Сущность, функции и задача распределительной логистики
Функциональная область логистики, относящаяся к распределению продукции, называется распределительной логистикой.
Распределительная логистика представляет собой планирование, организацию и контроль транспортировки, складирования, другие материальные и нематериальные операции по доведению готовой продукции до потребителя, его эффективному распределению.
Если маркетинг с помощью таких функций, как исследование рынка, реклама, ассортиментная политика, стимулирование продаж и т.д., дает возможность предприятию определить спрос, то распределительная логистика посредством методов технико технологической интеграции всех участников процесса товародвижения обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю.
Целью распределительной логистики предприятия изготовителя является доставка нужных продуктов до потребителя с минимальны ми издержками и в кратчайший срок. Для выполнения данной цели распределительная логистика охватывает следующий комплекс задач по управлению материальным потоком на участке производитель — потребитель:
– рациональное поведение на рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры;
– планирование процесса реализации;
– организация получения и обработки заказа;
– выбор вида упаковки и логистических единиц тары, принятие решения о комплектации, организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
– выбор складского оператора или определение места расположения собственной сети складов;
– организация отгрузки продукции;
– организация доставки и контроль над транспортированием;
– выбор каналов и схемы распределения материальных потоков;
– определение места расположения и количества распределительных центров на обслуживаемой территории.
При решении перечисленных задач необходимо придерживаться следующего:
1. Результатом распределительной логистики является удовлетворение спроса покупателей и получение прибыли предприятием. При этом повлиять на решение покупателя, равно как и заставить его покупать товар или услугу, распределительная логистика не может.
2. В процессе продвижения товаров и услуг на рынок необходимо проводить оценку рыночных возможностей предприятия и максимального использования его потенциальных преимуществ в ходе продвижения товаров и услуг на рынок. Результатов распределитель ной логистики можно достичь путем использования возможностей предприятия и рынка.
3. Главной проблемой распределительной логистики является постоянный поиск новой рыночной ниши или новых форм организации продвижения товара на рынок, так как, если не предпринимать дополнительных усилий, вероятно саморазрушение распределительной логистики.
4. Распределительная логистика, предоставленная «сама себе» без должного руководства, функционирует неверно.
Распределительная логистика базируется на следующих принципах:
– координация всех процессов товародвижения начиная с начальных операций товаропроизводителя и заканчивая потребителем;
– интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг начиная с определения целей и заканчивая контролем;
– адаптация распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;
– системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;
– комплексность, т.е. решение совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;
– оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования в целом;
– рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.
К основным функциям логистики распределения относятся:
– определение потребительского спроса и организация его удовлетворения;
– накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;
– установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказанию услуг потребителям;
– выбор оптимальных форм товародвижения и организации торговли;
– разработка информационной поддержки;
– распределение, реализация и продажа;
– транспортировка;
– послепродажный сервис.
В категорию вспомогательных функций входят стандартизация, финансирование рыночных операций, страхование рисков, информационное и научное обеспечение.
Процесс управления распределительной деятельностью предприятия можно представить в виде этапов:
– определение каналов распределения;
– выбор посредников;
– организация поставок;
– стимулирование деятельности посредников;
– контроль деятельности посредников.