Организационно-экономические формы товароснабжения
В розничную торговую сеть товары поступают с оптовых организаций, производственных предприятий, личных подсобных и фермерских хозяйств, заготовительных предприятий, от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Выбор источников товароснабжения зависит от многих факторов. При этом учитываются ассортимент товаров, типы и размеры магазинов, объем товарооборота, возможность бесперебойного снабжения магазинов, количество звеньев товародвижения и уровень транспортных расходов.
На характер процесса товародвижения большое влияние оказывает его звенность и форма.
Различают торгово-организационную и складскую (технологическую) звенность. Торгово-организационнаязвенность показывает, какое количество торговых организаций участвует в актах купли-продажи. Она измеряется коэффициентом торгово-организационной звенности, который исчисляется как отношение валового оборота (складского, транзитного, розничного) к розничному, и показывает, сколько раз товар продавался в сфере обращения. Складскаязвенность свидетельствует о том, через сколько складов прошел товар на пути его движения от производства до потребителя. Коэффициент складской звенности рассчитывается как отношение складского оборота к розничному.
Показатели звенности имеют большое народнохозяйственное значение для Республики Беларусь, так как прохождение каждого складского звена приводит к удорожанию процесса товародвижения за счет увеличения погрузочно-разгрузочных операций, естественной убыли товаров, расходов, связанных с содержанием складских помещений и обслуживающего персонала, с замедлением оборачиваемости товаров. Поэтому задача снижения количества складских звеньев в процессе товародвижения сводится одновременно к решению задач по снижению издержек обращения, ускорению товарооборачиваемости, повышению качества обслуживания населения.
Торгово-организационная и складская звенности связаны между собой, однако часто не совпадают.
В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснабжения розничной торговой сети.
При транзитной форме доставка товаров в магазины осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности или сельского хозяйства. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. Эта форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за измельчения и рассредоточения розничной торговой сети. Преимущества транзитной формы движения заключаются в том, что товар поступает в розничную сеть без лишних перевалок, обеспечивается снижение транспортных расходов, сокращаются потери товаров, ускоряется оборачиваемость. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в районах потребления (хлебобулочные изделия, молочные продукты и т.п.).
При складской форме товары сложного ассортимента, нуждающиеся в предварительной подсортировки, завозят в магазины со складов оптовых предприятий.
Основными складскими звеньями на пути движения товаров от промышленного предприятия до магазина могут выступать склады:
- готовой продукции промышленных предприятий или склады выходных баз;
- оптовых баз государственной торговли;
- оптовых баз потребительской кооперации;
- другие посредники.
В зависимости от количества промежуточных звеньев различают однозвенную и многозвенную формы движения товара.
Число складских звеньев между предприятиями-изготовителями и розничной торговой сетью должно быть минимальным. Следует максимально сокращать звенность продвижения товара. Если требуется подсортировка, накопление товара, наиболее приемлемым является движение товара через одно складское звено.
В исключительных случаях по товарам, производство которых размещено неравномерно и привязано к сырьевым источникам, а сами товары сложны по ассортименту, возникает потребность разместить одно оптовое звено в районе сосредоточения производства, другое – в районе потребления.
Многозвенный путь движения товаров влечет дополнительные расходы, связанные с выполнением технологических операций в каждом звене. Это приводит к увеличению затрат по доведению товаров от производства до потребителя, усложняется технологический процесс товародвижения, замедляется скорость обращения товара, отсутствует прямой контакт с производителями товара.
Количество звеньев, необходимых для доведения товара от производства до потребителя, в каждом конкретном случае должно быть экономически обоснованным.
На выбор форм товародвижения влияют следующие факторы:
- география размещения поставщиков товаров и их покупателей и получателей;
- размеры партий завоза;
- транспортные расходы;
- сезонность производства и потребления товара;
- необходимость преобразования производственного ассортимента в торговый;
- расстояния от мест производства к местам потребления;
- размеры предприятий, их мощность (объем товарооборота, торговой площади);
- метод продажи товаров;
- степень подготовленности товара к розничной продажи.
Выбор каналов товародвижения торговыми организациями осуществляется с учетом возможностей поставщиков и качества выполняемых ими функций, свойств товара, требований рынка, собственных возможностей, экономической целесообразности.
В качестве критериев выбора каналов товародвижения целесообразно использовать: широту ассортимента товара, его характеристики, имидж, обновляемость; условия поставки, размер партий и частоту завоза; минимальную звенность, кратчайшие пути товародвижения, высокую скорость доведения товара до потребителя; финансовый потенциал поставщика; качество предоставляемых им услуг и выполнения функций; минимум операций с товаром, минимизацию затрат.
Для обеспечения рациональной организации процесса товародвижения, необходимо соблюдать следующие основные принципы:
- применение кратчайших путей движения товаров;
- установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;
- унификация технологических схем и структур;
- оптимизация торгово-технологических операций, их поточность;
- эффективное использование транспортных средств, тары, технологического оборудования.