Рациональность процесса товародвижения

Концепция товародвижения предполагает формирова­ние оптимальной системы продвижения товара от изгото­вителя до конечного потребителя. Учитывая, что реальные условия, в которых приходит­ся организовывать товародвижение, динамичны, требует­ся систематически корректировать принятые решения, совершенствуя действующую систему. Этот процесс назы­вается рационализацией.

Под рационализацией товародвижения понимается со­здание такой системы перемещения товаров, при которой обеспечивается своевременное и бесперебойное доведение до розничной сети товаров в соответствии с предъявлен­ным спросом потребителей и с наименьшими затратами труда, материальных, финансовых ресурсов и времени.

Основными принципами рациональной организации товародвижения являются:

- применение кратчайших путей движения товаров;

- установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;

- унификация технологических схем и структур;

- оптимизация торгово-технологических операций, их поточность;

- эффективное использование транспортных средств, тары, технологического оборудования.

Особое внимание к товародвижению определено значи­тельными затратами на продвижение товара на каждом этапе. Поэтому возникает необходимость серьезного обос­нования выбираемых каналов продвижения, обеспечива­ющих сокращение совокупных затрат на транспортирова­ние товаров и содержание товарных запасов.

Уровень и размеры затрат по перемещению продукции от производственных предприятий до потребителей опре­деляются конкретной реальной ситуацией.

Возможен вариант, когда между производителем и по­требителем появляется множество посредников, которые не участвуют в производстве, но хотят получить прибыль за счет посредничества. Если они вклиниваются в этот про­цесс, то значительная часть общественного продукта пой­дет на покрытие затрат посредников.

При появлении посредников продвижение товаров от производителей к потребителям сопровождается много­численной перепродажей их с многократными операция­ми по погрузке, выгрузке, хранению. В результате путь то­варов усложняется, удлиняется, увеличиваются затраты на продвижение товара, зачастую имеют место нерацио­нальные, излишне дальние, встречные перевозки.

При нерациональном товародвижении и ненужных посредниках теряется не только время (замедляется про­цесс товародвижения), но и увеличиваются затраты, име­ют место потери товаров и качества.

Необходимо исключить необоснованных посредников, во главу угла поставить цель производить то, что требует рынок, и доставлять в нужное место произведенные това­ры по оптимальным путям с минимальными затратами.

Рационализация товародвижения во многом зависит от правильного выбора путей перемещения товаров в процес­се доведения их до покупателя и определения количества складских звеньев, через которые проходит товар в пути следования.

Оценка состояние складского хозяйства РБ показывает, что его следует развивать и совершенствовать с учетом международных требований. По СТБ2133-2010 «Классификация складской инфраструктуры» складские помещения делятся на четыре класса: А, В, С, Д.

Необходимо создавать реальные предпосылки для ра­циональной организации товародвижения.

Основой являются маркетинговые исследования, кото­рые должны обеспечить условия определения количества каждого отдельного товара для конкретных регионов, со­здание условий для работы без посредников, за исключе­нием случаев, которые диктуются природой путей сообщения, объективной необходимостью, связанной с особен­ностями товара или спроса на него. Производство должно выпускать то, что требуется рынку, тогда не будет трудно­стей с реализацией и затраты на продвижение будут опти­мальными.

Создаются условия для рационализации перевозочного процесса. Все виды транспорта являются составными час­тями единой транспортной системы, возникает возмож­ность более эффективного использования каждого вида транспорта в определенных условиях перевозок. Рациона­лизация перевозочного процесса позволяет с меньшими затратами материальных, трудовых и финансовых ресур­сов осуществлять перемещения продукта из сферы произ­водства в сферу потребления.

В связи с этим важно на каждом этапе сделать правиль­ный выбор вида транспорта и средств подвижного состава. От этого во многом зависят транспортные издержки на до­ставку товаров к месту потребления.

Сокращению затрат на осуществление товарного обра­щения способствует рациональное размещение промыш­ленности на территории Республики Беларусь.

В процессе ее территориального размещения ставятся задачи, с одной стороны, приблизить производственные предприятия к источникам сырья, с другой – к местам по­требления выпускаемой продукции. Это позволит сокра­тить затраты на перевозку единицы продукции, а также приведет к сокращению времени обращения и ускорению процесса производства, что будет способствовать повыше­нию эффективности общественного труда.

Приближение производства к районам потребления – важнейшее требование при размещении производитель­ных сил. Это требование, прежде всего, относится к произ­водству скоропортящихся товаров, не выдерживающих длительной транспортировки и связанных с ней перегру­зок (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, мясные и колбасные изделия и т. д.). Производство этих групп товаров должно быть максимально приближено к районам потребления, так как их потребительная стои­мость сохраняется в течение сравнительно небольшого времени обращения. Поэтому существует такая законо­мерность: чем быстрее портится товар, тем скорее он дол­жен быть потреблен, т.е. продан после его производства, а, следовательно, тем на меньшее расстояние от места своего производства он может быть удален и тем более местный характер носит рынок его сбыта. Доведение затрат на про­движение готовой продукции от поставщиков к потребите­лям до общественно необходимых имеет социальную на­правленность. Затраты, израсходованные сверх этих норм, покрываются за счет прибавочного продукта, умень­шая его, что увеличивает непроизводительные затраты об­щества.

В связи с этим принимаемые Правительством Респуб­лики Беларусь решения направлены на оптимизацию всех видов затрат по распределению продукта. Совершенство­вание товародвижения является важным резервом, обес­печивающим решение этой проблемы. Сформирована сис­тема мер по рационализации товаропроводящей сети в Республике Беларусь:

- упразднение излишних звеньев;

- сокращение пути движения товаров от производите­ля до потребителя;

- удешевление стоимости перевозок и сокращение из­держек обращения;

- ликвидация излишне дальних, встречных, повтор­ных и других нерациональных перевозок;

- приближение предприятий-изготовителей к источникам сырья и районам потребления;

- рациональное взаимодействие различных видов транспорта, эффективное их использование;

- оптимизация схем товародвижения;

- применение прогрессивных технологий в процессе то­вародвижения;

- сокращение сроков доставки;

- совершенствование хозяйственных связей;

- организация бесперебойного товароснабжения мага­зинов оптимальными партиями товара.

Актуальность рационализации процесса товародвижения заключается в том, что с увеличением объемов производства растет грузооборот и повышаются народнохозяйственные из­держки на транспортировку продукции. Наличие нерацио­нальных перевозок, необоснованно усложняющихся путей товародвижения приводит к прямым потерям общества, а с увеличением грузооборота они пропорционально растут.

Неослабное внимание к вопросам совершенствования товародвижения обусловлено динамичностью этого про­цесса, который изменяется в зависимости от развития про­изводительных сил общества и происходящих социально-экономических преобразований. Меняющиеся условия (изменение границ экономического пространства, тамо­женных условий, тарифов и т. д.) ставят новые задачи по совершенствованию товародвижения.

Совершенствованию товародвижения будет способствовать практическое использование такой науки как логистика, которая управляет движением материальных потоков, обеспечивает, обеспечивает интеграцию работы и увязку интересов всех участников системы продвижения товара до потребителя, что определяет комплексный подход к решению проблемы.

Реализация логистической концепции обеспечит сокращение временных и финансовых затрат на товародвижение.

«Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года», утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 29 августа 2008 г. № 1249, стала отправной точкой в развитии логистики и складской инфраструктуры РБ. К сожалению, некоторые проекты, предусмотренные программой, не были выполнены. В соответствии с Программой открыто 19 логистических центров различной направленности и функциональности с общим объемом складских площадей более 370 тыс. кв. м, создано порядка 4,5 тыс. новых рабочих мест. Вне Программы в республике действует порядка 20 логистических центров. Девять логистических центров являются государственными, остальные созданы за счет средств национальных и иностранных (из Азербайджана, Бельгии, Ирана, России, Украины) инвесторов.

Для дальнейшего развития логистики разработана Государственная программа развития логистической системы Республики Беларусь на 2016-2020 годы, которая входит в перечень госпрограмм, направленных на достижение приоритетов социально-экономического развития, утвержденный распоряжением премьер-министра №375р от 6 ноября 2015 г.

Возрастание требований к надежности перевозочного процесса, срокам доставки, сохранности грузов при транс­портировке товаров требует использования более совер­шенных, комплексных методов управления этим процес­сом в целом, а не отдельными его этапами. При этом может быть достигнут баланс интересов всех участников, что по­высит их экономическую заинтересованность и обеспечит технологическое единство всей цепи товародвижения.

Транспортные расходы занимают достаточно большой удельный вес в издержках обращения. Поэтому даже неболь­шое их снижение за счет совершенствования товародвиже­ния приведет к экономии средств в сфере обращения.

Значение совершенствования товародвижения заклю­чается также в том, что оно оказывает непосредственное влияние на время обращения, от которого зависят темпы увеличения общественного производства и прирост нацио­нального богатства.

Сокращение времени обращения в результате выбора рациональных путей товародвижения имеет большое на­роднохозяйственное значение. Особую актуальность про­блема совершенствования товародвижения приобретает в системе потребительской кооперации, осуществляющей торговую деятельность в сельской местности. Торговая сеть потребительской кооперации рассредоточена, и значительная ее часть находится в глубинке, в районах со сложными транспортными условиями. В связи с этим тре­буется частый завоз мелкими подсортированными партия­ми. Повышается звенность товародвижения за счет внут­рисистемного опта, и расходы на доставку товаров растут,

Белкоопсоюз уделяет внимание разработке рациональ­ных путей товародвижения и схем завоза товаров в мага­зины. При этом на первый план выдвигается важнейшая социальная задача – необходимость обслуживания сель­ского населения Республики Беларусь, зачастую в ущерб экономическим интересам потребительской кооперации.

Экономически обоснованные подходы к процессу това­родвижения являются важной предпосылкой минимиза­ции расходов по доведению товаров до потребителей.

Наши рекомендации