Рациональность процесса товародвижения
Концепция товародвижения предполагает формирование оптимальной системы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. Учитывая, что реальные условия, в которых приходится организовывать товародвижение, динамичны, требуется систематически корректировать принятые решения, совершенствуя действующую систему. Этот процесс называется рационализацией.
Под рационализацией товародвижения понимается создание такой системы перемещения товаров, при которой обеспечивается своевременное и бесперебойное доведение до розничной сети товаров в соответствии с предъявленным спросом потребителей и с наименьшими затратами труда, материальных, финансовых ресурсов и времени.
Основными принципами рациональной организации товародвижения являются:
- применение кратчайших путей движения товаров;
- установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;
- унификация технологических схем и структур;
- оптимизация торгово-технологических операций, их поточность;
- эффективное использование транспортных средств, тары, технологического оборудования.
Особое внимание к товародвижению определено значительными затратами на продвижение товара на каждом этапе. Поэтому возникает необходимость серьезного обоснования выбираемых каналов продвижения, обеспечивающих сокращение совокупных затрат на транспортирование товаров и содержание товарных запасов.
Уровень и размеры затрат по перемещению продукции от производственных предприятий до потребителей определяются конкретной реальной ситуацией.
Возможен вариант, когда между производителем и потребителем появляется множество посредников, которые не участвуют в производстве, но хотят получить прибыль за счет посредничества. Если они вклиниваются в этот процесс, то значительная часть общественного продукта пойдет на покрытие затрат посредников.
При появлении посредников продвижение товаров от производителей к потребителям сопровождается многочисленной перепродажей их с многократными операциями по погрузке, выгрузке, хранению. В результате путь товаров усложняется, удлиняется, увеличиваются затраты на продвижение товара, зачастую имеют место нерациональные, излишне дальние, встречные перевозки.
При нерациональном товародвижении и ненужных посредниках теряется не только время (замедляется процесс товародвижения), но и увеличиваются затраты, имеют место потери товаров и качества.
Необходимо исключить необоснованных посредников, во главу угла поставить цель производить то, что требует рынок, и доставлять в нужное место произведенные товары по оптимальным путям с минимальными затратами.
Рационализация товародвижения во многом зависит от правильного выбора путей перемещения товаров в процессе доведения их до покупателя и определения количества складских звеньев, через которые проходит товар в пути следования.
Оценка состояние складского хозяйства РБ показывает, что его следует развивать и совершенствовать с учетом международных требований. По СТБ2133-2010 «Классификация складской инфраструктуры» складские помещения делятся на четыре класса: А, В, С, Д.
Необходимо создавать реальные предпосылки для рациональной организации товародвижения.
Основой являются маркетинговые исследования, которые должны обеспечить условия определения количества каждого отдельного товара для конкретных регионов, создание условий для работы без посредников, за исключением случаев, которые диктуются природой путей сообщения, объективной необходимостью, связанной с особенностями товара или спроса на него. Производство должно выпускать то, что требуется рынку, тогда не будет трудностей с реализацией и затраты на продвижение будут оптимальными.
Создаются условия для рационализации перевозочного процесса. Все виды транспорта являются составными частями единой транспортной системы, возникает возможность более эффективного использования каждого вида транспорта в определенных условиях перевозок. Рационализация перевозочного процесса позволяет с меньшими затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов осуществлять перемещения продукта из сферы производства в сферу потребления.
В связи с этим важно на каждом этапе сделать правильный выбор вида транспорта и средств подвижного состава. От этого во многом зависят транспортные издержки на доставку товаров к месту потребления.
Сокращению затрат на осуществление товарного обращения способствует рациональное размещение промышленности на территории Республики Беларусь.
В процессе ее территориального размещения ставятся задачи, с одной стороны, приблизить производственные предприятия к источникам сырья, с другой – к местам потребления выпускаемой продукции. Это позволит сократить затраты на перевозку единицы продукции, а также приведет к сокращению времени обращения и ускорению процесса производства, что будет способствовать повышению эффективности общественного труда.
Приближение производства к районам потребления – важнейшее требование при размещении производительных сил. Это требование, прежде всего, относится к производству скоропортящихся товаров, не выдерживающих длительной транспортировки и связанных с ней перегрузок (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, мясные и колбасные изделия и т. д.). Производство этих групп товаров должно быть максимально приближено к районам потребления, так как их потребительная стоимость сохраняется в течение сравнительно небольшого времени обращения. Поэтому существует такая закономерность: чем быстрее портится товар, тем скорее он должен быть потреблен, т.е. продан после его производства, а, следовательно, тем на меньшее расстояние от места своего производства он может быть удален и тем более местный характер носит рынок его сбыта. Доведение затрат на продвижение готовой продукции от поставщиков к потребителям до общественно необходимых имеет социальную направленность. Затраты, израсходованные сверх этих норм, покрываются за счет прибавочного продукта, уменьшая его, что увеличивает непроизводительные затраты общества.
В связи с этим принимаемые Правительством Республики Беларусь решения направлены на оптимизацию всех видов затрат по распределению продукта. Совершенствование товародвижения является важным резервом, обеспечивающим решение этой проблемы. Сформирована система мер по рационализации товаропроводящей сети в Республике Беларусь:
- упразднение излишних звеньев;
- сокращение пути движения товаров от производителя до потребителя;
- удешевление стоимости перевозок и сокращение издержек обращения;
- ликвидация излишне дальних, встречных, повторных и других нерациональных перевозок;
- приближение предприятий-изготовителей к источникам сырья и районам потребления;
- рациональное взаимодействие различных видов транспорта, эффективное их использование;
- оптимизация схем товародвижения;
- применение прогрессивных технологий в процессе товародвижения;
- сокращение сроков доставки;
- совершенствование хозяйственных связей;
- организация бесперебойного товароснабжения магазинов оптимальными партиями товара.
Актуальность рационализации процесса товародвижения заключается в том, что с увеличением объемов производства растет грузооборот и повышаются народнохозяйственные издержки на транспортировку продукции. Наличие нерациональных перевозок, необоснованно усложняющихся путей товародвижения приводит к прямым потерям общества, а с увеличением грузооборота они пропорционально растут.
Неослабное внимание к вопросам совершенствования товародвижения обусловлено динамичностью этого процесса, который изменяется в зависимости от развития производительных сил общества и происходящих социально-экономических преобразований. Меняющиеся условия (изменение границ экономического пространства, таможенных условий, тарифов и т. д.) ставят новые задачи по совершенствованию товародвижения.
Совершенствованию товародвижения будет способствовать практическое использование такой науки как логистика, которая управляет движением материальных потоков, обеспечивает, обеспечивает интеграцию работы и увязку интересов всех участников системы продвижения товара до потребителя, что определяет комплексный подход к решению проблемы.
Реализация логистической концепции обеспечит сокращение временных и финансовых затрат на товародвижение.
«Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года», утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 29 августа 2008 г. № 1249, стала отправной точкой в развитии логистики и складской инфраструктуры РБ. К сожалению, некоторые проекты, предусмотренные программой, не были выполнены. В соответствии с Программой открыто 19 логистических центров различной направленности и функциональности с общим объемом складских площадей более 370 тыс. кв. м, создано порядка 4,5 тыс. новых рабочих мест. Вне Программы в республике действует порядка 20 логистических центров. Девять логистических центров являются государственными, остальные созданы за счет средств национальных и иностранных (из Азербайджана, Бельгии, Ирана, России, Украины) инвесторов.
Для дальнейшего развития логистики разработана Государственная программа развития логистической системы Республики Беларусь на 2016-2020 годы, которая входит в перечень госпрограмм, направленных на достижение приоритетов социально-экономического развития, утвержденный распоряжением премьер-министра №375р от 6 ноября 2015 г.
Возрастание требований к надежности перевозочного процесса, срокам доставки, сохранности грузов при транспортировке товаров требует использования более совершенных, комплексных методов управления этим процессом в целом, а не отдельными его этапами. При этом может быть достигнут баланс интересов всех участников, что повысит их экономическую заинтересованность и обеспечит технологическое единство всей цепи товародвижения.
Транспортные расходы занимают достаточно большой удельный вес в издержках обращения. Поэтому даже небольшое их снижение за счет совершенствования товародвижения приведет к экономии средств в сфере обращения.
Значение совершенствования товародвижения заключается также в том, что оно оказывает непосредственное влияние на время обращения, от которого зависят темпы увеличения общественного производства и прирост национального богатства.
Сокращение времени обращения в результате выбора рациональных путей товародвижения имеет большое народнохозяйственное значение. Особую актуальность проблема совершенствования товародвижения приобретает в системе потребительской кооперации, осуществляющей торговую деятельность в сельской местности. Торговая сеть потребительской кооперации рассредоточена, и значительная ее часть находится в глубинке, в районах со сложными транспортными условиями. В связи с этим требуется частый завоз мелкими подсортированными партиями. Повышается звенность товародвижения за счет внутрисистемного опта, и расходы на доставку товаров растут,
Белкоопсоюз уделяет внимание разработке рациональных путей товародвижения и схем завоза товаров в магазины. При этом на первый план выдвигается важнейшая социальная задача – необходимость обслуживания сельского населения Республики Беларусь, зачастую в ущерб экономическим интересам потребительской кооперации.
Экономически обоснованные подходы к процессу товародвижения являются важной предпосылкой минимизации расходов по доведению товаров до потребителей.