Международная торговля и другие основные формы
Международных экономических отношений
Международная торговля
Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является международная торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО.
Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной).
Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государствами.
Международная торговля дает преимущества как в потреблении, так и в производстве, способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности.
Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт).
Международная торговля, если она не встречает на своем пути никаких препятствий, оказывается выгодной для всех ее участников.
Выгоды международной торговли:
1) позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы;
2) расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;
3) обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;
4) расширяет производственные возможности стран (происходит сдвиг кривой производственных возможностей вправо);
5) ведет к углублению специализации производства, повышению на этой основе эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства.
Основная выгода состоит, прежде всего, в том, что при одном и том же объеме имеющихся у них производственных ресурсов торгующие страны получают возможность производить благ больше, чем в условиях изоляции от мирового рынка. Иными словами, международная торговля приводит к расширению производственных возможностей страны (рис. 1).
Кривая производственных возможностей – это кривая, показывающая те сочетания благ, которые могут быть произведены экономической системой, исходя из наличных факторов производства и уровня знаний.
После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить три основные причины существования международной торговли.
1. Неравное распределение природных ресурсов (благ).
2. Абсолютные преимущества в производстве (производят товары с меньшими издержками: дешевые ресурсы, климат, белее совершенные технологии и т.д.).
3. Относительные (сравнительные) преимущество в производстве (каждой стране выгоднее производить и экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда на ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран).
Рис. 1. Влияние международной торговли на производственные возможности торгующих стран
При подсчете эффективности внешней торговли определяют тот экономический выигрыш, который получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров у себя.
Международная торговля характеризуется тремя основными показателями:
1. Товарооборотом (общим объемом).
2. Товарной структурой.
3. Географической структурой.
Факторы, оказывающие влияние на устойчивый рост международной торговли:
1. Стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира.
2. Углубление МРТ и интернационализация производства и капитала.
3. НТР, способствующая обновлению основного капитала, создание новых отраслей экономики.
4. Активная деятельность ТНК на мировом рынке.
5. Регулирование международной торговли ВТО.
6. Деятельность международных финансово-экономических организаций.
7. Либерализация международной торговли.
Для ХХ столетия характерно изменение структуры внешней торговли:
– существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин и оборудования;
– увеличивается продажа комплектующих изделий и запасных частей;
– растет реэкспорт;
– расширяется торговля лицензиями, новыми технологиями, интеллектуальной продукцией;
– в мировой торговле все большую роль начинают играть новые индустриальные страны.