Особенности выкладки товара в торговом зале аптеки

Размещение - это распределение товаров на площади торгового зала в соответствии с планом помещения и имеющейся площадью для их выкладки.

По способу размещения товаров выделяют следующие виды витрин:

- узкоспециализированные, на которых выставляют ЛС, действующие на один орган и вызывающие определен­ный эффект, или сопутствующие товары, предназна­ченные для одной цели, а также оптика и минеральные воды;

- специализированные, где демонстрируются ЛС дейст­вующие на один орган с различными эффектами дей­ствия, а также парафармацевтические товары;

-комбинированные, где выставляют ЛС, относящиеся к нескольким фармакотерапевтическим группам (2-3 группы);

-смешанные, на которых выставляется большое количе­ство групп ЛС или - парафармацевтических товаров. Необходимо особо отметить, что в аптечных организа­циях на витрины, доступные взгляду потребителя, разре­шено выкладывать ЛС только безрецептурного отпуска.

Выкладка - это процесс расположения, укладки и по­каза товаров на витринах, прилавках. Возможности демонстрации товаров аптечного ассор­тимента в торговом зале объективно зависят от его разме­ров, поэтому выделяют различные способы выкладки: - горизонтальный - определенные однородные товары размещены вдоль по всей длине витрины или при­лавка;

- вертикальный - расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках витрин сверху вниз;

- комбинированный - сочетание этих двух способов. При выкладке товаров аптечного ассортимента упаков­ки располагают лицевой стороной к покупателю; если на одной стороне имеется русское название, а на другой иностранное, то лицом к клиенту всегда должна быть надпись на русском языке.

Первичное ранжирование приорите­тов — четко пространственно выделен­ных элементарных зон выкладки (пол­ка, подставка, министеллаж, уровень стеллажа для подвешиваемого товара и т.п.) производится экспертно — по кри­терию заметности /удобности располо­жения для посетителей. Основные кри­терии — это:

- близость к местам, где концентрирует­ся основная масса посетителей (недале­ко от прилавка, по пути основных пото­ков движения в зале и т.п.);

- удобство высоты расположения товара. Можно использовать любую шкалу в пределах от 3 до 5—6 баллов: меньшее количество градаций не позволяет отра­зить разнообразие мерчандайзинговых зон, большее — затруднительно исполь­зовать при экспертной оценке. Обычно достаточно удобна 4-балльная шкала;

- лучшие места — 4 балла;

- хорошие места — 3 балла;

- средние места — 2 балла;

- худшие места — 1 балл.

При учете высоты расположения товара обычно полезна следующая градация, учитывающая, в частности, средний рост женщин в России (160-165 см), которые составляют около 70% посети­телей аптеки (табл. 1).

Таблица1

Уровень от пола Характеристика привлекательности для выкладки
Выше 1,7 м Непривлекательно для выкладки, приоритет 1 балла
1-1,7 м Наиболее привлекательная высота для выкладки, приоритет 2-4 балла
0,5-1 м Высота для выкладки средней привлекательности, приоритет 1-3 балла
Ниже 0,5м Высота для выкладки низкой привлекательности, приоритет 1-2 балла

Размещение категорий товара по мерчандайзинговым зонам осуще­ствляется в соответствии с простым принципом — наиболее приоритет­ные категории должны размещаться в наиболее приоритетных местах:

- категория с приоритетом №1 помещается в одну из зон (группу смеж­ных зон) с высшим баллом;

- категория с приоритетом №2 поме­щается в одну из зон (группу смеж­ных зон) с высшим баллом из остав­шихся;

- категория с приоритетом №3 поме­щается в одну из зон (группу смеж­ных зон) с высшим баллом из остав­шихся и т.д.

Одним из принципов выкладки является расположение по размеру упаковки. Маленькие упаковки товаров должны располагаться на верхних полках, так удобнее рассмотреть упаковку и достать товар, большие - на нижних. На боль­шой упаковке шрифт больше, его можно рассмотреть и на нижней полке. При расположении товаров на одной полке лучше их располагать слева направо в порядке увеличения размера упаковки.

Другой принцип - расположение товаров от светлого к темному. В левой части полки выставляются товары, имеющие светлую упаковку, в середине - более темные, в правой части полки - самые темные. Таким образом, упа­ковки товаров не будут раздражать глаза потребителя и будут восприниматься как единое целое.

Удобным и легким для восприятия является размеще­ние товаров блоками по категории продукта, внутри кате­горий - по типам, затем - по брендам. Наиболее оптималь­ная длина одного блока - 33 см, а количество блоков, представленных на полке, - от 3 до 13 в зависимости от длины полки витрины. Все выложенные блоки товаров аптечного ассортимента должны быть достаточно инфор­мативны: обозначены заметными табличками-рубрика­торами по симптомам и недомоганиям или по фармакоте­рапевтическому действию (например, "от кашля" "обезбо­ливающие", "жаропонижающие" и т. п.)

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМА ВЫКЛАДКИ

Визуальная единица - это еди­ница товара, представляющая его в данной линии товаров, обращенная лицевой стороной (этикеткой) к покупателям. Чем больше визуальная единица, тем заметнее товар. Можно измерить визуальную единицу в единицах (товара) или в сантиметрах (длина полки). Про­странство товарной выкладки, ко­торую занимает визуальная едини­ца, это «плата», которую «вносит» товар за свое место. Поскольку для товара нужна полка, неважно, раз­мещены ли товары в два или три ряда один на другом, нас интере­сует количество занятых на полке сантиметров. Продажи долж­ны быть достаточно регулярными. Нужно учитывать также, что новые товары должны найти свое место, что ситуация никогда не бывает за­стывшей и что товарная выкладка оказывает прямое воздействие на потребителя.

Минимальная выкладка . "Незамечено - не продано". Если визу­альная единица слишком мала, то­вар не будет замечен. Как правило, считается, что минимальный раз­мер визуальной единицы - 10 см. Для товаров - объектов импульс­ных покупок, как и для новых това­ров, минимальная визуальная еди­ница должна быть большего разме­ра, чтобы привлечь внимание поку­пателей.

Максимальная выкладка - это порог насыщения (увеличение количества визуальных единиц уже не влечет за собой повышения ко­личества продаж).

Рентабельность. Максималь­ный размер визуальной единицы, который следует выделить товару, достигается, когда рентабельность линейного метра данного товара становится ниже, чем рентабель­ность товарной категории, к кото­рой он принадлежит. Каждому ли­нейному метру соответствует оп­ределенный размер капиталовло­жения (фиксированные затраты на эксплуатацию, разделенные на об­щее количество метров выкладки). Чистую прибыль от товара соотно­сят с размером капиталовложения на метр: "вносит" ли товар "плату" за свое место?

Таким образом, идеальное ко­личество визуальных единиц - то, которое позволит подчеркнуть достоинства товара, чтобы он при­влек к себе внимание и был куплен. Но это также и его количество, ко­торое даст возможность достигнуть большей, чем в среднем по катего­рии, рентабельности выкладки то­вара без потери объема продаж.

Двойное размещение. Ино­гда один и тот же товар распреде­ляют одновременно в двух выклад­ках. В двух местах товары разме­щают с целью увеличения продаж. В зависимости от особенностей товара такое размещение может быть постоянным или временным (например, сезонным). При двой­ном размещении можно использо­вать две мотивации для покупки - обдуманную и импульсную. Обду­манную покупку облегчает логиче­ское размещение товара (в его категории), а импульсная покупка требует размещения в местах, бла­гоприятных для дополнительной продажи.

Стандарта размещения товаров не существует. Размещение должно быть адаптировано к местной си­туации, архитектурным ограниче­ниям, ограничениям зоны концен­трации потенциальных покупате­лей, а также к предпочтениям самих покупателей.

особенности выкладки товара в торговом зале аптеки - student2.ru

Рис.2 выкладка

Практическая часть

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Входе выполнения курсовой работы, мною был составлен ряд преимуществ и недостатков открытой выкладки:

Преимущества :

· Аптека получает от открытой выкладки больше прибыли

· можно побудить посетителя совершить покупку продвигаемого ассортимента.

· Удобство для покупателей

· Открытая выкладка в аптеке предоставляет покупателю более широкие возможности выбора

Недостатки:

Основным минусом открытой выкладки является необходимость дополнительных трат. В первую очередь, это площадь помещения аптеки, а это повышенная арендная плата. Помимо дополнительных квадратных метров, нужно расположить аптеку в проходном месте. Именно аптеки с большим потоком покупателей идеально подходят для открытой выкладки.

Покупка витрин, стеллажей, расходы на дизайнерское оформление, систему охранной безопасности также необходимы. В аптеке с открытым типом выкладки товары менее защищены от воровства, порчи. Придется установить систему видеонаблюдения, включить в штат охранника, рассмотреть возможность покупки необходимого оборудования. Желательно принять на работу дополнительных сотрудников в качестве консультантов.

особенности выкладки товара в торговом зале аптеки - student2.ru

особенности выкладки товара в торговом зале аптеки - student2.ru

особенности выкладки товара в торговом зале аптеки - student2.ru

особенности выкладки товара в торговом зале аптеки - student2.ru особенности выкладки товара в торговом зале аптеки - student2.ru

АНАЛИЗ ОФОРМЛЕНИЯ ВИТРИН.

Оформление аптечных витрин основывается на нескольких базовых правилах – это удобство планировки и обеспечение свободного доступа к товару для покупателей. Посетитель аптеки должен иметь возможность легко сориентироваться в торговом пространстве и быстро найти нужные товары.Кроме того, важно, чтобы покупателям было легко доставать товары с витрины. Для того чтобы выделить товар на стойке или витрине, которые располагаются не на самом заметном месте торгового зала, существуют различные дизайнерские решения, подразумевающие использование цвета, декора и освещения. Оформление витрин в аптеках требует к себе профессионального подхода, который сможет гарантировать повышение эффективности и прибыльности бизнеса.

Каждое торговое помещение, предназначенное для реализации определенной продукции, должно иметь правильное оформление. При организации такой деятельности особое значение стоит отводить оформлению аптечных витрин, что позволяет правильно разложить товар, привлекая этим внимание покупателей и увеличивая, таким образом, товарооборот предприятия. Соблюдая следующие правила оформления витрин в аптеки, можно достичь поставленной цели:

1.Товар, продаваемый в аптеке, размещаться таким образом, чтобы покупатель мог его самостоятельно достать с витрины.

2.Все полки подписаны в зависимости от категорий, к которым принадлежат лекарственные препараты. Такой подход позволяет покупателям экономить время на поисках нужной продукции.

3. Наполненность витрин - главный принцип работы аптек открытой формы. Продажа товара в фарммаркетах увеличится лишь при максимальной заполненности полок.

4. Хороший эффект создает правильная подсветка витрин. Правильно оформленные аптечные витрины создадут комфортные условия пребывания в организации для каждого покупателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение элементов мерчандайзинга оказывает эффективное воздействие на лекарственное обеспечение населения и финансово-экономическую деятельность аптек.

Преимущества мерчандайзинга ощущаются не только аптекой, но и покупателем. Процесс покупки для него становится проще и приятнее. Покупатель имеет возможность сразу увидеть на витрине все товары и выбрать то. Что ему надо. Например, в группе витаминов он видит несколько торговых марок, которые хорошо ему известны по рекламе или отзывам врачей и соседей. Важно и то, что посетитель аптеки чувствует себя свободным в выборе. Вед определенная доля покупателей боится преодолеть психологический барьер. И они не хотят зависеть даже от мнения провизора. Этим людям проще посмотреть на витрину и самостоятельно принять решение о покупке. При правильной выкладке товара покупатель может сэкономить свое время и обойтись без консультации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА МЕРЧАНДАЙЗИНГА:

Три кита мерчандайзинга

Три главных условия мерчандайзинга:

- наличный ассортимент должен соответствовать запросам покупателя;

- покупателю все должно быть понятно с минимальными пояснениями продавца;

- обстановка, обслуживание, реклама и атмосфера в целом должны внушать покупателю доверие и чувство комфорта.

Наши рекомендации