Говорят, что того, кто в мыслях своих постоянно помнит о том, что Аллах наблюдает за ним, Он убережет в том, что касается движений органов тела его.

Одному из них сказали: "Когда пастух отгоняет своих овец посохом своим от гибельных для них мест?" Он ответил: "Когда он знает, что над ним есть наблюдатель".

Аль-Джунайд сказал: "Кто по-настоящему помнит о том, что Аллах наблюдает за ним, тот боится только упустить мгновенье, посвятив его не Аллаху, - всё остальное ему не страшно".

Зун-Нун сказал: "Признаком того, что человек помнит о том, что Аллах постоянно наблюдает за ним, является предпочтение им того, что ниспослал Аллах, возвеличивание того, что возвеличил Аллах, и принижение того, что принизил Аллах".

Говорят также, что надежда побуждает к покорности, страх отдаляет от ослушания, а память о том, что Аллах постоянно наблюдает за тобой, приводит тебя на путь истины.

Говорят ещё, что муракаба - это когда сердце помнит об Аллахе с каждой мыслью своего обладателя и с каждым его шагом.

Аль-Джарири (да помилует его Аллах) сказал: "Это наше дело зиждется на двух основах: ты должен обязать душу свою постоянно помнить о том, что Аллах наблюдает за тобой; а в основе твоих внешних действий должно лежать знание".

Ибрахим аль-Хаввас сказал: "Муракаба - посвящение тайного и явного Всевышнему Аллаху"

Говорят также, что лучшее, к чему может обязать человек душу свою на этом пути, - спрашивать с собственной души, помнить о том, что Аллах постоянно наблюдает за тобой, и руководствоваться знанием в деяниях своих.

Абу Хафс сказал Абу Усману ан-Нейсабури: "Когда сидишь ради общения с людьми, будь наставником для сердца своего и души своей. И пусть тебя не обольщает то, что они собрались вокруг тебя, ибо поистине, они наблюдают за твоими очевидными действиями, тогда как Аллах наблюдает за тем, что происходит внутри тебя".

Достигшие успеха в своем шествии к Аллаху согласны в том, что, когда человек следит за своими мыслями, помня о том, что Всевышний Аллах наблюдает за ним - это становится причиной воздержания от неправильных внешних действий. Кто оберегает тайное свое, помня о том, что Аллах наблюдает за ним, тому Аллах поможет избежать запретных действий, тайных и явных.

Муракаба - это поклонение Аллаху посредством Его имен ар-Ракыб (Наблюдающий), аль-Хафиз (Оберегающий), аль-Алим (Знающий), ас-Сами (Слышащий) и аль-Басыр (Видящий). Кто усвоил смысл этих имен и поклоняется Аллаху посредством того, что они предполагают, тот действительно помнит о том, что Аллах наблюдает за ним. А Аллах знает обо всем лучше.

См. "Мадаридж ас-саликин"

ВЗЫСКИВАНИЕ С ДУШИ СВОЕЙ ПРЕЖДЕ ДЕЯНИЙ

Аль-Хасан (да помилует его Аллах) сказал: «Да помилует Аллах раба, который останавливается пред желанием своим и смотрит: если оно ради Аллаха, то он продолжает идти [к его осуществлению], а если нет, то он отступает».

Один из обладателей знания так пояснил эти слова: «Когда душа стремится к совершению какого-нибудь действия и раб Аллаха собирается совершить его, он сначала останавливается и смотрит: под силу ему это действие или не под силу. Если оно ему не под силу, то он не пытается совершить его. Если же оно ему под силу, то он останавливается снова и смотрит, что лучше: совершить действие или отказаться от его совершения? Если он видит, что лучше отказаться от него, то он не пытается совершить его. Если же он видит, что лучше совершить его, то он останавливается снова и смотрит, что подталкивает его к совершению этого действия: стремление к Лику Всевышнего Аллаха и Его награде или же стремление получить влияние, похвалу или имущество от творения? Если второе, то он не пытается совершить это действие, даже если оно поможет ему достигнуть желаемого, дабы не приучать душу свою к придаванию Аллаху сотоварищей и не облегчать ей совершение деяний не ради Аллаха, потому что чем легче для неё это, тем труднее для неё совершать деяния ради Всевышнего Аллаха -постепенно это может стать самым трудным для неё. Если же первое, То он останавливается и смотрит, помогут ли ему, то есть найдутся ли у него помощники в этом деле, если это деяние относится к тем, в которых требуется помощь. Если помощников нет, то он воздерживается от этого действия, подобно тому, как Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) воздерживался от похода на Мекку до тех пор, пока у него не появилось достаточно сил и помощников. Если же помощники есть, то пусть он совершает это деяние, и Аллах поможет ему, и он достигнет успеха - за исключением тех, кто упустил что-то из перечисленного. Ведь если все условия выполняются, то успех обеспечен.

Это четыре остановки, во время которых раб Аллаха должен спросить с души своей прежде, чем совершить действие. Ведь не каждое действие, которое раб Аллаха желает совершить, ему под силу, а из посильного не каждое действие таково, что лучше совершить его, чем отказаться от него. А из того, что лучше совершить, чем не совершить, не всякое дело раб Аллаха совершает ради Него, и не во всяком деле у него находятся помощники. И если человек спрашивает подобным образом с души своей, то ему становится ясно, какие деяния ему следует совершить, а от каких следует воздержаться.

См. [Игасат аль-ляхфан]

Наши рекомендации