Основные проблемы Европейского союза на современном этапе
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - объединение 28 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП (23%) и международной торговли (24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане государств-членов одновременно являются гражданами ЕС. Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой-евро.
ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим.
ЕС является важнейшим членом мирового сообщества одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший экспортер сельскохозяйственных продуктов и сырья.
Европейский союз имеет большие запасы угля, нефти и природного газа. В странах Европейского Союза есть шесть производителей нефти, главным образом в нефтяных месторождениях Северного моря. Если рассматривать как единое целое, что не принято на нефтяных рынках, то Европейский Союз является седьмым крупнейшим производителем нефти в мире. Однако он также является вторым по величине потребителем нефти, потребляющим гораздо больше, чем он может производить. Европейский союз является крупнейшим экспортером в мире и вторым по величине импортером. Внутренней торговле между государствами-членами способствует устранение барьеров, таких, как тарифы и пограничный контроль. В ЕС, торговле также помогает, наличие единой валюты среди большинства членов.
Европейский союз представляет интересы всех своих членов в рамках Всемирной торговой организации, и действует от имени государств- членов при решении любых споров.
Для того чтобы определить основные проблемы ЕС на современном этапе, для анализа были взяты три страны Европейского Союза с разным уровнем экономического развития.
Германия. Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. В последнее время Германия испытывает определенные трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды.
Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность - основное направление специализации ФРГ в мировой экономике. Еще одной особенностью немецкой экономики является ее экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29% (в 2006 г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли.
Италия. Преимущества: громадный государственный бюджет (960 млрд дол. по состоянию на 2009 г., 5-е место в мире), превосходящий, среди прочих, бюджеты Китая и Великобритании. Конкурентоспособный и довольно креативный средний класс. Задает моду во всем мире в области дизайна, производства и продукции одежды и бытовой техники. Огромное культурное наследие делает Италию одной из наиболее привлекательных для туристов стран Европы и мира, с возможностью бесконечного развития туристической отрасли хозяйства.
Слабые стороны: государственный дефицит и рост долга все еще велики. Малый прирост экономики, неэффективная сфера услуг, которая интенсивно приватизируется. Неравное распределение благосостояния между богатым Севером и бедным Югом, где безработица в 3 раза выше. Недостаточная налоговая дисциплина, улучшающаяся в последнее время.
Долговые проблемы Италии вышли на рынок неожиданно для большинства его участников. Эксперты предполагали, что, несмотря на сложное экономическое положение в Италии, масштабы и структура экономики этой страны ограждают ее от развития событий по греческому сценарию. Однако многие аналитики и финансовые институты начали в этом сомневаться. Так, некоторые крупнейшие банки Европы уже предпринимают срочные меры для защиты своих капиталов на случай обострения долговых проблем и выхода одной или нескольких стран из еврозоны. Международный валютный фонд (МВФ) уже призвал власти Италии к немедленным действиям по сокращению бюджетных расходов для уменьшения объема государственного долга.
Однако суверенный долг Италии даже при значении 120% (1,6 трлн дол.) от объема ВВП не так велик, как долги Португалии, Греции ли Ирландии. Италия - третья экономика Европы, и такой уровень долга для нее не столь критичен. Кроме того, Италия - это третий долговой рынок мира после США и Японии, а значит, страна крепко привязана финансовыми узами к двум ведущим экономикам мира. Более того. В абсолютных величинах по стоимости долговых бумаг Италия еще тесней связана со второй по величине экономикой еврозоны - Францией, которая владеет 45% долговых бумаг Италии (392,6 млрд дол.). Поэтому французские банки не допустят дефолта по итальянским долгам, так же как Германия не допустит дефолта по греческим и португальским долгам.
Греция. Проблемы Греции стали первым тревожным звонком для еврозоны, когда страна в конце 2009 г. столкнулась с тяжелейшим долговым кризисом с момента присоединения к зоне евро в 2001 г. В мае 2010 г. государства еврозоны и Международный валютный фонд (МВФ) согласились предоставить помощь Греции в размере 110 млрд евро для того, чтобы эта страна избежала дефолта. В конце июля 2011 г. на экстренном саммите еврозоны было принято решение о предоставлении Греции второго пакета финансовой помощи сверх действующей программы.
В начале октября Греция официально подтвердила, что не укладывается в согласованные с кредиторами из ЕС и МВФ рамки бюджетного дефицита. Показатель дефицита на 2011 г. пересмотрен с 7,6% ВВП до 8,5% ВВП, а на 2012 г. - с 6,5% ВВП до 6,8% ВВП. При этом оценка в 8,5% ВВП на текущий год названа «окончательной». Очередной транш кредита в 8 млрд евро Греция, получила в начале ноября.
На современном этапе развития Евросоюз сталкивается с большим числом проблем. Если ЕС сможет их разрешить то это приведет к еще более глубокой интеграции ЕС в мировую экономику, в противном же случае это приведет к распаду «зоны евро» или выходу из нее стран с нестабильной экономикой.
29. Международный валютный фонд (МВФ; англ.: International Monetary Fund, сокращённо:IMF) был учрежден в ходеБреттон-Вудской конференции, которая состоялась 1 – 22 июля 1944 г. Статьи Соглашения МВФ (англ.:Articles of Agreement) вступило в силу 27.12.1945 г. Наша страна вступила в МВФ и Всемирный Банк лишь в 1992 г.23
a) Правовой статус
МВФ — это международная организация. По одной из имеющихся точек зрения, наличие у МВФстатуса субъекта международного правапрямо вытекает из раздела 2 СтатьиIXСоглашения МВФ («Фонд имеет полный статус юридического лица»). Наряду с этим высказывается мнение о том, что наличие у МВФ статуса субъекта международного права, как и в случае с ООН, следует косвенно выводить из его функций и задач, поскольку раздел 2 СтатьиIXговорит о правоспособности на уровне только внутригосударственного права. Однако, поскольку тот факт, что МВФ является субъектом международного права, ни в теории, ни на практике ни у кого сомнений не вызывает, этот спор практического интереса не представляет. Местом нахождения МВФ является г. Вашингтон, округ Колумбия.
МВФ является специализированным учреждением ООНи в соответствии со статьями 57 и 63 Устава ООН заключил соглашение с Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС). Таким образом, МВФ входит в систему ООН и координирует собственную деятельность с другими органами ООН и прочими организациями системы ООН. Однако ООН не осуществляет надзор или контроль за МВФ и не может определять его политический курс.
В настоящее время в МВФ входит 188 членов(по состоянию на 2015 год). Следовательно, МВФ является универсальной международной организацией. Все 28 членов ЕС, —но не сам ЕС, — являются членами МВФ. И хотя пункт 3 статьи 219 Договора о функционировании Европейского союза может служить основанием для заключения между ЕС и международными организациями соглашений, регулирующих валютную политику, из раздела 2 СтатьиIIСтатей Соглашения МВФ следует, что членами МВФ могут быть только государства. Норма, соответствующая статьяXI:2 Марракешского Соглашения об учреждении ВТО (1994 г.) и допускающая вступление ЕС в ВТО, в Статьях Соглашения МВФ отсутствует.
b) Значение квот и специальных прав заимствования
Для определения прав и обязанностей членов МВФ центральное значение имеет распределение квот, которые выражаются в специальных правах заимствования (СтатьяIIIСоглашения МВФ). Размер обязательных взносов, объем отдельных требований о предоставлении кредитов и, в первую очередь, количество голосов в органах управления МВФ определяются главным образом исходя из размера квоты.
Специальное право заимствования(СДР; англ.Special Drawing Right, SDR) представляет собойискусственную валюту. Она состоит из валютной корзины, которая складывается из валют четырех членов МВФ, имеющих наибольший объем экспорта товаров и услуг. Этими 4 валютами являются: долларе США, евро, японская иена и британский фунт стерлингов. Доля отдельных валют в СДР определяется твердостью и значением отдельных валют для международной торговой и финансовой системы и периодически перепроверяется. С момента последней корректировки, которая проводилась в 2010 году и вступила в силу 1 января 2011 г., СДР на настоящий момент имеют следующий состав: 41,9% приходится на доллар США, 37,4% — на евро, 9,4% — на иену и 11,3% — на фунт стерлингов. С учетом этого состава стоимость СДР колеблется в так же, как колеблются курсы валют, входящих в состав СДР. Например, Банк России ежедневно устанавливает официальные курсы (в рублях) на ряд иностранных валют, в том числе на СДР24. СДРСледующий пересмотр корзины СДР предстоит в 2015 г.Первоначально предполагалось, что СДР дополнят собойзолото и доллар США как ведущую валютуи станут резервом для национальных валют. Таким образом, сначала планировалось, что СДР образуют часть валютных резервов государства. Однако после отказа от твердых обменных курсов эта функция СДР отпала. Сегодня их главная функция состоит в том, что они выступаютрасчетной единицейправ и обязанностей членов МВФ, прежде всего, прав участия при принятии решения (в том числе путем голосования) в органах МВФ и прав на получение кредитов.
Общий размер и распределение квот определяются в соответствии с общими народнохозяйственными данными. Каждые пять лет эти квоты проверяются и при необходимости изменяются Советом управляющих (раздела 2(а) СтатьиIIIСтатей Соглашения МВФ). Для изменения квот требуется 85% голосов (раздела 2(c) СтатьиIIIСтатей Соглашения МВФ). В последний раз проверка квот проводилась в 2010 году. После этого пересмотра квоты распределились так::
- 17,398% принадлежат США,
- 6,461% – Японии,
- 6,390% – Китаю (включая Гонконг и Макао),
- 5,583% – ФРГ,
- по 4,225% - Франции и Великобритании,
- 3,159% – Италии,
- 2,095% – Саудовской Аравии,
- 2,705% – России (9-ое место),
- 2,311% – Канаде.
Островное государство Республика Палау имеет наименьшую квоту (3 млн СДР). Впоследствии количество СДР еще увеличилось, и распределение квот между государствами – членами МВФ опять несколько изменилось (в процентном соотношении к общему количеству всех выпущенных СДР). 15-ый общий пересмотр квот должен был быть закончен к январю 2014 г.25, но из-за противоречий между разными группами государств – членов МВФ этот процесс не закончен до сих пор.
ВАЖНО! Квотагосударств-членов МВФ, определяемая на основании экономических показателей, определяет объем их прав и обязанностей как членов МВФ. |
Государства-члены МВФ обязаны выплачивать взносв МВФв размере закрепленной за ними квоты(раздел 1 СтатьиIIIСтатей Соглашения МВФ). 25% квоты должны быть внесены специальными правами заимствования или имеющей всеобщее хождение валютой (доллар, евро, иена, фунт и т.п.); 75% взноса могут быть выплачены в национальной валюте.
c) Органы управления и принятие решений
В МВФ имеются три главных органа(раздел 1 СтатьиXIIСтатей Соглашения МВФ): Совет управляющих, Исполнительный совет и Директор-распорядитель, включая персонал МВФ. Соглашением МВФ также предусматривается возможность создания совета на уровне министров (раздел 1 СтатьиXIIСоглашения МВФ). Однако этой возможностью члены МВФ пока не пользовались. Механизм урегулирования споров, предусмотренный нормами, которыми регулируется деятельность ВТО, в праве МВФ отсутствует.