Как развивается сознание руководителя?
Те руководители, которые «выросли» из рядовых работников, могут вспомнить, как развивалось их сознание.
1-й уровень — «служащий». Мышление «служащего» направлено на удовлетворение своих потребностей — как заработать деньги для решения своих бытовых проблем. Свое окружение он рассматривает в качестве предметов своих потребностей. Нормы, которые получает «служащий», он стремится изменить под свое собственное удобство, даже в ущерб решению задач предприятия. При возникновении затруднений «служащий» теряет значимость выполнения нереализуемой, по его мнению, задачи и ищет новую работу, где он сможет удовлетворить свои потребности. На этом уровне мышления находятся грузчики, водители, секретари, торговые представители и многие другие. «Служащие» трансформируют поставленные им задачи в конкретные действия.
2-й уровень — «исполнитель». Мышление «исполнителя» направлено на оценку своих действий и всего окружения с точки зрения функциональных требований (должностной инструкции). Основной акцент его деятельности — исполнительство. В случае возникновения трудностей «исполнитель» корректирует свою деятельность или ставит об этом в известность свое руководство и ждет дальнейших инструкций. «Исполнители» строго следуют нормам предприятия и стремятся к профессиональному росту. Это уровень мышления линейных руководителей (супервайзеров), которые «выросли» из «служащего». «Исполнитель» трансформирует поставленную ему общую задачу в подзадачи для «служащих».
3-й уровень мышления — «руководитель». Мышление «руководителя» направлено на развитие деятельности фирмы. Это уровень мышления созидателя. «Руководитель» предвидит проблемы, а при их возникновении анализирует причины и ищет оптимальные пути выхода. Мышление «руководителя» сосредоточено на непрерывном совершенствовании деятельности предприятия. Он трансформирует миссию организации в стратегические направления деятельности предприятия. «Руководитель» ставит задачи исполнителям.
Если вы решили стать успешным руководителем, то в этой книге вы найдете ответы на ряд вопросов, с которыми сталкиваются руководители различных уровней. Особенно она будет полезна руководителям, занимающимся продажами.
ГЛАВА №26: КАК СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СУПЕРВАЙЗЕРОМ?
Работа профессионального менеджера складывается из четырех составляющих. Каждого менеджера по мышлению и поведению можно отнести к одному-двум из четырех квадратов.
РЕЗУЛЬТАТ
В этом квадрате находятся менеджеры, ориентированные на цель. Если вы зададите таким менеджерам вопрос: «Что вам больше всего нравится в вашей работе?», они преимущественно отвечают: «Ставить и достигать цели». Такие менеджеры отдают предпочтение теории X, которая гласит: «Люди сами по себе ленивы и их необходимо постоянно контролировать». Большую часть времени такие менеджеры уделяют постановке и контролю выполнения задач. Они очень жесткие руководители. Если кто-либо из персонала не выполняет своих задач, они очень быстро принимают решение об их увольнении. Эти руководители по своему мышлению и поведению напоминают спортсменов — для них достижима любая цель, даже если для этого необходимо приложить максимум усилий. Такие руководители требовательны к себе и своему персоналу. Персонал они воспринимают как ресурс для достижения своих целей. Для таких руководителей наиважнейшим является вопрос «Что я хочу достичь?» или «Что от меня хотят?» или «Кто мне нужен?».
МОТИВАЦИЯ
В этом квадрате находятся менеджеры, ориентированные на людей. Если вы зададите таким менеджерам вопрос: «Что вам больше всего нравится в вашей работе?», они преимущественно отвечают: «Работа с людьми. Каждый человек индивидуален и к каждому необходим свой ключик. Мне нравится находить подход к каждому».
В этой области находятся менеджеры, которые являются приверженцами теории Y, которая гласит: «Люди несут ответственность за результат». Большую часть своего времени они уделяют мотивации персонала на достижение поставленной цели. Они лояльные руководители. Если кто-либо из персонала не выполняет поставленных перед ним задач, они ищут проблемы в мотивах поведения данного сотрудника.
Они очень переживают любое увольнение персонала из организации и долго не могут принять решение об увольнении сотрудника. Для таких руководителей доминирующим является вопрос: «Как найти подход к каждому человеку, чтобы достичь поставленных целей?».
КОМАНДА
В этом квадрате находятся менеджеры, которые ориентированы на создание комфортного психологического климата среди сотрудников. Если вы зададите таким менеджерам вопрос: «Что вам больше всего нравится в вашей работе?», они преимущественно отвечают: «Работа в команде, разрешение конфликтов среди сотрудников».
В этой области находятся менеджеры, которые большую часть времени уделяют созданию командного духа. Они считают, что залогом успеха организации является команда. Такие менеджеры часто привлекают персонал к принятию решений.
Если кто-то из персонала не выполняет поставленных перед ним задач, они прибегают к коллективному принятию решения относительно этих сотрудников. Такие руководители являются центром своей команды. Подчиненные отзываются о них как о душе команды. Доминирующим для них является вопрос: «Как создать команду единомышленников, чтобы достичь поставленных целей?»
СИСТЕМА
В этом квадрате находятся менеджеры, которые ориентированы на создание высокоэффективной структуры предприятия — эффективной работы всех подразделений. Если вы зададите таким менеджерам вопрос: «Что вам больше всего нравится в вашей работе?», они преимущественно отвечают: «Построение высокоэффективного процесса и отладка механизма работы организации».
В этой области находятся менеджеры, которые большую часть времени уделяют созданию и усовершенствованию должностных инструкций, предписывающих, как необходимо себя вести в системе предприятия.
Такие менеджеры обладают аналитическим складом ума и стараются превратить процесс работы организации в «конвейер», где организация меньше подвластна влиянию человеческого фактора и где каждый работник является элементом, который можно быстро и эффективно заменить. Для таких руководителей доминирующим является вопрос: «Как создать высокоэффективную систему работы предприятия, с помощью которой можно достигать поставленные цели?».
А теперь ответьте на вопрос: «В каком квадрате преимущественно вы находитесь?».
1.Если вы преимущественно находитесь в квадрате «результат» и «система», то у вас доминирует левое полушарие мозга — это мир логики.
2.Если вы преимущественно находитесь в квадратах «мотивация» и «команда», то у вас доминирует правое полушарие мозга — это мир эмоций и интуиции.
3.Если вы находитесь во всех четырех квадратах, то вы обладаете профессиональным мышлением.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МЕНЕДЖЕРА
1.Менеджеры, которые ориентированы только на результат, обычно сталкиваются с проблемой текучести кадров, поскольку пренебрегают мотивацией персонала, что, в свою очередь, влияет на достижение результата.
2.Менеджеры, которые сосредоточены на мотивации и развитии персонала, часто теряют из вида результат. Персонал может быть мотивированным и развиваться, но может не вписываться в систему предприятия или конфликтовать друг с другом.
3.Менеджеры, который отдают предпочтение команде, сосредоточены только на создании корпоративного духа и часто теряют из вида результат. Из вариантов «команда» или «результат» они выберут команду — сохранение психологического климата. Но в бизнесе ценен результат. Если вы благотворительная организация, то командный дух будет превыше результата.
4.Менеджеры, которые отдают предпочтение системе, сконцентрированы на улучшении функционирования системы и могут потерять из вида мотивацию персонала, работающего в этой системе. Это будет приводить к текучести кадров и созданию деструктивного психологического климата в организации.