Биржевая торговля в советский постсоветский период
После Октябрьской социалистической революции деятельность биржевых комитетов, как и самих бирж, была прекращена: они не вписывались в теорию и практику «военного коммунизма».
Введение в 1921 г. новой экономической политики (НЭП) ознаменовалось стихийным открытием бирж по всей стране. Уже в конце этого года возникли первые биржи (Вятская, Нижегородская). В 1922 г. функционировало около 50 бирж. К 1923 г. число их достигло 79, а к 1924 г. насчитывалось 96 бирж. Биржи возникли не только во всех губернских и областных центрах, но и в целом ряде уездных городов - в Балашове, Елабуге, Ельце, Кирсанове, Проскурове, Кустанае и пр.
В то время биржи нельзя было считать государственными организациями, так как они не осуществляли функций государственной власти, не были включены в общую государственную организацию, не занимали определенное место в иерархии учреждений, действовали на началах самоуправления и содержались на собственные средства. Органами товарной биржи являлись общее собрание членов биржи, биржевой комитет и ревизионная комиссия.
Будучи общественными организациями, биржи пользовались относительной независимостью, самостоятельно устанавливая внутреннюю организацию и распорядки, направляя работу всех биржевых институтов - маклериата, котировальной и арбитражной комиссий.
Все конкретные мероприятия бирж можно было разбить на следующие группы.
1. Деятельность бирж как органа защиты интересов торговли.
2. Создание централизованного рынка.
3. Выявление состояния рынка и цен, информация о нем торгующим и правительственным органам.
4. Регулирование рынка;
5. Содействие развитию более высоких форм торговли.
Все биржи, хотя и не сразу, сконструировали основные органы своей работы - котировальные и арбитражные комиссии, регистрационное бюро. Перед многими биржами встал вопрос об образовании внутри них отделов для работы в определенной отрасли торговли. Что касается формирования состава биржи, то многие биржи в соответствии с резолюцией IX Съезда Советов возникали как чисто государственные либо кооперативные или государственно-кооперативные биржи. В некоторых случаях частная торговля участвовала в зарождении бирж. Так, например, Воронежская биржа с самого начала возникла как «Объединенная биржа государственных, кооперативных и общественных учреждений и организаций и частных предприятий».
Основные усилия были направлены на сосредоточение на бирже торговой жизни данного города и прилегающего к нему района.
Преобладание во многих случаях внебиржевого оборота над биржевым вызывало постоянное стремление бирж к созданию более благоприятного соотношения между биржевым и внебиржевым оборотами. Как общее правило, с внебиржевых сделок устанавливался наиболее высокий регистрационный сбор, превышавший сбор с биржевых сделок в 2-3 раза.
Стремясь углубить и оживить свою работу, привлечь в нее всю оптовую торговлю своего города, биржи в то же время старались развернуть свою работу и выйти за городские пределы путем создания филиалов. Являясь централизованным рынком, биржи тяготели к ярмаркам. Так, Киевская биржа была тесно связана с Киевской контрактовой ярмаркой, Харьковская - с Всеукраинской Крещенской, Екатеринбургская - с Ирбитской, Екатеринославская - с Покровской; Ташкентская участвовала в восстановлении Каркаринской ярмарки, а Тюменская - в восстановлении Тюменской сырьевой ярмарки и т.д. К сожалению, одну из важных частей своей работы - выявление спроса и предложения биржи не всегда объективно выполняли. Значительно лучше обстояло дело с выявлением через биржу цен. Котировальные комиссии на многих биржах работали регулярно и правильно. Наряду с ценами котировальной комиссии, биржи обычно собирали сведения и об оптовых, розничных и рыночных ценах своего города, а часто и всей округи. Многие биржи создавали экономические отделы, которые всесторонне изучали местный рынок. Все эти материалы издавались в периодических бюллетенях, которые по размерам и характеру были весьма разнообразны: биржевая газета с торговыми обзорами и информационным материалом, бюллетень чисто информационный, но с разным иногородним мате-риалом и бюллетень только с котировкой, сведениями о сделках, спросе и предложении данной биржи, часто с добавлением рыночных цен. Частная торговля проявляла растущий интерес к биржам. Частные торговцы составляли в среднем 25% всех членов бирж, в их руках было сосредоточено 15% всего биржевого оборота, причем по отдельным биржам они стояли на первом месте и по числу членов, и по оборотам по крайней мере по покупкам. На 1 октября 1926 г. в стране насчитывалось 114 товарных бирж, членами которых состояли 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. Причем государственные и кооперативные организации составляли 67%, а частные лица - 33% участников. Это был самый высокий уровень биржевой торговли в советское время. Отличительной чертой товарных бирж, действовавших в период НЭПа, являлся очень жесткий контроль над процессами биржевой торговли со стороны государства в лице Народного Комиссариата по Внутренней торговле Союза ССР и народных комиссариатов по внутренней торговле союзных республик. Это превращало биржи в инструмент давления на предприятия и частных торговцев со стороны государства. В дальнейшем в условиях свертывания НЭПа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством последовательно проводилась линия ликвидации товарных бирж. В феврале 1930 г. было принято решение о ликвидации всех товарных бирж, так как утверждавшаяся в стране тоталитарная командно-распределительная система более не нуждалась в механизме свободного рыночного регулирования. За плановыми основами народного хозяйства стояла жестко регламентная принудительная система контролируемого производства и распределения, сдерживавшая свободу и права человека, его материальные и духовные потребности.
Новая жизнь отечественных бирж началась в 1990 г. Под вывеской биржи часто скрывалась обычная посредническая организация, занимавшаяся торгово-посреднической деятельностью (в отличие от западной биржи, которая предоставляет место для торгов, но сама посреднической деятельностью не занимается). Кроме того, учредители часто действовали по перевернутому принципу (сначала - биржа, потом - брокеры), который таил в себе множество потенциальных противоречий между будущими субъектами биржевой торговли. Это и отсутствие согласия между учредителями биржи и просто членами, и несовершенство организационной структуры, когда нет четкого разделения сфер между законодательной (Биржевой совет) и исполнительной (Президент биржи и его аппарат), властями и, наконец, часто возникавшие конфликты между брокерами и биржевой администрацией.
Главным центром биржевой торговли стала Москва, где на начало ноября 1991 г. о своем существовании заявили 80 бирж, но лишь 20 из них получили лицензию ГКАП на право ведения торгов. 60% бирж были зарегистрированы как акционерные общества закрытого типа. Некоторые, такие, как Всероссийская биржа недвижимости, предпочли форму акционерного общества открытого типа. Вторая по распространенности среди московских бирж форма - общество с ограниченной ответственностью закрытого или открытого типа. Самый необычный статус - у Московской товарной биржи (МТБ) - «добровольное объединение заинтересованных граждан и юридических лиц».
Профиль некоторых бирж был необычен, например, возникли такие биржи, как Московская биржа приватизации, биржа «Бартер», биржа «Города России», объявившая главным своим направлением обеспечение деятельности жилищно-коммунальной отрасли. Не менее оригинальную специализацию выбрали и биржи, условно отнесенные к разделу «Биржи товаров народного потребления», например Спортивная биржа и биржа «Московский пушной аукцион».
Особо следует отметить специфику советского биржевого товара. Если на западных товарных биржах биржевой товар ограничивался зерновыми, масличными, пиломатериалами, продукцией животноводства, кофе, какао, хлопком, энергоносителями, цветными и драгоценными металлами и финансовыми инструментами, то советские биржи торговали чем угодно. При этом не принимались во внимание такие требования, предъявляемые на Западе к биржевому товару, как немонополизированный рынок этого товара, дробимость, делимость, подверженность стандартизации, его ценовая эластичность.
Несмотря на отмеченные существенные недостатки в организации, многие биржи имели значительные доходы и организационно росли.
К середине октября 1991 г. число брокерских фирм на МТБ превысило 400, причем расчеты показывали, что средний оборот брокерской фирмы на Московской товарной бирже и Российской товарно-сырьевой бирже (РТСБ) составлял около 4 млн руб. в месяц. Половина этой суммы направлялась на возмещение материальных затрат, выплату заработной платы персоналу и вознаграждения брокерам, проводившим сделки, а четверть - на техническое обеспечение.
К началу 1992 г. Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся на душу населения, на первом месте в мире. Общее количество зарегистрированных в России товарных бирж превышало их общее количество во всем остальном мире. В одной Москве их было около двадцати.
Ситуация изменилась к весне 1992 г., когда рыночные отношения охватили процесс ценообразования на все товары. Сократилось число биржевых сделок, уменьшилось количество товарных бирж. Биржевая торговля перестала быть единственным и неповторимым символом рынка, она начала приближаться к тому, чтобы занимать именно то место, которое присуще ей во всех странах с развитой рыночной экономикой. Зарождается фьючерсный рынок. Биржа постепенно отказывается от не свойственных ее природе сделок с наличным товаром. С развитием биржевого движения в стране и накоплением опыта биржевой практики постепенно изменились многие составляющие механизма биржевой торговли. Основные ее положения фиксировались в правилах биржевой торговли, причем механизм биржевых торгов, разработанный на МТБ и РТСБ, стал своеобразной исходной моделью для большинства региональных бирж, которые адаптировали его к местным условиям.
Постепенно универсальная торговля перестала существовать, и была создана целая сеть специализированных бирж на базе бывших органов материально-технического снабжения, обслуживавших предприятия соответствующих отраслей экономики. Так, в частности, можно выделить четыре группы специализации бирж:
1. нефть и нефтепродукты - МТБ, Тюменская товарно-фондовая, Сургутская товарно-сырьевая, Московская и Нижневартовская нефтяные биржи;
2. цветные металлы - Московская биржа цветных металлов, РТСБ, Свердловская и Карагандинская межрегиональные товарные биржи;
3. зерно и сельскохозяйственная продукция - МТБ, Всесоюзная товарная биржа АПК (г. Рязань), Росагробиржа, Воронежская товарная биржа, несколько бирж на юге России;
4. уголь - Кузбасская международная товарно-фондовая, Карагандинская межрегиональная товарная, Донецкая товарная биржи.
В 1992 г. был принят Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», который заметно изменил сложившуюся биржевую ситуацию. Начавшуюся после принятия закона перерегистрацию прошли далеко не все организации, называвшие себя биржами. К середине 1992 г. перерегистрировано было только около 210 бирж, тогда как на начало этого года число бирж приближалось к 800.
В июне 1992 г. официально было объявлено о межбиржевом сотрудничестве четырех бирж (Российской товарно-сырьевой, Московской товарной, Московской биржи цветных металлов и Биржи металлов) по созданию фьючерсного рынка.
Начало реализации российским фьючерсным контрактам было в 1992 г. 21 октября на МТБ прошли первые фьючерсные торги. В качестве основных базисных продуктов для котирования на фьючерсном рынке были предложены нефтепродукты, лесотехническая продукция и сахар.
Российские биржи стали выходить на качественно новый уровень организации торговли. Обслуживание торгового процесса подразумевало: котировку цен, предоставление возможности участникам биржевой торговли страхования своей цены и прибыли в сделках с реальным товаром на фьючерсном рынке, оперативное и точное проведение расчетов по биржевым сделкам, предоставление гарантии исполнения сделок участникам биржевой торговли.
В настоящее время существуют проблемы развития биржевой торговли в нашей стране. Слаборазвитая инфраструктура фьючерсного рынка препятствует вовлечению во фьючерсную торговлю различных предприятий и широких слоев населения. Непосредственные производители и потребители сырьевых ресурсов, банки и кредитные учреждения не располагают достаточной информацией о целях и правилах фьючерсной биржевой торговли, а также о возможностях, которые предоставляет им фьючерсный рынок. Отсутствие правовой базы, четких правил игры и какого-либо государственного регулирования на фьючерсном рынке, а также недооценка необходимости его развития привели к тому, что он представляет своеобразное белое пятно в российской экономике