Институциональные основы государственной внешнеэкономической политики россии

На современном этапе развития для Российской Федерации характерно интенсивное сотрудничество с иностранными государствами. Россия участвует в деятельности международных организаций, межгосударственных объединений. Эта внешняя функция государства осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.

В конституционном смысле это означает признание международной правосубъектности за Россией как федеративным государством и установление режимов участия субъектов федерации в ее осуществлении. Объем и характер их международных и внешнеэкономических связей предопределен пп. “к”, “л” статьи 71 и п. “о” статьи 72, а также статьями 4, 73, 76 Конституции Российской Федерации.

Все нормы, закрепленные в Конституции РФ, позволяют определить механизм регулирования международной сферы. Он состоит из комплекса правовых средств, используемых в этих целях. Это, во-первых, конституционные нормы как основа регулирования, во-вторых, федеральные законы, указы Президента и акты Правительства Российской Федерации, иные акты, в-третьих, конституции, уставы, а также законы и иные акты субъектов федерации в данной сфере, в-четвертых, система международно-правовых актов, относящихся к этой сфере.

Федеральные органы государственной власти и управления, регулирующие и контролирующие внешнеэкономическую деятельность на общегосударственном уровне, в России представлены такими структурами, как:

·Федеральное Собрание РФ;

·Президент РФ;

·Правительство РФ;

·Министерство экономического развития РФ;

·Министерство промышленности и торговли РФ;

·Министерство финансов РФ;

·Федеральная таможенная служба;

·Центральный банк РФ (Банк России, ЦБР).

Федеральное Собрание РФ принимает законы по вопросам внешнеэкономической деятельности.

Президент РФ осуществляет руководство государственной внешнеэкономической политикой России, регулирует сотрудничество в военнотехнической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов.

Правительство РФ проводит в стране единую государственную внешнеэкономческую политику. В его компетенцию входит принятие мер по защите внутреннего рынка страны и решений об определении ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами, а также о введении количественных ограничений экспорта и импорта

Министерство экономического развития РФ играет ключевую роль в разработке внешнеэкономической стратегии России. Оно подготавливает для правительства предложения по координации межгосударственного экономического сотрудничества России, разрабатывает основы и механизм регулирования внешне­экономической деятельности, включая административные и экономические рычаги воздействия государства на ее участников, способствует претворению в жизнь государственной валютно-кредитной политики, организует работу по привлечению и использованию иностранных кредитных ресурсов.

Министерство промышленности и торговли РФ проводит единую торговую по­литику и управляет внешнеторговой деятельностью, контролирует осуществление внешнеторговых связей, регулирует валютно-кредитные отношения с зарубежными странами в части своей компетенции. Разрабатывает предложения по повышению эффективности внешнеэкономических связей, в том числе по стимулированию экспорта наукоемкой продукции, участвует в экспортном контроле, в совершенствовании и стандартизации продукции.

Министерство финансов РФ по поручению правительства осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, подготавливает предложения по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отноше­ний с иностранными государствами, разрабатывает проекты программ внешних заимствований России, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) - центральный таможенный орган страны, осуществляющий таможенное регулирование и контроль на феде­ральном уровне. ФТС несет ответственность за реализацию таможенной политики страны, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффектив­ное функционирование всей его системы.

Центр.альный банк РФ в сфере международной и внешнеэкономической деятельности обладает следующими полномочиями:

· выполняет любые операции в иностранной валюте в России и за границей, которые соответствуют действующему в стране законодательству и приняты в международной банковской практике;

· представляет интересы России во взаимоотношениях с центральными бан­ками других государств, а также с международными банками и другими международными валютно-финансовыми организациями, в рамках которых межгосударственное сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков;

· выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков;

·управляет золотовалютными резервами России;

·устанавливает официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю;

·является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности. ФСТЭК осуществляет межведомственный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, обеспечивает проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказами Министра обороны Российской Федерации; организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу внешнеэкономических сделок в отношении товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники; участвует в подготовке предложений о введении ограничений или запретов на экспорт и импорт товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности, исходя из национальных интересов и международных обязательств Российской Федерации; осуществляет нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту; определяет порядок и форму учёта внешнеэкономических сделок в целях осуществления экспортного контроля.

Так же вопросами внешнеэкономической политики в пределах своих компетенций занимаются Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Ростехрегулирование и Ространснадзор.

Как уже было отмечено выше организация внешнеэкономической деятельности осуществляется и на региональном уровне. Основной объем работы по координации “внешних” функций государства на уровне его субъектов приходится на Министерство иностранных дел. В Положении о МИД России (утверждено 14 марта 1995 г.) предусмотрены его функции по координации международных связей субъектов федерации, получение от органов государственной власти субъектов федерации документов, справочных и иных материалов, передача им в установленном порядке необходимой информации. Консультативный совет субъектов федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России (Положение утверждено 15 декабря 1994 г.) проводит экспертную оценку проектов нормативных документов, регламентирующих указанную сферу деятельности регионов, готовит рекомендации, обобщает позитивный опыт взаимодействия региональных органов.

На территории РФ существуют Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, предназначенные для реализации государственной политики в сфере международных отношений Российской Федерации на территории соответствующего субъекта/соответствующих субъектов Российской Федерации.

Представительство МИД России в Самаре было учреждено в июле 1998 г. на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 326 от 21.03.1998 г. В настоящее время в регион действия Представительства включены Самарская, Пензенская, Ульяновская, и Саратовская области.

Международные связи в Ульяновской области осуществляются Управлением внешних связей Правительства Ульяновской области.

За двадцатилетний период существования Российской Федерации были раз­работаны и приняты нормативные правовые акты, регулирующие все сферы деятельности государства.

В Российской Федерации существует современная, постоянно дорабатываемая, законодательная основа внешнеэкономической политики. Рассмотрим основные нормативные акты в сфере международной торговли.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон №164-ФЗ) определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Россий­ской Федерации.

В законе даны основные понятия, используемые в практике регулирования внешнеторговой деятельности. Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1)защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2)равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3)единство таможенной территории Российской Федерации;

4)взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5)обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по междуна­родным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6)выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7)гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности;

8)обоснованность и объективность применения мер государственного регули­рования внешнеторговой деятельности;

9)исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнетор­говой деятельности и экономике Российской Федерации;

10)обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11)обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятель­ности;

12)единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности;

13)единство применения методов государственного регулирования внешнетор­говой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Закон РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через тамо­женную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - Товарная номенклатура). Согласно данному закону, основными целями таможенного тарифа являются:

·рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федера­цию;

·поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

·создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

·защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

·обеспечение условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Основные положения Таможенного кодекса РФ отражены в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон №311-ФЗ). Этот закон направлен на приведение законодательства РФ в области таможенного регулирования и таможенного дела в соответствие с междуна­родными договорами России, составляющими правовую базу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Закрепляются основные принципы перемещения товаров при их ввозе (вывозе) в Россию и пере­возке по территории России под таможенным контролем, правила определения страны происхождения товара, порядок применения таможенных процедур в усло­виях функционирования Таможенного союза.

Целями Закона №311-ФЗ являются:

· обеспечение выполнения Российской Федерацией международных догово­ров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регу­лирования и таможенного дела;

· обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

· совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

· обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федера­цию и вывозимыми из Российской Федерации;

· создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внеш­неторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Основными целями Федерального закона от 14 апреля 1998 Г. №63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» являются:

·защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъ­ектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

·обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику;

·поддержание равновесия платежного баланса Российской Федерации посредством регулирования импорта товаров;

·обеспечение потребностей внутреннего рынка Российской Федерации в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на его пространстве посредством регулирования экспорта таких товаров;

·продвижение товаров, происходящих из Российской Федерации, на миро­вой рынок.

Следует отметить, что этот закон не регулирует отношения, связанные с применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной соб­ственности, а также при осуществлении инвестиций и валютного контроля.

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле» регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Основными целями экспортного контроля являются:

·защита интересов Российской Федерации;

·реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

·создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Целью Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. №378-Р утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». Государственной Программы развития ВЭД охватывает все значимые вопросы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Приоритеты государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности включают:

· формирование (через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества) необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей России в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно-ориентированной модернизации национального хозяйства;

· создание интегрированного евразийского экономического пространства (единого рынка) стран-участниц Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

· создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития ВЭД;

· формирование системы государственного регулирования ВЭД, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды. Реализация данного приоритета тесно связана с осуществлением наднациональных полномочий в сфере регулирования ВЭД органами Таможенного союза и Единого экономического пространства, эффективностью механизма выработки и принятия решений в рамках Таможенного союза и степенью влияния России на эти процессы;

· создание эффективных для участников ВЭД, обеспечения интересов России и Таможенного союза в целом в сфере экономики и безопасности систем таможенного администрирования и пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Цель Государственной Программы развития ВЭД – усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных параметров ВЭД, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства.

Задачи Государственной программы развития ВЭД:

· мобилизация возможностей и преимуществ международного экономического сотрудничества для продвижения интересов России на мировом рынке, обеспечения устойчивого, инновационно-ориентированного развития национальной экономики;

· максимально полное раскрытие потенциала экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза в интересах ускорения социально-экономического развития России и других стран-участниц;

· формирование системы институтов и механизмов развития ВЭД, обеспечивающих конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке;

· совершенствование системы государственного регулирования ВЭД в России и в рамках Таможенного союза для эффективной защиты экономических интересов России и других стран-участниц Таможенного союза в процессе дальнейшей интеграции в систему мирового хозяйства;

· совершенствование таможенной деятельности и повышение конкурентоспособности таможенных услуг в целях содействия развитию ВЭД, снижения издержек для участников ВЭД и рисков функционирования единой таможенной территории Таможенного союза для России;

· повышение эффективности функционирования системы пунктов пропуска через государственную границу России с учетом задач развития ВЭД.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Согласно этому закону Правительство РФ обязано:

1. разрабатывать и одобрять правила аккредитации филиалов иностранных юридических лиц в Российской Федерации;

2. одобрять перечень приоритетных инвестиционных проектов и процедуру их регистрации;

3. определять критерии неблагоприятных изменений в законодательном регулировании инвестиций в целях применения «дедушкиной оговорки»;

4. определять критерии целесообразности введения запретов и ограничений на осуществление иностранных инвестиций.

Правительство РФ наделено правом:

1. осуществлять контроль за подготовкой и подписанием инвестиционных соглашений о реализации крупномасштабных инвестиционных проектов (критерии крупномасштабности и механизм контроля в законе не изложе­ны);

2. контролировать исполнение иностранным инвестором и российскими ком­мерческими организациями с иностранными инвестициями обязательств по инвестиционным соглашениям;

3. лишать иностранного инвестора и российскую организацию с иностранными инвестициями льгот по применению «дедушкиной оговорки» в случае на­рушения ими законодательства Российской Федерации.

Деятельность особых экономических зон регулирует Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-Ф3 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высо­котехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1)промышленно-производственные особые экономические зоны;

2)технико-внедренческие особые экономические зоны;

3)гуристско-рекреационные особые экономические зоны;

4)портовые особые экономические зоны.

Процедуры координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-ФЗ “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации”.

В нем установлены права регионов на осуществление деятельности в данной сфере. В соответствии с пунктами: 1 статьи 1 субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

Так же установлены права на ведение переговоров и заключение соглашений, особо подчеркнем их обязанность согласовывать проекты соглашений с МИД России.

Закон разрешает субъектам Российской Федерации заключать диагональные соглашения - с органами государственной власти иностранных государств, они требуют обязательного согласования в заинтересованных федеральных органах;

что касается горизонтальных соглашений, которые заключаются между субъектами двух стран, то они направляются в основном только в МИД России;

соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами- ст. 7.

Поэтому в общем виде можно выделить такие средства координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации на федеральном уровне, как:

• единое законодательное регулирование порядка внешних сношений субъектов федерации;

• установление общей процедуры заключения соглашений субъектов федерации с зарубежными партнерами;

• оказание консультативно-методической помощи субъектам федерации;

• проверка соблюдения общих нормативных положений;

• обеспечение совместной и согласованной деятельности субъектов федерации во внешней сфере.

Важнейшим регулятором сферы международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации является Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации”. Два его положения имеют особое значение для субъектов федерации. Во-первых, предложения о заключении международных договоров до их представления Президенту или в Правительство Российской Федерации согласовываются с органами государственной власти соответствующих субъектов федерации (п.5 статьи 9). От последних требуется компетентное и заинтересованное участие. Во-вторых, на органы государственной власти соответствующих субъектов федерации возложена обязанность обеспечения в пределах их полномочий выполнения международных договоров Российской Федерации (п.3 статьи 32). Имеются в виду организационные, финансовые и материальные меры, ориентация региональных органов и хозяйствующих субъектов, последовательная реализация международных обязательств, корректировка собственных правовых актов.

Федеральный закон “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами” он предусматривает специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры, средства ограничения импорта товаров, защиты при экспорте товаров относятся исключительно или преимущественно к компетенции федерального Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный закон 1998 года “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” возложил на федеральные органы государственной власти обеспечение участия региональных органов исполнительной власти в составлении программ промысла живых ресурсов и разработки неживых ресурсов, в установлении порядка их использования, в выполнении мероприятий по охране зоны и ее морской среды.

Есть положение о Представительстве МИД России в субъектах федерации. Полезны типовое положение о представительстве субъектов Российской Федерации за рубежом, рекомендации по подготовке соглашений субъектами федерации с зарубежными партнерами. Строго определены рамки соглашений субъектов федерации с зарубежными партнерами, которые не являются международными договорами. Они действуют только на их территории и по характеру правового регулирования могут быть приравнены к законам субъектов федерации. Такие соглашения могут заключаться только по вопросам, отнесенным Конституцией и законодательством Российской Федерации к компетенции субъектов федерации.

Есть положение о Представительстве МИД России в субъектах федерации. Полезны типовое положение о представительстве субъектов Российской Федерации за рубежом, рекомендации по подготовке соглашений субъектами федерации с зарубежными партнерами. Строго определены рамки соглашений субъектов федерации с зарубежными партнерами, которые не являются международными договорами. Они действуют только на их территории и по характеру правового регулирования могут быть приравнены к законам субъектов федерации. Такие соглашения могут заключаться только по вопросам, отнесенным Конституцией и законодательством Российской Федерации к компетенции субъектов федерации.

Сфера международных и внешнеэкономических связей регионов регулируется и в их конституциях и уставах. Большинство из них устанавливает, что участие субъектов федерации в выполнении международных договоров Российской Федерации и координация их международных и экономических связей входит в область их совместной компетенции с федеральным центром. Именно такова федеральная конституционная норма (п. “о” статьи 72 Конституции РФ).

Внешнеэкономические связи Ульяновской области координируются положением "О порядке осуществления международных связей в Ульяновской области". Данное положение устанавливает единый порядок осуществления международных связей администрацией области, областными управлениями (отделами) и ведомствами, главами районов и городов Ульяновской области и вводится с целью создания условий для достижения максимальной эффективности международных связей, предотвращения утечки сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.

Международные связи в Ульяновской области осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Ульяновской области, Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", Положением «О порядке осуществления международных связей в Ульяновской области».

Под международными связями Ульяновской области в Положении понимается:

- прием иностранных делегаций, то есть официальных лиц зарубежных государств, субъектов зарубежных федераций, административно-территориальных единиц зарубежных государств, представительств зарубежных государств или их субъектов в России, международных организаций, представителей иностранных организаций, фирм и компаний администрацией области, областными управлениями (отделами) и ведомствами, главами районов и городов области;

- командирование представителей Ульяновской области в зарубежные страны;

- ведение переговоров, подписание Ульяновской стороной соглашений (протоколов) с Иностранной стороной, включая подготовку и согласование этих документов;- официальная и деловая переписка с Иностранной стороной.

Координация международных связей в Ульяновской области администрацией области осуществляется через Департамент внешних связей Правительства Ульяновской области, курируемый Первым заместителем Главы администрации области, а также соответствующие управления (отделы) и ведомства.

В областных управлениях (отделах) и ведомствах, аппаратах глав районов и городов области ответственность за международные связи возлагается на одного из сотрудников. Руководители указанных органов несут персональную ответственность за соблюдение настоящего Положения. Так же в данном Положении описываются нормы приема иностранных делегаций, организация деловых встреч, командирование представителей страны, подготовка, описание и выполнит соглашений и т.д.

Департамент внешних связей ведет централизованный учет:

- подписанных от имени администрации области, управлений (отделов), ведомств, администраций районов и городов подлинников международных соглашений (протоколов);

- деловых встреч с иностранными делегациями в администрации области, управлениях (отделах), ведомствах, администрациях районов и городов (база данных, протоколы переговоров, отчеты о приеме, программы приема);- служебных командировках за рубеж представителей Ульяновской области (база данных, отчеты по результатам командировок);

- входящей и исходящей инокорреспонденции, проходящей через администрацию области (в журнальной форме);

- поступающих приглашений для деловых и иных поездок в зарубежные страны;- иностранных фирм, организаций и их представителей, с которыми поддерживаются устойчивые отношения;- согласованных с администрацией области приглашений для иностранных делегаций.

Так же немаловажное значение имеет Закон Ульяновской области от 4.10.2011 №139-ЗО "О некоторых вопросах международных и внешнеэкономических связей Ульяновской области", в котором четко отражена процедура заключения соглашений с международными партнерами.

ГЛАВА 7.

Наши рекомендации