Складская и индустриальная недвижимость
Что касается рынка аренды складской и индустриальной недвижимости в Санкт-Петербурге за 2016 год, то можно проследить следующие тенденции.
Общий объем рынка качественной складской и индустриальной недвижимости составил 2, 78 млн. кв. м. Складской сегмент с точки зрения ввода в эксплуатацию новых объектов характеризовался низкой активностью девелопмента - только 14 % нового предложения предназначено для сдачи в аренду. [11]
Согласно отчету Knight Frank в эксплуатацию было введено 164, 5 тыс. кв. м. качественных складских помещений, что увеличило суммарную арендную площадь на 6 %. При этом 66 % от общей доли складских помещений- была построена по схеме built-to-suit, еще 27 % предназначены для собственных нужд компаний. [13]
«Built-to-suit- это строительство объекта для конкретного клиента, которое учитывает его требования и особенности бизнеса, а также ремонт, усовершенствование объектов владельца для нужд заказчика». Обязанностью потенциального арендатора будет оплата за работы по строительству или доработке только построенного объекта недвижимости и подписание с владельцем нового договора аренды. [15]
Суммарная арендная площадь качественных складских комплексов по итогам 2016 г. составила 3 059,8 тыс. кв. м. Были построено около 26 промышленных предприятий на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Совокупный объем крупных сделок по аренде и продаже качественных складских помещений в течение 2016 года составил не менее 149 тыс. кв. м. В структуре сделок аренды преобладали логистические компании- их общая доля составила 70 % в общем объеме. [12]
Таким образом, можно сказать, что рынок складской и индустриальной недвижимости Санкт-Петербурга на данный момент разбалансирован. Стратегии компаний разные, например, наращивание объемов и открытие новых производств либо сокращение площадей или закрытие предприятий. В складском сегменте рынок продолжает развитие преимущественно в формате built-to-suit, при этом активно развиваются и другие схемы взаимоотношений между девелопером и арендатором –лизинг недвижимости и аренда с возможностью дальнейшего выкупа занимаемых площадей. [13]
Торговая недвижимость
Согласно отчету Colliers International общее предложение классических торговых центров по итогам 2016 года составило 2,76 млн кв. м. Состоялись запланированные открытия ТРЦ «Охта Молл» компании SRV и второй очереди ТРК «Порт Находка» компании FORTGROUP. [16]
Прирост новых площадей с начала года составил 3,3%. Таким образом, обеспеченность торговыми площадями в Санкт-Петербурге достигла 527 кв. м на 1 000 жителей. Главной особенностью в 2016 году в развитии торговой недвижимости стало обновление и перепрофилирование торговых центров без их закрытия. [16]
С проблемой падения покупательского спроса сталкиваются сейчас многие торговые комплексы. Как сообщает Watcom Shopping Index посещаемость торговых центров в России упала более чем на 20%. Это происходит из-за снижения реальных доходов населения. Недавние исследования показали, что около 76% покупателей планируют экономить на покупке новой одежды и около 60% — на покупке новой обуви. Существует конкуренция и со стороны онлайн-торговли. Например, по словам генерального директора «Яндекс. Маркет» Павла Алешина «в интернете у покупателей больше возможностей сравнить товары, выбрать лучшую цену и сэкономить. [17]
Успешным примером адаптации к меняющимся рыночным условиям является открытие культурно-образовательного центра «Охта Lab» в ТРК «Охта Молл». По словам управляющего директора NAI Becar Натальи Скаландиc, «посещаемость торгового комплекса с культурно-развивающей и культурно-развлекательной составляющей увеличивается на 20-40%». [17]
В связи с неопределенностью в экономике рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга переживает второй с 2009 года спад ввода новых проектов. Отсутствие новых проектов, падение оборота розничной торговли и отрицательная динамика покупательской способности привели к усилению ротации в качественных торговых центрах. [16]
Таким образом, видно, что рынок коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга за 2016 год претерпевал кризис, но сейчас еще восстанавливается. Кроме того, стали появляться новые тенденции развития объектов коммерческой недвижимости. Особенно это проявляется в стратегиях развития различных торговых комплексов, так как именно на рынок аренды торговой недвижимости сильно повлияла непростая экономическая ситуация, т.е. падение покупательской способности населения, которое повлияло на арендаторов.