Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
Факторы | Состав и содержание факторов |
Принцип формирования ассортимента | В розничной торговле ассортимент должен формироваться на основе спроса покупателей, а также формата магазина |
Профиль торгового предприятия | Ассортимент магазина обусловливается его позицией, конкурентным положением на рынке, потенциалом и уровнем сервиса |
Потребительски торговые комплексы | В процессе формирования ассортимента должен быть взят конкретный перечень товаров, сгруппированных по функционально-потребительским признакам |
Товарная классификация | Ассортиментный перечень магазина должен включать товарные группы и подгруппы, состоящих из родственных товаров различных видов и разновидностей |
Стадия жизненного цикла товара | На состав ассортимента оказывает влияние жизненный цикл товаров, их имидж, позиция на рынке, конкурентоспособность |
Устойчивость ассортимента | Стабильность торгового ассортимента обеспечивается наличием товарных запасов, качеством менеджмента и маркетинга |
Правило торгового запаса
Заключается в создании определенного уровня запаса товаров, достаточного для непрерывного присутствия ассортимента на полках торгового оборудования. Формирование определенного размера товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень торгового обслуживания.
По своему назначению товарные запасы, формируемые в торговых предприятиях, подразделяются на три группы: запасы текущего хранения; запасы сезонного хранения и досрочного завоза; запасы целевого назначения.
Товарные запасы текущего хранениясоставляют основную массу всех запасов торгового предприятия. Они создаются для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде и должны постоянно пополняться.
Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завозасоздаются лишь на определенных торговых предприятиях исходя из особенностей ассортимента реализуемых товаров и географического расположения (овощи, фрукты, сахар, «северный завоз»).
Товарные запасы целевого назначениясоздаются на предприятиях торговли для обеспечения определенных целей, не связанных с текущей реализацией товаров (предпраздничная торговля).
Создаваемые на торговых предприятиях товарные запасы оценивают рядом показателей, в частности суммой товарных запасов в стоимостном выражении; количеством запасов товаров в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.
Процесс нормирования и планирования товарных запасов на торговом предприятии состоит из ряда отдельных этапов. Основными этапами нормирования и планирования товарных запасов являются, в частности: определение целей формирования товарных запасов; анализ размера, состава и оборачиваемости товарных запасов в предплановом периоде; разработка нормативов товарных запасов; определение плановой суммы товарных запасов; оценка эффективности разработанного плана товарных запасов; обеспечение постоянного контроля за состоянием товарных запасов на торговом предприятии.
Правило присутствия
Необходимый ассортимент товаров в соответствии с ассортиментным перечнем должен быть обязательно представлен в торговом зале магазина в целях обеспечения удовлетворения покупательского спроса и рентабельности предприятия.
Исходя из потребностей своих покупателей и в целях удовлетворения их спроса на товары конкретных групп, менеджеры магазина осуществляют закупку и продажу товаров в рамках соответствующего формата и товарной специализации торгового предприятия, его позиции на рынке.
Обеспечение широкого выбора товаров, учитывающих специфику потребностей обслуживаемых целевых покупателей, является важным условием успешной коммерческой деятельности и высокого уровня торгового обслуживания. На основе технико-экономических расчетов определяются нормативы товарных запасов для конкретного магазина, в частности, — рабочий запас, запас текущего пополнения, страховой запас и запас в пути.
Рабочий запассостоит из запаса товаров в форме представленного ассортимента товаров, присутствующих в торговом зале в частности в виде запаса в размере однодневной реализации и запаса товаров, проходящих подготовку к реализации.
Запас текущего пополненияпредставляет собой половину средней партии поставки товара, выраженной в днях оборота.
Страховой запасустанавливается с учетом динамики спроса на отдельные товары по дням месяца и условий товароснабжения (его ритмичности).
Запас в пути устанавливается в том случае, если завоз товаров от поставщиков осуществляется на условиях предоплаты.
Правило присутствия очень тесно связано с системой стратегий закупок товаров, которая используется широко в сфере розничной торговли.
Стратегия № 1 (стратегия оперативного управления).В процессе использования этой стратегии, администрация магазина через определенные промежутки времени принимает оперативное решение: заказывать или не заказывать товары и если заказывать, то, какое количество товара.
Стратегия № 2 (стратегия равномерной поставки товаров).Согласно этой стратегии через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара, т. е. происходит повторная закупка товаров без изменений.
Стратегия № 3 (стратегия постоянного уровня запасов товаров).На основе этой стратегии через равные промежутки времени заказывается партия товара, объем которой, т. е. число единиц товара, равен разности установленного максимального уровня товарных запасов и фактического уровня запасов товара.
Стратегия № 4 (стратегия постоянного объема поставок).Через равные промежутки времени проверяется фактический уровень товарных запасов. Решение о повторной закупке с изменениями (условия поставки, цена, упаковка) постоянного объема товаров принимается при условии, что товарные запасы в момент проверки оказались меньше или равны установленному уровню товарных запасов. В противном случае принимается коммерческое решение «не заказывать».
Правило сроков хранения и ротации товара на полке (FIFO).Для того чтобы обеспечить заполненность полок торгового оборудования, исключить появление «дыр» (пустые места на полке) и товаров с просроченными сроками реализации, обслуживающий персонал магазина обязан в течение рабочего дня отслеживать перемещение товаров на торговом оборудовании. При этом постоянное перемещение товара с заднего на передний план является одной из основных обязанностей работников торгового зала (партия товара, поставленная в магазин ранее должна продаваться в первую очередь).
В процессе пополнения товарного запаса в торговом зале товар, поступивший со склада, должен ставиться назад, а уже имеющийся на полке товар соответственно передвигаться на передний план. Кроме того, необходимо проверять качество упаковки и сроки хранения товаров. Менеджеры торгового зала обязаны следить за общим количеством товаров и подавать соответствующую информацию в складские и подсобные помещения магазина с целью пополнения товарного запаса.
Если товар закончился, то пустое место на полке можно заполнить взаимозаменяемыми товарами или же (на время) товарами с истекающими, но не истекшими сроками реализации, во избежание товарных потерь и ротации товаров (снятие с продажи, возврат изготовителю/поставщику).
Вторая группа правил мерчандайзинга тесно связана с эффективным расположением товара в торговом зале и на полках магазина.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каково содержание понятия «мерчандайзинг»?
2. Какие элементы включает в себя мерчандайзинг?
3. Какова цель мерчандайзинга?
4. Какова взаимосвязь мерчандайзинга и торгового маркетинга?
5. В каком звене торговли целесообразно использование принципов мерчандайзинга?
6. При осуществлении каких организационных мероприятий целесообразно использование принципов мерчандайзинга?
7. Каковы внешние задачи, решаемые в рамках мерчандайзинга?
8. Каковы внутренние задачи, решаемые с помощью элементов мерчандайзинга?
9. Целесообразно ли использовать мерчандайзинг при проектировании торговых площадей?
10. Какие участники каналов распределения объединяют усилия для успешной реализации товаров посредством мерчандайзинга?
11. Чем различаются цели мерчандайзинга производителя и розничного торговца?
12. Какие функции выполняют участники торговых каналов при осуществлении мероприятий по мерчандайзингу?
13. Сколько и каких «золотых» правил мерчандайзинга Вы знаете? Приведите примеры их использования.
Глава 2. Мерчандайзинг в розничной торговле:
планировка торгового зала