Анализ оперативных процессов ООО «Метро Кэш энд Керри» c участием покупателей
В ООО «Метро Кэш энд Керри» осуществляется как розничная, так и оптовая торговля. При этом используется метод самообслуживания. Целесообразность использования этого метода заключается в следующем:
- один из самых прогрессивных методов розничной торговли;
- освобождает покупателя от необходимости общения с продавцом;
- достаточно широкое представление ассортимента товаров;
- снижение затрат времени покупателя;
- более эффективное использование площади торгового зала.
Экономическая эффективность метода самообслуживания достигается за счет повышения пропускной способности магазина, увеличения товарооборота и производительности труда. Поэтому данный метод широко применяется при продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Технология продажи методом самообслуживания включает в себя:
- полную предварительную подготовку товаров к продаже и выкладку их в торговом зале;
- свободный доступ покупателей к товарам, возможность самостоятельного отбора выбранных товаров;
- оплату выбранных товаров в узлах расчета.
Функции работников торгового зала сводятся к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, произведению расчетных операций. При этом обслуживающий персонал должен соблюдать правила торговли.
При закупках в ООО «Метро Кэш энд Керри» клиентам не нужно предъявлять доверенность или иметь с собой оригинал печати юридического лица – достаточно иметь карту клиента. Порядок оформления карты клиента, приводится в разделе «Клиентам» сайта компании.
При покупке в торговом центре ООО «Метро Кэш энд Керри» клиенты получают полный комплект документов, требующихся для ведения бизнеса, что обеспечивает полное соблюдение всех норм законодательства в области торговли. Это счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, лицензии и сертификаты качества на товар, которые можно получить в отделе Документооборот, расположенного в торговом зале возле касс.
В число полезных сервисов входят услуги предварительного заказа и доставка, которые позволяют значительно экономить время клиентов. Услугой доставки могут воспользоваться профессиональные клиенты (рестораны, гостиницы, кафе, магазины).
Клиентам ООО «Метро Кэш энд Керри» предоставляется возможность заранее заказывать и получать товары высокого качества. Заказ можно оформить любым удобным способом – по телефону, факсу, электронной почте или непосредственно в торговом центре.
Менеджеры ООО «Метро Кэш энд Керри» примут заказ, учтут все детали и пожелания клиентов. Специалисты команды доставки подготовят заказ к профессиональной транспортировке. Доставка осуществляется транспортной компанией с соблюдением всех норм, что гарантирует сохранение свежести и качества продуктов.
Условия доставки:
- минимальная сумма заказа для доставки - 5000 руб.;
- виды оплаты - наличный, банковской картой, по безналичному расчету;
- после совершения покупки, груз доставляется в течение 3-5 дней;
- груз доставляется до подъезда клиента.
Также покупателям оказывается услуга по доставке следующих крупногабаритных товаров: холодильники, морозильники, стиральные машины, посудомоечные машины, мопеды, матрацы (от 160 см шириной), мебель (диваны, кровати), душевые кабины, ванны, ламинат (от 20-ти упаковок), ондулин (от 20 листов), телевизоры (диагональю 25" и более), газовые и электроплиты (крупногабаритные) и др.
Состояние культуры обслуживания покупателей в торговых организациях в значительной степени определяется вежливым, внимательным отношением персонала к покупателям, внешним видом работников торгового зала и уровнем предоставления покупателям необходимых консультаций, их профессионализмом и квалификацией, четким выполнением функциональных обязанностей. Наличие элементов культуры обслуживания всегда находит свое выражение в показателе завершенности покупки.
Для оценки данного показателя в ООО «Метро Кэш энд Керри» г. Липецк сотрудники организации были разбиты на пять групп по типу их поведения со следующими качественными характеристиками:
- группа А – чаще проявляют себя по отношению к покупателям как вежливые специалисты, по собственной инициативе помогают покупателям, информируют их о качестве различных товаров, пытаются влиять на успешность совершения покупки;
- группа В – представители этой категории просто проявляют внимание к покупателям, вежливо отвечая на их вопросы;
- группа С – данные сотрудники, обычно склонны включаться в процесс продажи асинхронно (или очень поздно, когда неудовлетворенный покупатель уже собирается покинуть магазин, или слишком рано, когда покупатель не успел ознакомиться с ассортиментом выставленных товаров);
- группа D – указанные сотрудники обычно ведут себя равнодушно, они включаются в процесс продажи только по инициативе покупателей и на непродолжительное время;
- группа Е – представители данной категории часто ведут себя непрофессионально, агрессивно, назойливо, чаще всего они нетерпеливы и относятся к покупателям с заметным пренебрежением.[34]
Для определения влияние поведения сотрудника организации на количество покупателей, совершивших покупку в ООО «Метро Кэш энд Керри», г. Липецк в 2016 г. были проанализированы ситуации, связанных с покупкой продовольственных и непродовольственных товаров. Обобщенные результаты наблюдения, приведены в таблице 6.[35]
Таблица 6- Влияние поведения сотрудников на количество покупателей, совершивших покупку в ООО «Метро Кэш энд Керри», г. Липецк
Тип продавца | Численность сотрудников данного типа | Количество покупателей, вступивших в устный контакт с сотрудниками | |||
чел. | % | Всего, чел. | Совершивших покупки | ||
чел. | % | ||||
А | 25,1 | 99,0 | |||
В | 28,5 | 87,9 | |||
С | 26,0 | 81,3 | |||
D | 14,2 | 72,6 | |||
Е | 5,2 | 5,0 | |||
Итого: | 100,0 | 85,0 |
Данные, приведенные в таблице 6, показывают, что большая часть сотрудников организации принадлежит к трем типам: А (25%), В (28,6%), С (26,8%). Это свидетельствует о том, что 80,4% сотрудников организации являются квалифицированными специалистами, способными качественно оказать помощь клиентам, что положительно влияет на качество торгового обслуживания. Однако 19,6% сотрудников, не соблюдающих нормы поведения и нарушающих должностные инструкции, могут повредить репутации организации, снизив удовлетворенность покупателей посредством некачественного обслуживания клиентов.
Далее перейдем к рассмотрению времени, затрачиваемого на обслуживание одного клиента в целом по всем операциям. Рассмотрим процесс, связанный с заказами товаров, так как крупные оптовые клиенты не приходят в ТЦ для личного поиска и отбора товара, а совершают предзаказ по телефону на конкретные товары. Для этого был проведен опрос посетителей по основным параметрам обслуживания клиентов и составлена бальная оценка данных параметров. Так же хронометражем было выявлено фактическое время обслуживания клиентов, сопоставленное со стандартом.
Результаты опроса отражены в таблице 7.[36]
Таблица 7 - Оценка времени обслуживания клиентов в ООО «Метро Кэш энд Керри», г. Липецк в 2016 г.
Наименование операции | Время обслуживания, мин. | Отклонение | Оценка клиентов (балл) | Отклонение | ||||
стандарт | факт | мин. | % | максим. | факт | балл | % | |
Ожидание ответа специалиста по работе с клиентами | 0,0 | -1 | -1,3 | |||||
Оформление заказа | 4,1 | -3 | -3,8 | |||||
Формирование заказа | 12,2 | -4 | -5,0 | |||||
Время вызова сотрудника | 3,3 | -4 | -5,0 | |||||
Проверка заказа по качеству и количеству | 0,0 | 0,0 | ||||||
Упаковка товара | 8,1 | -3 | -3,8 | |||||
Отпуск товара | 4,1 | -2 | -2,5 | |||||
Загрузка товара в транспорт клиента / транспорт организации | 0,0 | -2 | -2,5 | |||||
Итого | 31,7 | -19 | -23,8 |
Из таблицы 7 видно, что фактическое время обслуживания клиентов превышает стандарт на 31,7% (39 мин.), что негативно сказывается на лояльности клиентов. Это видно из того, что клиенты поставили 76,2% (61 балл из 80) за уровень их обслуживания. Наибольшее время ожидания (15 мин.) выявлено при формировании заказа. Это связано с тем, что заказы комплектуют в разных отделах, а поток заказов в каждый отдел идет независимо от градации клиентов по категориям, что вызывает задержку времени на обслуживание отдельных групп клиентов.
Заказ оформляют на 5 минут больше нормы, что говорит о недостаточном уровне профессионализма специалистов отдела по работе с клиентами. Упаковка товара осуществляется на 10 мин. дольше. Это связано с неравномерностью сбора заказа в отделах. Отпуск товара в зонах расчета осуществляется с 5-минутной задержкой, что говорит о неравномерности покупательского потока и недостаточно быстрой работе кассиров.
На предприятии кроме непосредственно самой продажи покупателям оказываются следующие услуги: бесплатная парковка, камеры хранения, доставка, банкоматы, оформление товаров в кредит, терминалы оплаты услуг. Список послепродажных услуг и данные о фактически оказываемых услугах приводятся в таблице 8.[37]
Таблица 8 - Послепродажные услуги, оказываемые клиентам ООО «Метро Кэш энд Керри», г. Липецк
Номенклатура дополнительных услуг, предусмотренная для данного магазина | Услуги, оказываемые магазином | Фактически оказываемые услуги магазином | ||
Проверка 1 | Проверка 2 | Проверка 3 | ||
1.Предоставление бесплатной организованной парковки | + | + | + | + |
2.Упаковка товаров | + | + | - | + |
3.Расчет за товары по банковским картам | + | + | + | + |
4.Организация уголков информации для покупателей | + | + | + | + |
5. Прием заказов на товары, временно отсутствующие в продаже | + | + | + | + |
6. Консультации по телефону | + | - | - | + |
Итого |
По данным таблицы 8 рассчитаем коэффициент дополнительных услуг по формуле:
(1)
где У0 – количество видов услуг по утвержденному перечню;
У1, У2, Уn – количество фактически предоставленных услуг на момент проверки;
У01, У02, У01`, У02`, У0n – объем отдельных видов услуг, предоставленных покупателям в отчетном периоде прошлого года;
П1 – количество проверок;
П2 – количество видов услуг, по которым определяется объем.
Коэффициент дополнительного обслуживания для ООО «Метро Кэш энд Керри будет равен:
Полученное значение коэффициента говорит о том, что на предприятии имеются резервы для повышения качества дополнительного обслуживания покупателей. Возможно, следует дополнить перечень таких услуг. Для более подробного анализа дополнительного обслуживания в магазине проводился опрос потребителей, с целью выявления, какие бы услуги они хотели получать. Результаты опроса представлены в таблице 9.[38]
Таблица 9 - Перечень дополнительных услуг (по мнению потребителей)
Желаемые услуги | Количество человек | Уд. вес, % |
1.Бесплатная доставка товаров на дом | 47,2 | |
2.Возможность заказать и получить товар, не выходя из дома | 32,7 | |
3.Организация мест для отдыха | 20,0 | |
Итого |
Согласно таблице 9, наиболее желаемой услугой для покупателей ООО «Метро Кэш энд Керри» г. Липецк, является бесплатная доставка товаров на дом, так считают 47,2% опрошенных. Также 32,7% покупателей хотят не только иметь возможность заказывать товары через интернет или по телефону с последующей доставкой на дом, 20% опрошенных хотят, чтобы в торговом зале (или рядом с ним) было место, где можно отдохнуть во время совершения покупок в магазине.
Таким образом, в ООО «Метро Кэш энд Керри» г. Липецк розничная торговля осуществляется по методу самообслуживания. Индивидуальный подход к каждому клиенту даёт возможность предоставления специальных условий по покупке товаров.
Расширение спектра дополнительных услуг, сокращение времени обслуживания клиентов позволит повысить пропускную способность магазина, увеличить объем товарооборота и производительность труда.
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОПЕРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ»