. Более того, ароматы способны влиять на настроение. Вы наверняка не раз замечали, что в разные моменты жизни хочется разных запахов.
«Ароматические» привязанности, как стало ясно из последних исследований, обусловлены разным жизненным опытом, характером человека, его социальным положением. Раньше считалось, что запах нужно подбирать в соответствии с внешностью, и в частности - с цветом волос.
Например, жгучим брюнеткам, особенно восточного типа, советовали восточные, пряные, дурманяще-знойные ароматы.
Блондинкам, напротив, рекомендовали применять духи с чистыми, нежными нотами. В таких композициях непременно должны присутствовать ноты цветков и цитрусовых.
Такой подход к выбору духов не был лишен рациональности — ведь между цветом волос и свойствами кожи есть связь: у брюнеток чаще бывает жирная, а у обладательниц светлых волос — тонкая и сухая кожа. Опросы неоднократно показывали, что у многих людей тяжелые, «ориентальные» духи интуитивно ассоциируются с брюнетками, а легкие — с блондинками. Но это не надо считать непреложным законом.
К объективным факторам, которые учитываются консультантом мри подборе аромата, относятся следующие:
• стиль одежды и макияжа;
• тип внешности и манера поведения;
• возраст;
• обстоятельства, для которых клиенту необходимы духи;
• предшествующий опыт в употреблении духов;
• время года;
• сумма, которой располагает клиент.
Сейчас популярна теория о существовании связи между «ароматными» пристрастиями человека и его характером. Свежие цветочные ароматы привлекают динамичных, жизнерадостных людей. Романтики и мечтатели предпочитают тёплые растительные запахи. Беззаботные и весёлые натуры любят цветочно-фруктовые духи. Ориентальные ароматы располагают к глубоким чувствам и сосредоточенности. Запах пудры, ванили и альдегидов любят люди, стремящиеся к независимости, свободе и оригинальности. Мужчины предпочитают использовать ароматы для выражения собственного идеала, среди мужских ароматов лидируют «древесные» и «кожаные». Парфюмы «унисекс» по душе утонченным, многогранным натурам.
• Флегматики (уравновешенные, рассудительные, немногословные) предпочитают цветочные и сухие древесные запахи.
• Меланхолики (чувствительные, творческие, беспокойные) - сладкие, чаще всего восточные или цветочные ароматы.
• Сангвиникам (живым, возбудимым, эмоциональным) по душе терпкие, горьковатые ароматы из разряда восточных или шипровых (на основе мха и ладанника).
• Холерики (активные, энергичные, порывистые) - их вкусы расходятся: одним нравятся сочные фруктовые запахи; другим - тяжелые, глубокие, с нотами муската, сандалового дерева, амбры.
Многое о клиенте расскажет его одежда. Поэтому при выборе духов рекомендуется узнать, какой стиль в одежде предпочитает ваш клиент. К примеру, для строгой классики подходят холодные ароматы, для романтических нарядов - нежные, воздушные и травяные, с яркими, экстравагантными платьями гармонируют фруктовые, одурманивающие ароматы, спортивному стилю соответствуют свежие водные ароматы.
Что еще определяет стиль пользования парфюмерией? Наличие образования не столько влияет на самый стиль, сколько на решение: пользоваться ли парфюмерией вообще. Среди людей с высшим образованием пользователей парфюмерии - большинство. Почему это происходит? Высшее образование - само по себе является привилегией, и получают его люди, стремящиеся занимать в обществе особое положение. Стремление к одной привилегии не исключает, а, напротив, предопределяет желание получить и другую. Пользование духами (особенно дорогими) является знаковым символом принадлежности к элите. Поэтому люди, которых волнует собственный социальный статус, нередко покупают духи не только ради получения удовольствия от аромата, но и ради их престижности.
Поэтому вполне очевидно, что аромат для студента стоит подбирать несколько иначе, чем аромат для директора предприятия. Чем выше социальное положение человека, тем более уместно будет предложить ему наиболее концентрированный вариант аромата из линии. Также при выборе аромата желательно учитывать возраст клиента: для молодежи, скорее всего, подойдут легкие ароматы, они, вероятно, заинтересуются духами из раздела «Новинки» или «Модные тенденции»; для людей постарше можно порекомендовать более глубокие ароматы.
Чтобы определиться, какие ароматы предложить клиенту в первую очередь, при встрече рекомендуем задать вопросы, которые помогут вам создать психологический портрет этого человека. Действуя таким образом, вы сами сможете понять, в каком направлении вам двигаться дальше.
Рекомендуемый перечень наводящих вопросов:
1. Где и кем работает клиент? Как он отдыхает, его хобби?
Особую щепетильность в отношении парфюмерии должны проявлять люди, чья профессия предполагает общение с большим количеством людей. В первую очередь это врачи, парикмахеры, косметологи, портные, продавцы в магазинах одежды и школьные учителя. Им по долгу службы приходится приближаться к другим людям больше, чем на один метр. А слишком яркие ароматы могут вызвать неприятие, приступ аллергии и даже гнева у пациентов, студентов, клиентов, покупателей и т.д. Вспомним о том, что запах обладает свойством «приклеиваться» к пищевым продуктам, и добавим к этому списку поваров и официантов.
2. Какие запахи вызывают у клиента резкое неприятие? Не