Вопрос 2. Особенности хранение продовольственных товаров.
Особое внимание в процессе хранения продовольственных товаров и ухода за товарами нужно обращать на необходимость соблюдения предельных и гарантийных сроков их хранения, учитывая при этом также очередность поступления одноименных товаров в магазин Товары, поступившие в магазин раньше, а также те, у которых заканчивается срок реализации, должны отбираться из мест хранения и подаваться в торговый зал в первую очередь.
Предельный срок хранения - это время, в течение которого товары должны быть реализованы. Предельные сроки хранения устанавливаются для продовольственных товаров с момента их изготовления с учетом способов обработки (замораживание, охлаждение, копчение и др.) и особенностей фасовки и упаковки (туши, полутуши, упакованные в ящики или бочки, с использованием фольги, пергамента и др.) Они зависят от температуры хранения и (для отдельных товаров) относительной влажности воздуха Товары с истекшим предельным сроком хранения реализовывать запрещается.
Гарантийный срок хранения - это время, в течение которого предприятие-изготовитель несет ответственность за качество произведенных товаров при условии соблюдения установленных правил хранения Гарантийный срок хранения также определяется со дня изготовления товару.
Предельные и гарантийные сроки хранения товаров в магазине устанавливаются соответствующими стандартами или техническими условиями на товары
Для размещения гастрономических товаров используют холодильные камеры или шкафы. При этом копчености и колбасные изделия хранят в подвешенном состоянии.
Рыбные тузлучные товары должны быть полностью покрыты тузлуком.
Диетические яйца хранят при температуре 0 ... +20 0С -- 7 дней, столовые при температуре 0 ... +2 0С -- 25 суток, при температуре 0 ... +2 0С -- более 120 суток.
Сухие детские молочные смеси хранят на предприятиях торговли при температуре не выше +10 0С и относительной влажности воздуха не более 75%. Реализация их должна осуществляться в сроки, установленные для каждого вида продукта.
Мороженое промышленного производства хранят при температуре не выше --12 0С не более 5 дней, в ларьках, павильонах, киосках -- не более 48 часов.
Майонез хранят в затемненных помещениях при температуре +3 ... +18 0С и относительной влажности воздуха не более 75% в соответствии с установленными сроками хранения для каждого вида продуктов.
Охлажденная рыба должна храниться в таре, в которой она поступила от поставщика. Температура ее хранения должна быть -2 0С. Срок хранения -- 48 часов. Мороженая рыба хранится в ящиках, уложенная в штабеля с прокладкой реек между ними в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Живая рыба хранится в аквариуме, в теплое время года - не более 24 часов, в холодное -- не более 48 часов при температуре +10 0С в чистой воде.
Хранение сыпучих продуктов должно производиться в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, при относительной влажности воздуха не более 75%. Не расходованные продукты хранят в мешках штабелями на поддонах, на расстоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75 см.
Поваренная пищевая соль хранится изолированно от других продуктов. Йодированная соль имеет гарантированный срок хранения 6 месяцев с момента выработки, по истечении которого она реализуется как обычная пищевая.
В холодильных камерах и шкафах при температуре -- 6 0С хранят мясо и мясные продукты, уложенные на подтоварники или подвешенные на крюках. Для удлинения срока хранения охлажденного мяса с 5 до 25 суток может быть использована новая технология хранения, основанная на сочетании холодильного эффекта с действием ультрафиолетовых лучей.
Овощи и фрукты хранят в затаренном виде в хорошо вентилируемых кладовых без естественного освещения.
Замороженные плоды и овощи хранят в низкотемпературных холодильных камерах и прилавках при температуре не выше --18 0С в течение 3--5 дней.
Очень ограниченные сроки хранения (от 6 до 36 ч) имеют торты, рулеты, относящиеся к особо скоропортящимся продуктам. Их хранят при температуре +2 ... +6 0С.
Вина хранят при температуре +8 ... +16 0С, пиво -- не выше +12 0С, газированные безалкогольные напитки, морсы и квасы -- при температуре +2 ... +12 0С.
Заключение.Итак, следует отметить, что к факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся: упаковка и маркировка, условия транспортирования, хранения, реализации и использования товаров, техническая помощь в обслуживании. Информация о требованиях, предъявляемых к условиям хранения различных групп товаров, содержится в нормативных документах на эти товары. Для обеспечения сохранности товаров должны устанавливаться оптимальные режимы хранения, что достигается использованием складов, хранилищ, холодильников, элеваторов, траншей и др. В холодильниках хранят в основном продовольственные товары, для овощей используют хранилища с естественной и принудительной вентиляцией. Бурты и траншеи используются для хранения овощей, закрытых землей или пенопластом. Сохранение товаров существенно зависит от соблюдения сроков хранения и правил размещения. В зависимости от свойств товаров устанавливают определенную высоту укладки для предотвращения деформации. Товары не должны касаться наружных стен помещения, находиться в близи осветительных и отопительных приборов.
В складских помещениях товары размещают по группам и хранят в транспортной или потребительской таре. При организации складских помещений смешанного типа обязательно необходимо учитывать взаимодействие товаров друг с другом. Следует избегать совместного хранения химических и металлохозяйственных товаров. Лакокрасочные товары не рекомендуется хранить вблизи с щелочей и кислот. Следует отдельно хранить огнеопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные товары, а на дверях хранилищ должны быть соответствующие знаки.
При хранении товаров не допускается резкое изменение температуры и влажности. Сильно охлажденные товары нельзя сразу вносить в теплое помещение, так как возможно их отпотевание. Влажность не менее важна, она характеризуется относительной влажностью - отношением фактического содержания влаги в единице объема воздуха к максимально возможному содержанию влаги, выраженным в процентах. При повышении влажности и температуры ускоряются процессы микробиологического разрушения, сопровождающиеся плесневением. Слишком сухой воздух так же оказывает отрицательное воздействие на качество товаров. В этом случае материалы отдают адсорбированную влагу, что вызывает уменьшение размеров и массы товаров. Из-за низкой влажности происходит увядание овощей.
Санитарное состояние складских помещений оказывает влияние на сохранение качества товаров. Складские помещения должны содержаться в чистоте. Мытье пола должно осуществляться с применением дезинфицирующих средств. С определенным интервалом времени в помещениях должна проводиться дезинфекция и дератизация.
Вентиляция используется для обновления воздушной среды, снижения температуры, удаления влаги или увлажнения воздуха при хранении. Методом естественной вентиляции предпочтительнее вентилировать помещения при более прохладном наружном воздухе, избегая увеличения относительной влажности. При принудительной вентиляции воздух подается кондиционерами, что позволяет создавать определенную температуру и относительную влажность. Газовая среда также определяет условия хранения товаров. Повышенное содержание газа оказывает тормозящее действие на ферменты, удлиняет сроки хранения плодов. Кислород вызывает коррозию металлов - разрушение твердых материалов, вызванное химическими и электрохимическими процессами. Присутствие сернистых соединений в воздухе чернеют серебряные изделия, а пары спирта разрушают лаковые пленки. И, конечно же, свет, который ускоряет многие процессы, происходящие в товарах. Он ускоряет процессы старения полимеров, вызывает изменение окраски, блеска и прозрачности пластических масс, выцветание тканей. Однако действие световых лучей замедляет микробиологические процессы, препятствует размножению моли и других насекомых.
Тема 22. Организация работы по подготовке товаров к продаже
Вопросы.
1.Особенности организации работы по подготовке товаров к продаже.
2.Особенности подготовки к продаже продовольственных товаров.
3.Особенности подготовки к продаже непродовольственных товаров.
Вопрос 1.Особенности организации работы по подготовке товаров к продаже.
Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала.
Операции по подготовке товаров к продаже делятся на:
I. Общие – к ним относятся:
1) распаковка – освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов;
2) сортировка товаров – группировка товаров по ассортиментным признакам: размерам, фасонам, сортам, ценам;
3) проверка правильности обозначения цен (маркировки). Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, размера, цены;
4) придание изделиям товарного вида (облагораживание). Облагораживание товаров предполагает очистку их от пыли, загрязнений, утюжку, удаление заводской смазки, устранение мелких дефектов и т.п.;
5) укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи в торговый зал;
6) размещение товаров в торговом зале;
7) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.
2. Специальные, которые включают в себя:
1) комплектация, сборка и монтаж изделий, поступающих в разобранном виде;
2) устранение мелких дефектов, накатку тканей, нарезку электропровода;
3) фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения.
Перед подачей в торговый зал товары необходимо подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, маркировке и т.д. При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, т.е. группируют по ассортиментным признакам, очищают от пыли, загрязнений, антикоррозийных смазочных веществ, устраняют мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом подготовленными рабочими местами. Например, для подготовки к продаже радио- и электротоваров в универмаге должна быть мастерская, оборудованная сетевыми электрическими розетками и телевизионными антеннами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием.
В продовольственных магазинах может осуществляться предварительная фасовка сыпучих бакалейных товаров, кондитерских изделий, овощей, фруктов. Для этого создаются специальные зоны (помещения) площадью не менее 6 м2. Зону для фасовки располагают в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащают соответствующим инвентарем и упаковочными материалами. В магазинах с достаточно большим объемом фасовки товаров применяют специальные устройства или приспособления.
Дозирование отвесов производится с учетом спроса населения, сроков реализации, цены. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца.
Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, директора магазинов). Подготовка товаров к продаже должна осуществляться, как правило, до открытия магазина. Подготовленные к продаже товары размещают в тележки, ящики, лотки, тару-оборудование для транспортирования в торговый зал.
Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой работы кассовых аппаратов и весоизмерительного оборудования.
Подготовка товаров к продаже должным образом способствует:
¨ снижению затрат времени покупателей на приобретение и потребление товаров;
¨ улучшению внешнего вида товаров;
¨ ускорению процесса продажи и росту товарооборота;
¨ уменьшению потерь и снижению расходов на реализацию;
¨ общему повышению уровня культуры торгового обслуживания.
Вопрос 2. Особенности подготовки к продаже продовольственных товаров.
¨ Бакалейные товары поступают в магазины, как правило, расфасованными. Продукты, упакованные в мешки, ящики, картонные коробки, перед продажей фасуют. При подготовке к продаже проверяют целостность упаковки, маркировку.
¨ Кондитерские изделия расфасовывают в полиэтиленовые пакеты или укладывают навалом в магазинах самообслуживания. Фасованные кондитерские изделия рассортировывают и размещают по видам и сортам на полках, горках, прилавках.
¨ Весовые печенье, вафли, мягкие конфеты, фруктово-ягодные и шоколадные изделия размещают на внутренних полках прилавков в лотках. Пирожные, рулеты, кексы выставляют на прилавках на фабричных лотках. Торты и пирожные с кремовой или фруктовой отделкой помешают в охлаждаемые витрины и шкафы.
¨ Хлебобулочные изделия при подготовке к продаже сортируют по сортам и видам, проверяют качество. По просьбе покупателя ржаной, пшеничный хлеб разрезают на две или четыре равные части. Баранки, сушки предварительно фасуют по 250, 500, 1 000 г. При подготовке хлебобулочных изделий к продаже, выкладке их в торговом зале особенно важно соблюдать требования санитарии и гигиены.
¨ Молоко и молочные продукты относятся к скоропортящимся товарам, поэтому к продаже подготовляют минимальный запас. Товары должны быть тщательно проверены по качеству и рассортированы. Расфасованный творог, масло выкладывают на открытых холодильниках-прилавках. Сливочное масло, сыр развешивают без довесков, упаковывают в пергамент, целлофан, полиэтилен или термоустойчивую пленку. Сметану фасуют в полимерную упаковку. Монолит сливочного масла вынимают из тары на лотки, снимают с него пергамент и обязательно зачищают от штаффа — окислившегося пожелтевшего верхнего слоя. Зачищенный монолит масла с помощью струны разрезают на бруски, которые на подносе ставят на рабочем месте.
¨ Твердые сычужные сыры протирают чистыми увлажненными полотенцами, а затем сухими полотенцами, загрязненную поверхность сыра зачищают. Крупные сыры разрезают на половины, четверти или восьмые части. Мягкие сычужные сыры вынимают из обертки и протирают полотенцем. Рассольные сыры и брынзу за час до продажи вынимают из рассола.
¨ Яйца перед продажей проверяют на овоскопе.
¨ Мясо поступает в магазин тушами, полутушами, четвертинами или фасованным. Перед продажей мяса необходимо проверить наличие на тушах клейм ветеринарно-санитарного надзора и упитанность. Нефасованное мясо требует значительной предварительной подготовки, которая включает: разделку полутуш и четвертин на сортовые отрубы мяса; фасовку — разрубку сортовых отрубов мяса на мелкие куски, тушек птицы — на части; взвешивание кусков мяса и тушек птицы; расценку и упаковку с указанием массы и стоимости; укладку на лотки, противни или в ящики для подачи в торговый зал.
¨
Вопрос 3. Особенности подготовки к продаже непродовольственных товаров.