Инструменты Всемирной таможенной организации
Главной целью ВТАО является повышение эффективности работы таможенных служб стран-членов организации с помощью мер, способствующих их национальному развитию: укрепление национальной безопасности, увеличение собираемости налогов и сбор статистики по внешней торговле.
Чтобы достичь своих целей, ВТАО разработала ряд следующих инструментов:
1) Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) была принята в 1983 и вступила в силу в 1988 году. Данная номенклатура используется в различных целях, в частности, в качестве основы для расчета таможенных тарифов и сбора международной таможенной статистики. Система включает в себя около 5000 групп товаров, каждая из которых имеет шестизначный код, присвоенный согласно четко определенным правилам, с целью достижения единой классификации товаров. ГС также используется для разработки торговой политики, рассмотрения правил происхождения товаров, мониторинга контролируемых товаров, расчета налогов, тарифов на перевозку, контроля за квотами и ценами, а также для проведения экономических исследований и анализа. Конвенция позволяет обеспечить сопоставимость информации о ввозимых в страну и вывозимых из нее товарах. Использованная в ней система служит основой для формирования Товарной номенклатуры товаров, в том числе и в Российской Федерации.
2) Международная конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур (пересмотренная Киотская конвенция) была принята в 1973 г. и пересмотрена в 1999 г., её последняя редакция вступила в силу в 2006 г. Конвенция включает в себя несколько основополагающих принципов: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизацию и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором. Она также предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению. Пересмотренную Киотскую конвенцию часто путают с Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК).
3) Киотская конвенция (Конвенция Киото) содержит основные требования, касающиеся правил и условий определения статуса товаров для таможенных целей, а также касающихся проверки соответствия заявленного статуса товаров фактическим обстоятельствам ввоза или вывоза этих товаров и их обращения на национальной таможенной территории стран-участниц.
4) Конвенция о карнете АТА и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция). Обе Конвенции являются инструментами ВТамО/СТС по временному ввозу товаров. Система АТА, которая является частью обеих Конвенций, разрешает свободу передвижения через границы и временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая от уплаты налогов и пошлин. Товары сопровождаются одним документом, известным, как карнет АТА. Карнет АТА — это унифицированный международный таможенный документ, который используется в качестве товаров под таможенный режим временного ввоза и позволяет не только обеспечить возможность идентификации товаров, но и служит международно-правовой гарантией обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин и иных налогов. Функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.
5) Декларация Аруша о профессиональной этике была принята в 1993 и пересмотрена в 2003 году. Декларация носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений для продвижения принципов профессиональной этики и борьбы с коррупцией в таможенной сфере.
6) Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) была принята в 2003 году. Данный юридически необязательный документ содержит в себе стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом с помощью внедрения концепции уполномоченного экономического оператора.