Вопрос 53. Обзор систем электронного голосования в различных странах.
Австрия. Весной 2004г. Федеральное Министерство внутренних дел созвало рабочую группу по проблемам э-голосования с целью изучения и составления отчета о его различных аспектах. Первый, юридически незначимый эксперимент с удаленным голосованием был проведен в мае 2003г. параллельно с традиционным голосованием на выборах в Студенческий Совет в Венском университете экономики и бизнеса (ВУ). Прототип системы э-голосования был создан в ВУ Проф. Проссером и исследовательской группой под его руководством e-Voting.at. За основу была взята система идентификации граждан через электронные id-карты (Bürgerkarte). До дня выборов избирателю необходимо было подать заявку о получении токена, который будет храниться на электронной id-карте. В день выборов избиратель, чтобы подтвердить свое право голоса, предоставляет только лишь токен. В дополнение к этому та же проектная группа провела второй (вновь не являющийся юридически значимым) тест своей системы э-голосования параллельно с традиционным голосованием на президентских выборах 25 апреля 2004г.
Бельгия. В Бельгии из особенностей применяемых технологических решений стоит особо выделить следующие:
− используется моноблок с сенсорным экраном, оптическое перо и считыватель смарт-карт;
− избиратель имеет возможность, либо подтвердить свой первоначальный выбор, либо отменить его и произвести голосование заново;
− когда выбор подтвержден, избиратель получает свою магнитную карту, и после этого никакое изменение сделанного выбора уже невозможно.
Бразилия. Электронные устройства для голосования состоят из двух частей: устройство для идентификации избирателя и «электронная урна», которая имеет связь с технологическим центром и состоит из экрана и цифровой клавиатуры, на которой избиратель должен набрать цифровой код кандидата. Идентификация производится только с помощью карты избирателя документа, который гражданин обязан получить по достижении им 18-летнего возраста. Без карты избирателя в Бразилии, нельзя, например, получить водительское удостоверение, поступить в ВУЗ, получить пенсию, поэтому такую карту можно считать универсальнойи достаточно удобной.
Великобритания. Первые эксперименты по внедрению электронного голосования в Великобритании были начаты в 2001. В ходе них было проведено более 150 пилотных проектов в 100 округах, охвачено 6,4 миллиона избирателей, реализовано 17 централизованных проектов электронного голосования - интернет-киоски, интерактивное телевидение, голосование по телефону, и посредством смс-сообщений. При этом 14 проектов касались интернет-голосования. В рамках их голосование могло осуществляться с любого компьютера с применением персонального пароля, получаемого одновременно с идентификационной получили в специальном консультативном документе, где особо отмечалась их эффективность. В 2002 году в ряде районов было разрешено голосование через интернет (с домашних компьютеров) и с использованием мобильных телефонов (посредством смс-сообщений). На муниципальных выборах в Ливерпуле и в Шеффилде в экспериментальном порядке было разрешено голосование через Интернет, в в 2003 также в Шеффилде и в Сент-Олбанс.
Германия. Германия начала экспериментировать с электронным голосованием в1999 г. Экспериментальное э-голосование проводилось в выборах неполитического характера: в университетах (Оснабрюк, Бремерхафен), в местных совещательных органах (молодежные сообщества и советы пожилых граждан), а также в профсоюзах в государственном и частном секторе. Система интернет-голосования, которая использовалась в большинстве тестов в Германии, была разработана Исследовательской группой по интернет-голосованию.
Испания. В Испании первый эксперимент по электронному голосованию проводился в 2004 году в связи с выборами 14 марта, при этом голосование осуществлялось уже после официальных выборов в бумажной форме. Голосование производилось либо с помощью SMS, либо с использованием персонального компьютера с доступом в Интернет (компьютеры имелись, в том числе и на избирательных участках) и устройством, способным считывать информацию со смарт-карты.
Канада. В период 5-10 ноября 2003г. В канадской провинции Онтарио 12 муниципалитетов из графства Прескотт и Рассел и графства Стормонт, Дандас и Гленгарри первыми во всей Северной Америке провели выборы в местные самоуправления и отделы среднего образования используя только электронные средства голосования. Каждый избиратель получил индивидуальный идентификационный номер и пароль, позволяющие ему проголосовать через Интернет либо телефон с тональным набором. Внедрение системы э-голосования позволило увеличить явку избирателей до 55% в сравнении с обычным показателем 25-30% на местных выборах. После этих выборов в Онтарио был создан Секретариат по делам обновления демократии (Secretariat for Democratic Renewal), задачей которого стало выработать предложения по реформе избирательного процесса в Онтарио.
Нидерланды. В большинстве общин Нидерландов голосование проводится на избирательных участках в электронной форме. Во время выборов в Европейский Парламент в 2004г. граждане, находящиеся за пределами государства в день выборов и подавшие заявку о дистанционном э-голосовании, могли отдать свой голос через Интернет или телефон. В ходе многолетнегообщенационального обсуждения политические партии, муниципалитеты и Центральная Избирательная комиссия Голландии в итоге посчитали использование электронного голосования в ходе выборов целесообразным, в свете соотношения прилагаемых средств и предполагаемого позитивного результата. Поэтому Избирательный Совет, во взаимодействии с Ассоциацией голландских муниципалитетов, организовали разработку программного обеспечения (OSV) для проведения выборов и голосования. Впервые OSV было использовано на выборах в Европейский парламент 4 июня 2009 года.
Норвегия. В Норвегии первые эксперименты, связанные с внедрением электронного голосованиябыли проведены на муниципальных выборах в нескольких районах 15 сентября, 26 и 27 октября 2003 года. Была использована идентификация с помощью смарт-карты. Далее проводилась двухступенчатая система голосования: сначала голосование за список кандидатов, а затем, в рамках этого списка, уже за конкретных кандидатов.
США. Для повышения уровня доверия избирателей к электронному голосованию в ряде штатов были приняты решения о замене сенсорных машин для голосования на сканирующие электронные средства для голосования (таким образом, избирателям предоставляется возможность удостовериться в своем электронном выборе при помощи бумажного носителя). В 41 штате применяются оптические комплексы для электронного голосования, наряду с сенсорными, включая 17 штатов, где они используются на всех без исключения избирательных участках. Голосование посредством использования сети Интернет применяется только в графстве Окалооза (остров Окалооза), штат Флорида. Широкая дискуссия насчет выполнимости э-голосования развернулась после эксперимента SERVE, который был разработан для участия экспатриантов в голосовании на президентских выборах США в ноябре 2004г. Проект был приостановлен весной 2004г. на основании заключения 4 членов группы оценки, поддерживаемой Департаментом Обороны. Эти эксперты призывали к немедленному свертыванию программы SERVE, так как считали Интернет и персональные компьютеры недостаточны безопасным медиумом для голосования.
Франция. Во Франции интернет-голосование применяется исключительно для граждан, находящихся за границей с 2003 года, а само электронное голосование ориентировано исключительно на машины для голосования на избирательных участках. В 2007 году во Франции впервые были использованы электронные машины для голосования с сенсорным экраном и функцией подтверждения выбора на президентских выборах
(на парламентских выборах впервые они использовались в июне 2006 года). Эти выборы оппозицией впоследствии были охарактеризованы негативно, хотя официально они и считалась законными и легитимными.
Швеция. В Швеции используются специальные карты идентификации избирателей, высылаемые по почте. Однако само голосование осуществляется с помощью обычных бумажных бюллетеней. Таким образом, был создан комбинированный вариант «бумажного» и «электронного» голосования, появившийся после критических оценок электронного голосования Шведской избирательной комиссией.
Швейцария. Используется полностью автоматизированная система, направляющая избирателя на специализированный сайт. Перед референдумом каждый избиратель может, предъявив паспорт, взять в ближайшем почтовом отделении карточку для электронного голосования, содержащую уникальный номер, который может совпасть один раз на 5 миллиардов избирателей, и секретный код, скрытый под непрозрачным защитным слоем. На сайте электронного голосования необходимо ввести номер карточки. Только теперь избиратель допускается на сервер, где проводится само голосование: поставить галочки напротив нужных вариантов референдума, ввести секретный PIN-код и данные своего паспорта и получить электронное подтверждение голоса, которое в дальнейшем может быть проверено в администрации кантона.
Эстония. В Эстонии нам интересен в первую очередь именно опыт интернет-голосования. Здесь для увеличения активности избирателей вообще и повышения интереса среди молодых избирателей в частности, а также в целях глобальной модернизации процедуры голосования была реализована система цифровой подписи и достаточно эффективная и быстрая система проверки ее подлинности. В основе системы интернет-голосования в Эстонии лежит использование персонального документа, удостоверяющего личность (идентификационной карточки), который принимается для удостоверения личности в сети Интернет и совершения электронной цифровой подписи. В целях предотвращения покупки и продажи голосов, а также иного влияния на волеизъявление избирателей, допускалось проголосовать с использованием электронной формы несколько раз, но последний голос считался окончательным. И только он и учитывался.
Проект ЕС КиберГолос. В сентябре 2000г. Европейская Комиссия запустила проект под названием КиберГолос (анг. CyberVote), цель которого заключалась в том, чтобы «продемонстрировать возможность проведения в полной мере проверяемых выборов, гарантирующих абсолютную тайность голосов, при использовании стационарных и мобильных Интернет-терминалов». К участию в проекте были привлечены партнеры из бизнес-сектора (EADS Matra Systèmes & Information из Франции, Nokia Research Centre из Финляндии, British Telecommunications из Соединенного
Королевства), учреждения образования (K.U.Leuven Research & Development из Бельгии, Технический университет Эйндховена в Нидерландах) и потенциальные пользователи (Вольный ганзейский город Бремен в Германии, г. Исси-ле-Мулино во Франции, район Стокгольма Чиста в Швеции). Первый эксперимент с новой системой состоялся 11 декабря 2002г. во французском городе Исси-ле-Мулино. Второй эксперимент был проведен 13-15 января 2003г. в Бременском университете в Германии. Опция электронного голосования была доступна в ходе выборов трех представительных органов университета: совета университета, совета департаментов университета и студенческого совета. Последнее испытание было проведено в районе Стокгольма Чисте при участии пожилых избирателей. Привлечь избирателей старше 55 лет к пользованию системой э-голосования потребовало много усилий. Проект КиберГолос завершился в июле 2003г.
Россия. Впервые автоматизированный подсчет голосов бы использован на выборах Президента РФ 16 июня 1996 года. На нескольких экспериментальных участках были установлены сканеры избирательных бюллетеней (СИБ). Затем в 2001 году СИБ доработали, и под названием КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней) они впервые массово участвовали в выборах Депутатов Государственной Думы в 2003 году. В дальнейшем это направление развивалось, были разработаны комплексы ≪чисто≫ электронного голосования, которые первый раз использовалисьна региональных выборах в Великом Новгороде, проходивших 8 октября 2006 г.
Информационные войны
Информационная война – действия, предназначенные для достижения информационного превосходства, поддержки национальной военной стратегии, посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации.
Особенности: объектом воздействия являются все виды информации и информационных систем; информация может выступать и как оружие, и как объект защиты; территория и производство ведения войны осуществляется на неограниченном пространстве; информационная война ведется как при объявлении войны, так и просто в кризисных ситуациях; ведется как военными, так и гражданскими структурами.
Концепция информационной войны: силовой технический метод – подавление элементов инфраструктуры государственного управления; радиоэлектронная борьба – электромагнитное воздействие; хакерная война; формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям; получение интернациональной информации путем перехвата и обработки открытой информации.
Способы защиты:
1) информация в Internet подлежит защите с помощью криптозащиты, т. е. цифрование;
2) меры административного и технического характера: установление блокиратора; контроль доступа; проверка поставщика программы. Информационное оружие – средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывание из них необходимой информации после преодоления систем защиты.
Отличительные черты информационного оружия: скрытность; масштабность; универсальность.
Виды: обычное; высокоинтеллектуальное (самонаводящее); радиочастотные, маскирующие помехи; сильное излучение; воздействие систем связи на ЭВМ; средства генерации естественной речи конкретного человека.
Важным свойством информационного оружия является его поражающее свойство. Это поражающее свойство информационного оружия направлено на человека. Особо опасным является воздействие, которое осуществляется на мозг человека, при этом происходит трансформирование матрицы (памяти) – искусственная амнезия.
Подобные изменения могут осуществляться программными закладками, например «25 кадр».
Защита от подобного вторжения в психическую деятельность человека осуществляется следующими способами:
– воспитание;
– эстетические фильтры;
– создание общественной защиты.
Используя результаты исследования в области информационной безопасности, законодатель и исследователи отрасли информационного права приобретают дополнительные возможности совершенствования средств и механизмов правовой защиты информационной безопасности в информационной сфере. Таким образом, существенно повышаются качество и эффективность правового регулирования отношений в информационной сфере.
Основные направления защиты информационной сферы:
1) защита интересов личности, общества, государства от воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации;
2) защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от неправомерного воздействия посторонних лиц;
3) защита информационных прав и свобод. Правовые механизмы защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства должны разрабатываться в каждой из областей информационной сферы.