Доходы торговых организаций.
1. Состав доходов.
2. Доход от реализации товаров, его сущность и источники образования.
Торговые надбавки и скидки, порядок их установления.
Факторы, влияющие на доходы от реализации товаров.
Управление доходами торговой организации, анализ доходов, важнейшие условия эффективного управления доходами.
Планирование доходов, критическая величина валового дохода и методика ее расчета.
Доход торговой организации - это экономическая выгода в денежной или натуральной формах, учитываемая в той мере, в которую такую выгоду можно оценить.
Состав доходов торговой организации:
- доходы от видов деятельности организации
- операционные доходы
- внереализационные доходы
Доходами организаций не считаются:
* сумма НДС, акцизов, 5% налога с продаж другие обязательные платежи, поступившие в составе торговой выручки
* суммы задатков, авансов, предоплаты за товары и стоимость полученного в залог имущества
* вклады других организаций в уставный фонд
Доходы от видов деятельности включают:
- доход от реализации товаров, то есть от основной деятельности торговых организаций
- доходы от других видов не торговой деятельности (от реализации готовой продукции, работ, оказания услуг за вычетом НДС и других обязательных платежей из выручки)
Состав операционных доходов:
* доходы, связанные с продажей отдельных видов основных средств
* доходы за предоставление за плату во временное пользование активов организации
* арендная плата за сдачу в аренду помещений, оборудования, а так же за использование патентов, изобретений
* проценты за хранение средств на счетах банков
* восстановление резерва по сомнительным долгам
В состав внереализационных доходов:
- излишки товарно-материальных ценностей выявленных при инвентаризации
- штрафы, пени, неустойки полученные
- списание кредиторской и депонентской задолженности за истечением сроков исковой давности
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году
- сумма дооценки активов
- положительные курсовые разницы
- доходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами
и др.
Доход от реализации товаров называется валовым доходом. Различают:
- валовой доход отрасли - это чистая продукция (заработная плата и прибыль; вновь созданная стоимость) создаваемая в отрасли производительным трудом работников в результате осуществления процессов по продолжению и завершению ...
- валовой доход организаций торговли -
Валовой доход отрасли - это чистая продукция (заработная плата и прибыль; вновь созданная стоимость; источник формирования - торговые скидки на товары в той части, в которой они предназначены на оплату труда и получение прибыли) создаваемая в отрасли производительным трудом работников в результате осуществления процессов по продолжению и завершению ... Чистая продукция - это заработная плата работников отрасли и прибыль, то есть вновь созданная стоимость. Источник формирования - торговые скидки на товары в той части, в которой они предназначены на оплату труда и получение прибыли.
Валовой доход организаций торговли (доход от реализации) - разница между денежной выручкой от реализации товаров за вычетом НДС, акцизов, 5% налога с продаж и других обязательных отчислений из выручки и покупной стоимостью товара. Валовой доход предназначается для покрытия издержек обращения и получения прибыли.
По своей экономической сущности валовой доход это часть ..., а источником формирования является чистый доход создаваемый в самой отрасли производительным трудом работников и часть дохода передаваемого сферой материального производства торговле для покрытия чистых издержек обращения и получения прибыли от чисто торговых операций.
Валовой доход учитывается и планируется в абсолютной сумме и в процентах к т/о. Отношение суммы валового дохода к сумме розничного т/о без НДС и 5% налога с продаж, выраженное в процентах называется уровнем валового дохода. Уровень валового дохода показывает долю торговли в розничной цене товара характеризующую уровень затрат связанных с реализацией товаров и прибыли от этих операций.
Размер уровня валового дохода различен в отдельных отраслях торговой деятельности, что обусловлено функциями, выполняемыми каждой отраслью.
Уровень валового дохода различен в торговых организациях, что зависит от структуры т/о.
В распоряжении торговых организаций остается не весь валовой доход. Их валового дохода производятся следующие отчисления:
- сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов по ставке 0,4% и сбор по финансированию расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда по ставке 0,5%
Уплата этих двух целевых сборов производится общим платежом в размере 0,9% от суммы валового дохода.
- сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции по ставке 2% и налог с пользователей автомобильных дорог по ставке 1%
Этот сбор и налог уплачиваются в республиканский бюджетный фонд одним платежом в размере 3%.
Отдельные торговые организации могут отчислять 6% от валового дохода на пополнение собственных оборотных средств, если это было предусмотрено в учетной политике на 2005 год. Однако налогооблагаемая база не уменьшается на величину этих отчислений, как это было до 2005 года.
Источники образования валового дохода:
* розничная торговля:
- торговые надбавки, устанавливаемые в процентах на оптовую цену товаров
- торговые скидки с розничной цены товара, они установлены на товары, реализуемые по фиксированным розничным ценам (хлеб массовых сортов - 10% (для потребкооперации - 15%), белая водка и спирт - 12 % (18%), табачные изделия - 22%, сахар-песок - 13%). Скидки так же предназначены для покрытия издержек и получения прибыли.
- комиссионные вознаграждения за реализацию товаров в комиссионных магазинах и отделах
* оптовая торговля:
- оптовые надбавки - предназначены для покрытия издержек оптовых организаций при реализации товаров со складов и получения прибыли
- доходы от торгово-посреднических операций - в частности по дилерским сделкам и при реализации товаров на условиях консигнации (продавцы товаров предоставляют оптовой организации определенный процент со стоимости реализованных товаров)
- доходы от оказания дополнительных услуг розничной торговле или производственным предприятиям
* общепит:
- торговые надбавки
- торговые скидки
- наценка на продукцию собственного производства и часть покупных товаров, предназначенная для покрытия издержек производства; размеры наценок зависят от категории предприятия общепита:
* предприятие-люкс (наценка не более 200-250%)
* высшей категории (150-200%)
* первой категории (120-150%)
* второй категории (50-100%)
* третьей категории (30-60%)
Торговые надбавки – основной источник образования доходов торговой организации. От их обоснованности зависит рентабельность торговой деятельности. Установление завышенных и заниженных торговых надбавок одинаково нежелательно. Они должны обеспечивать покрытие издержек обращения и получение прибыли достаточной для нормальной деятельности.
Основными элементами формирования торговой надбавки являются:
- издержки обращения (ИО)
- отчисления в целевые бюджетные фонды (О)
- проценты за кредит (К)
- рентабельность в процентах к обороту (Р)
ТН = ИО + О + К + Р
Все эти элементы определяются в процентах сначала к розничному т/о. По отчетным данным и с учетом сложившейся средней нормы торговой надбавки решается вопрос об установлении торговой надбавки на соответствующий планируемый период. Различают торговые надбавки:
* свободные - устанавливаются самостоятельно торговыми организациями исходя из издержек обращения по реализации товаров, спроса и предложения, с учетом фактической товарооборачиваемости, но не более 30% за исключением определенного перечня товаров на которые не распространяется предельный размер
* регулируемые торговые надбавки на социально-значимые товары - предельный размер их устанавливается министерством экономики РБ по перечню социально-значимых товаров (сейчас в нем 9 наименований товаров)
Размеры оптовых надбавок на товары устанавливаются по согласованию с розничными торговыми организациями, но они могут превышать 20%. В общей сложности сумма оптовой и торговой надбавки должна составлять по большинству товаров не более предельной величины 30%.
На валовой доход влияют внешние и внутренние факторы.
Внешние:
- степень насыщенности рынка товарной массой
- покупательная способность
- уровень розничных цен на товары
- ценовая и налоговая политика, проводимая государством
- нормы или ставки отчислений от валового дохода
Внутренние:
* объем и ассортиментная структура т/о - чем больше объем т/о, тем больше сумма валового дохода за счет реализации большей товарной массы; изменение структуры т/о может вызывать и уменьшение, и увеличение суммы валового дохода
* уровень цен закупки товаров у поставщиков
* нормы торговых надбавок и скидок
* звенности товародвижения - если увеличивается доля поставки товаров через оптовое звено, то это приведет к уменьшению суммы валового дохода и снижению его уровня, поэтому целесообразно использовать поставки товаров по прямым связям
На увеличение валового дохода влияет ускорение товарооборачиваемости, расширение торговли прогрессивными методами, рост производительности труда. Эти факторы влияют, прежде всего, на т/о, а через него и на величину валового дохода.
Основная цель управления доходами это обеспечить возмещение издержек связанных с реализаций товаров и получения достаточной прибыли для самофинансирования.
Процесс управления доходами включает решение 2 вопросов:
- формирование ценовой политики торговой организации - то есть обоснование дифференцированных уровней торговых надбавок на реализуемые товары и разработка мероприятий по оперативной корректировке установленных норм торговых надбавок в зависимости от изменения рыночной ситуации
- анализ и планирование доходов торговой организации
Возможными границами маневрирования при формировании торговых надбавок являются:
* нижний предел формирования торговой надбавки - это цена оптового предложения товара на рынке
* верхний предел - цена спроса конечных покупателей товаров
Выбор моделей, расчет уровня торговой надбавки производится с учетом избранной ценовой политики по данной группе товаров.
Возможны три модели расчета уровня торговой надбавки:
1) При ориентире ценовой политики на покупателя базовым элементом расчета торговой надбавки является уровень цены товара приемлемый для покупателя.
2) При ориентире ценовой политики на текущие затраты базовым элементом расчета торговой надбавки является уровень издержек обращения на единицу реализуемого товара.
3) При ориентире ценовой политики на прибыль базовым элементом расчета торговой надбавки является средний целевой уровень рентабельности, исчисляемый к издержкам обращения.
Главным элементом при расчете торговых надбавок выступает все же цена закупки товаров.
Важнейшим элементом эффективного управления доходами является анализ валового дохода.
Задачи анализа:
- определение выполнения плана по валовому доходу и установление его динамики, и сравнение динамики валового дохода с динамикой т/о
- установление причин отклонения фактической суммы валового дохода от прогнозируемой или от данных базисного периода; с этой целью необходимо сравнить удельный вес каждой товарной группы в общем, объеме т/о и фактической сумме валового дохода - такое сравнение позволяет внести коррективы в товарную структуру т/о
Прибыль и рентабельность.
1. Прибыль как экономическая категория, ее сущность и значение.