Понятие и сущность процесса товародвижения

Раздел 1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

Глава 1. Товародвижение и основные принципы его

организации.................................................................... 13

1.1. Понятие и сущность процесса товародвижения..................... 13

1.2. Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения......................................................................... 14

1.3. Нормативно-правовое регулирование торговли..................... 15

1.4. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности.............................................................................. 18

Глава 2. Организация проектирования и строительства

предприятий торговли................................................. 23

2.1. Организация строительного проектирования предприятий торговли..................................................................................... 23

2.2. Организация капитального строительства, реконструкции и ремонта предприятий торговли............................................ 27

Глава 3. Тара и тарные операции в торговле......................... 29

3.1. Классификация и характеристика основных видов тары....... 29

3.2. Стандартизация, унификация и качество тары....................... 30

3.3. Кодирование и маркировка тары и упаковки.......................... 36

3.4. Организация оборота тары в торговле..................................... 38

Глава 4.Организация перевозки товаров................................ 41

4.1. Организация перевозки товаров железнодорожным транс­портом........................................................................................

4.2. Организация перевозки товаров автомобильным транспор­том.............................................................................................. 50

4.3. Организация перевозки товаров водным и воздушным транс­портом........................................................................................ 57

Раздел 2

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Глава 5. Типы и виды оптовых предприятий и их функ­ции..................................................................................... 71

5.1. Функции оптовой торговли в условиях рыночной экономи­ки................................................................................................. 71

5.2. Типы и виды оптовых предприятий......................................... 72

Глава 6. Организация коммерческой деятельности опто­вых предприятий.......................................................... 75

6.1. Информация в коммерческой деятельности........................... 75

6.2. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров............. 80

6.3. Формирование ассортимента товаров и управление товар­ными запасами на предприятиях оптовой торговли.............. 83

6.4. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров............... 86

6.5. Реклама в коммерческой деятельности торговых предприя­тий............................................................................................... 92

6.6. Некоторые особенности коммерческой деятельности при внешнеторговых операциях..................................................... 98

Глава 7.Склады в оптовой торговле...................................... 101

7.1. Функции складов и их классификация.................................. 101

7.2. Требования к устройству складов.......................................... 102

7.3. Структура складских помещений и площадей. Расчет потреб­ности в складской площади.................................................... 106

7.4. Технологическое оборудование складов............................... 110

Глава 8. Организация и технология складских операций...... 112

8.1. Организация и технология приемки товаров........................ 112

8.2. Организация хранения товаров.............................................. 120

8.3. Организация и технология отпуска товаров со склада........ 122

8.4. Определение технико-экономических показателей работы

склада....................................................................................... 124

8.5. Организация труда и управления на складе.......................... 126

Раздел 3

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Глава9. Инфраструктура розничной торговли.................... 131

9.1. Розничные торговые предприятия, их классификация и

функции.................................................................................... 131

9.2. Виды и типы розничных торговых предприятий................. 133

9.3. Требования к устройству магазинов и их планировке......... 133

9.4. Торгово-технологическое оборудование магазинов............ 141

9.5. Интерьер и рекламное оформление магазина....................... 146

Глава 10. Организация торгово-технологического процес­са в магазине............................................................... 149

10.1. Содержание коммерческой работы при розничной про­даже товаров.......................................................................... 149

10.2. Организация и технология операций по поступлению

товаров в магазин.................................................................. 152

10.3. Технология хранения и подготовки товаров к продаже.... 159

10.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.............. 164

10.5. Организация и технология розничной продажи товаров... 170

10.6. Услуги розничной торговли................................................. 173

10.7. Управление торгово-технологическим процессом и орга­низация труда в магазине...................................................... 176

Глава 11. Защита прав потребителей и основные прави­ла розничной торговли............................................ 181

11.1. Защита прав потребителей.................................................... 181

11.2. Основные правила продажи товаров и особых видов торговли.................... 192

11.3. Санитарные правила и пожарная безопасность торговых предприятий.......................................................................... 192

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Перечень нормативных правовых документов............................ 197

Приложение 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечение)........ 206

Приложение 3. Кодекс Российской Федерации об административных правона­рушениях (извлечение).................................................................. 238

Приложение 4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей при проведении государствен­ного контроля (надзора)»........................................................... 258

Приложение 5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 276 Приложение 6. Федеральный закон «О техническом регулировании»............... 313

Приложение 7. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» (извлечение)............................................ 361

Приложение 8. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых про­дуктов............................................................................................. 378

Приложение 9. Федеральный закон «О государственном регулировании произ­водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»................................................................... 403

Приложение 10. Федеральный закон «О государственной регистрации юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей.................. 434

Приложение 11. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой

техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ................. 463

Приложение 12. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.... 471

Приложение 13. Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия... 479

Приложение 14. Перечень товаров, которые по истечении срока годности

считаются непригодными для использования по назначению 501

Приложение 15. Перечень товаров длительного пользования, в том числе ком­плектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имущест­ву или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы........................................................ 509

Приложение 16. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах за­болеваний..................................................................................... 511

Приложение 17. Правила продажи отдельных видов товаров.............................. 512

Приложение 18. Перечень товаров длительного пользования, на которые не

распространяется требование покупателя о безвозмездном пре­доставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара............................................................................................ 544

Приложение 19. Перечень непродовольственных товаров надлежащего каче­ства, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации........................................................................ 545

Приложение 20. Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков 547

Приложение 21. Правила продажи алкогольной продукции................................ 548

Приложение 22. Правила продажи гражданам товаров длительного пользования

в кредит....................................................................................... 553

Приложение 23. Правила продажи товаров по образцам...................................... 566

Приложение 24. Правила комиссионной торговли непродовольственными

товарами....................................................................................... 575

Приложение 25. СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов....................................................... 583

Приложение 26. СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособность в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (извлечение)....................................................................... 605

Приложение 27. СанПиН 2.3.2.1324-03 Гигиенические требования к срокам

годности и условиям хранения пищевых продуктов................ 618

Приложение 28. ППБ-01-03 Правила пожарной безопасности в Российской

Федерации (извлечение).............................................................. 635

Приложение 29. Методические рекомендации по разработке норм естественной

убыли............................................................................................ 673

Приложение 30. ПОТ Р М 014-2000 «Межотраслевые правила по охране труда

в розничной торговле»................................................................. 678

Приложение 31. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для

работников розничной торговли................................................. 753

Приложение 32. Постановление Минтруда Российской Федерации «Об утвер­ждении перечней должностей и работ, замещаемых или выпол­няемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или кол­лективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответствен­ности» ........................................................................................... 855

Приложение 33. Примерные правила работы предприятия розничной торговли и основные требования к работе мелкорозничной торговой сети................................................................................................ 867

Приложение 34. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству............................................................................... 880

Приложение 35. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству................................................................................... 893

Приложение 36. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения............ 909

Приложение 37. ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие

требования................................................................................... 930

Приложение 38. ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслу­живающему персоналу».............................................................. 943

Приложение 39. ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация пред­приятий........................................................................................ 957

Приложение 40. ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация

для потребителя. Общие требования......................................... 975

Приложение 41. ГОСТ Р 51087-97 «Табачные изделия. Информация для потре­бителя........................................................................................... 989

Приложение 42. ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические.

Информация для потребителя. Общие требования.................. 995

Приложение 43. Перечень форм первичной учетной документации по учету торговых операций и указания по их применению и запол­нению.......................................................................................... 1003

Приложение 44. Перечень форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации и указания по их применению и заполнению.......................... 1031

Предисловие

Торговый бизнес во многом способствует решению важней­шей задачи общественного производства — удовлетворению потребностей населения в предметах потребления и услугах.

За годы реформ торговля превратилась в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяй­ства. Бблыпую часть своих доходов население расходует на при­обретение предметов потребления в розничной торговой сети.

Переход к рыночным отношениям потребовал новых подхо­дов к организации и технологии торговли. Возникла необходи­мость в подготовке новых специалистов и переподготовке дей­ствующих кадров, способных эффективно осуществлять ком­мерческую деятельность в новых условиях. Появилась потреб­ность в совершенно иных нормативных правовых документах, регулирующих торговую деятельность.

За последнее десятилетие в Российской Федерации принят ряд очень важных законодательных актов и других норматив­ных правовых документов, соблюдение которых позволяет осу­ществлять цивилизованную торговую деятельность. В первую очередь к ним относятся Гражданский кодекс Российской Феде­рации, Закон Российской Федерации «О защите прав потребите­лей», Федеральные законы «О рекламе», «О защите прав юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове­дении государственного контроля (надзора)», «О техническом регулировании» и другие, а также ряд документов, изданных федеральными органами власти.

Материал всех трех разделов книги основывается на этих важнейших нормативных правовых документах. Кроме того, она содержит обширный перечень документов, использование кото­рых поможет, на наш взгляд, предпринимателям, руководителям и специалистам предприятий оптовой и розничной торговли бо­лее эффективно выполнять свои функции.

Авторы надеются, что данное издание окажется весьма по­лезным не только для предпринимателей, работников торговых предприятий, но и для преподавателей и студентов учебных за­ведений, готовящих специалистов для сферы торговли.

Раздел I

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

Глава 1

Товародвижение

и основные принципы

его организации

Понятие и сущность процесса товародвижения

Одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения яв­ляется торговля, при посредстве которой осуществляется ры­ночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребите­лей называется товародвижением.

Рациональная организация процесса товародвижения явля­ется одной из важнейших функций торговли. Она должна обес­печивать прохождение товара через минимальное число звеньев.

На предприятиях оптовой и розничной торговли выполняет­ся целый комплекс торговых (коммерческих) и технологических (производственных) операций.

К торговым (коммерческим) операциям относят:

• изучение и прогнозирование покупательского спроса и определение потребностей в товарах;

• выявление и изучение источников поступления и постав­щиков товаров;

• организация закупочной работы;

• рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;

• формирование торгового ассортимента и управление товар­ными запасами;

• организация операций по продаже товаров.

Технологические операции связаны с дви­жением товара как потребительной стоимости. Они являются продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят следующие операции: транспортировка, хранение, под­сортировка, подготовка товаров к продаже и т. д.

На организацию процесса товародвижения оказывают влия­ние производственные, транспортные, социальные и торговые факторы.

К числу производственных факторов следует отнести: раз­мещение производства, специализацию производственных пред­приятий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказы­вают транспортные факторы: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки това­ров, состояние перевозочных средств и т. д.

К социальным факторам относятся: расселение населения, уровень его денежных доходов, половозрастной состав и т. д.

На процесс товародвижения влияют следующие основные торговые факторы: размеры, специализация и размещение пред­приятий торговли, их типы, применяемые методы продажи товаров, свойства товаров, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети, квалификация торговых работников.

Наши рекомендации