Настоящее правило успеха: постоянно тренируйте своих продавцов. То же касается и ваших личных навыков построения систем продаж.
Наши сотрудники не воруют. – Просто считают, что берут то, что им причитается
Обычно на обвинение в воровстве в адрес своих сотрудников большинство бизнесменов реагируют очень болезненно:
«Ерунда, это у других, возможно, имеет место, но только не у меня». Если ваш ответ таков, то либо вы безнадежно наивны, либо просто пытаетесь увильнуть от столкновения с суровой реальностью, которая заставит вас заниматься неприятной и грязной работой по разгребанию внутренних проблем вашего бизнеса.
Скорее всего, если у вас нет физических товаров, которые вы храните на складе, в отношении прямого воровства материальных ценностей компании это действительно так – воруют не очень сильно, – однако в отношении всего остального позвольте усомниться.
Воровство времени
Этот вид воровства процветает в совершенно невероятных масштабах. И относиться к этому стоит точно так же, как к воровству материальных ценностей.
Давайте прямо сейчас посчитаем, во что вам обходится стоимость 1 часа украденного времени. Посмотрите, во сколько обходится вам сотрудник в месяц. Учитывайте как саму зарплату, так и оплату налогов за него, аренду рабочего места (к примеру, если оно занимает примерно 3 м2 площади, то в моем офисе это стоит примерно 3000 рублей в месяц). Прибавьте сюда стоимость оплаты Интернета и телефона и прочие расходы.
Итак, сотрудник с зарплатой 20 000 рублей обычно реально обходится вам примерно в 30—35 000. Посчитаем, сколько стоит 1 рабочий час его времени: 35 000/170 = 205 рублей (170 – примерное число рабочих часов в месяце).
Итого, каждый час, когда ваш сотрудник не занимается тем, чем он должен заниматься, он ворует у вас 205 рублей! Скажете, это немного? Возможно, 205 рублей – действительно небольшая сумма, если бы она не превращалась в астрономическую за большие периоды.
Среднестатистический сотрудник за восьмичасовой рабочий день реально занимается выполнением своих непосредственных обязанностей, если вычесть:
– перекуры;
– чаепития;
– общения с друзьями и коллегами;
– нерабочую переписку;
– отправления друзьям открыток-поздравлений;
– серфинг по Интернету;
– ICQ;
– online-игры;
– просмотр фотографий на сайтах знакомств и соцсетях («Одноклассники», «Вконтакте», Facebook);
– покупки в интернет-магазинах, которые он в три раза чаще совершает с рабочего компьютера, чем с домашнего и т. д.
Получается, в лучшем случае, 2–3 часа. У хороших сотрудников эта цифра около 4 часов. То есть уже набегает 1000 рублей в день!!!
Если вы считаете, что это не про ваш бизнес – вы заблуждаетесь. Немедленно запросите отчет по трафику в Интернете либо хотя бы сами просмотрите историю в браузерах – кто где реально «сидел». Попросите знакомого зайти в ваш магазин/офис под видом клиента, чтобы он рассказал вам о том, что там в действительности творится.
Как быстро отвечают на звонки клиентов (нередко просто снимают трубку и кладут рядом), кто занимается делом, а кто просто стоит, болтает с коллегами или с друзьями по телефону, кто играет в игры на компьютере и т. д.
Очень хорошо помогает внушение сотрудникам понимания, что «большой брат» следит за ними. Публично на общем собрании покажите распечатку по трафику – кто где сколько сидел, поставьте видеокамеры (к слову, их даже не обязательно подключать – сам факт уже очень хорошо способствует усилению дисциплины и т. д.).
Часто сотрудники начинают возмущаться, – мол, как же наша личная жизнь? На работе нет личной жизни! Это время, которое вы оплачиваете за то, что они занимаются делом, а не своей личной жизнью. Вы же оплачиваете Интернет, телефон, аренду и т. д. Еще раз подумайте – готовы ли вы платить людям за работу, которую они не выполняют? Добавьте к этому количество денег, которое выплачивается за работу, которая не отвечает стандартам качества, требованиям клиента, не выполняется в срок. Какая бы доля этого ни уходила из вашего кармана, она все равно является слишком большой.
А еще…
Сотрудники считают совершенно нормальным распечатывать на корпоративных принтерах личные документы и даже скачанные из Интернета книги! Забирать домой канцтовары, ручки и даже туалетную бумагу! Из кухни, если она у вас есть в офисе, совершенно ТОЧНО воруют все мелкое, что можно унести.
Знаете, как это происходит – с точки зрения сотрудника?
– В офисе лежит несколько упаковок бумаги для принтера, купленных заранее. Что такое одна пачка такой бумаги?
– В магазине лежит ящик шоколадок. Что такое одна упаковка таких шоколадок?
– Я целыми днями торчу в этом душном офисе, работая как лошадь, каждое утро прихожу ни свет ни заря. А в это время эта сволочь (владелец бизнеса), которой почему-то повезло, отдыхает в далеких жарких странах, катается на яхте или развлекается с друзьями на очередной выставке – мне этого никогда не видать. И этот жмот не повышает мне зарплату уже год… я заслужил это…
– Все в офисе занимаются этим. Почему я не могу?
– У него столько денег, он совершенно точно сможет купить еще одну…
Полагаем, вы поняли ход мыслей. Самое обидное, что вы не можете предотвратить их возникновение. Они будут всегда! Однако есть одна вещь, на которую вы можете влиять: надежда вора на то, что он может уйти непойманным.
И вы не должны никогда спускать «на тормозах» случаи воровства. Если только не чувствуете себя счастливым, видя, как ваша прибыль увозится ворами на тележках.
Внутреннее воровство
С внутренним воровством в компании бороться очень сложно. Рядом с денежными потоками обязательно окажутся люди, которые захотят «отщипнуть свой кусок пирога». Это случается и на участке закупок, и в складировании, и в продажах.
Бизнес-процессы компании должны обезопасить фирму от внутреннего воровства, но стопроцентной гарантии не дает ни один способ защиты.
Необходимо регулярно устраивать аудит внутренней безопасности, чтобы подставное лицо под видом покупателя проходило через всю цепочку сотрудников, делая им предложения нарушить свои служебные обязанности в личных целях.
Примечание Андрея Парабеллума