История возникновения мерчандайзинга

ВВЕДЕНИЕ

Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта.

Аптеки с открытой выкладкой предоставляют посетителям простор для самостоятельного изучения товара или с помощью продавца-консультанта, следовательно открытая выкладка ведет к увеличению продаж.

Актуальность курсовой работы заключается в том, чтобы показать, что открытая выкладка в аптеке предоставляет покупателю более широкие возможности выбора и ведет к увеличению прибыли .

Задачи:

1. изучить роль мерчандайзинга

2. Изучить ряд преимуществ и недостатков открытой выкладки.

Цель исследования – показать роль мерчандайзинга , как одного из способов достижения успеха в продажах, как одного из управленческих решений, стимулирующий продажи.

Объект исследования: г.Екатеринбург ул.8 марта 188 ООО «Планета здоровья»

Методы исследования:

1)Наблюдение

2)анализ

3)обобщения

Теоретическая часть

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА

Впервые мерчандайзинг как набор не связанных между собой элементов маркетинга появился в период Великой депрессии в США в 1930-1935 годах.этот период отмечен поисками средств, способных вывести фирму на новый уровень, обеспечивающий выживание и конкурентоспособность. Дизайн торговых точек был всегда, но он основывался, на, что магазин должен быть не только красивым и удобным, но и функциональным и целевым, чтобы приносить максимальную выручку с единицы торговой площади.

Сначала мерчандайзинг развивался достаточно медленно, применялся не комплексом, а отдельными методами, вплоть до шестидесятых годов двадцатого века. Именно в этот момент происходит переориентация рынка, из рынка продавца в рынок покупателя. Тогда, в начале семидесятых годов, увидели перспективу этого направления маркетинга. Развивать мерчандайзинг, что закономерно, начали именно крупные сети (сети супермаркетов), которые имели более четкую организацию, достаточное количество ресурсов и весь вопрос заключался только в переориентировании персонала.

В России понятие возникло в начале девяностых годов, после падения "железного занавеса", на наш рынок вошли крупные игроки в виде мультинациональных корпораций- производителей товаров народного потребления (FMCG). В начале процесса обучения сложно было нашим советским товароведам объяснить смысл перестановки недавно появившихся на прилавках продуктов, но, после появления первых результатов, количество желающих применить новые технологий возросло.

Когда на рынке имеется спрос на вакансию, обязательно найдутся люди, которые заполнят эту нишу. Изначально, мерчандайзингом занимались торговые представители и менеджеры по продажам, потом к этому занятию приобщали продавцов, мотивируя повышениями заработной платы.

В середине девяностых годов распад производства достиг своего апогея и люди ушли в торговлю, что, соответственно, увеличило количество торговых точек в сотни раз. Они отличались масштабом, но общее у них было одно - все они боролись за свое "место под солнцем", за свою прибыль. Проще сказать, конкуренция возросла. Следующим шагом было желание увеличить прибыль бизнеса, при этом, не увеличивая площади торговых точек. Вот тут - то все и вспомнили про мерчандайзинг. Теперь его методы применяются повсеместно, вне зависимости от размера предприятия.

Возросла конкуренция между продавцами, большая часть товаров не нашла своего покупателя. Мерчандайзинг стал востребованным и начал развиваться высокими темпами, постепенно превращаясь в науку.

Возникнув как серия методов размещения товаров и рекламных материалов в торговой точке для скорейшей реализации и увеличения общих объемов продаж в супермаркетах, через несколько лет мерчандайзинг «проник» и в аптеки, которые переняли эту технологию, увидев ее преимущества – порядок на полках, красивое оформление, улучшение имиджа, которые привели к ним уже совсем другой круг покупателей. И если сотрудники аптеки хотят максимизировать продажи лекарственных средств, увеличить прибыльность своего учреждения, им надо освоить технологию мерчандайзинга и строить стратегию бизнеса

ПОНЯТИЕ МЕРЧАЙДАЙЗИНГА

Мерчандайзинг – это комплекс мероприятий по наиболее эффективному размещению товаров и информационно-рекламных материалов с целью скорейшей реализации товаров и стимулирования покупателя принять решение о покупке.

- это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки, результатом которого всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.

Стадии процесса принятия покупателем решения о покупке:

- осознание потребностей;

- сбор информации;

- развитие альтернатив;

- покупка. Оценка покупки.

Три категории покупок:

1) четко спланированная покупка – когда покупатель точно знает торговую марку или товар. Как свидетельствует статистика, таких покупателей не так уж много.

2) нечетко спланированная покупка – когда покупатель определяет для себя лишь вид товара. Например, человек идет за витаминами. Но пока еще не решил, какие именно купит. Может быть, он не знает торговые марки, которые присутствуют в той или иной группе.

3) незапланированная покупка – когда покупатель приходит в аптеку и совершает покупку, которую он в данный момент делать не собирался. Это бывает достаточно часто. Как правило, именно так покупают всевозможные сопутствующие товары, парафармацевтические.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМА ВЫКЛАДКИ

Визуальная единица - это еди­ница товара, представляющая его в данной линии товаров, обращенная лицевой стороной (этикеткой) к покупателям. Чем больше визуальная единица, тем заметнее товар. Можно измерить визуальную единицу в единицах (товара) или в сантиметрах (длина полки). Про­странство товарной выкладки, ко­торую занимает визуальная едини­ца, это «плата», которую «вносит» товар за свое место. Поскольку для товара нужна полка, неважно, раз­мещены ли товары в два или три ряда один на другом, нас интере­сует количество занятых на полке сантиметров. Продажи долж­ны быть достаточно регулярными. Нужно учитывать также, что новые товары должны найти свое место, что ситуация никогда не бывает за­стывшей и что товарная выкладка оказывает прямое воздействие на потребителя.

Минимальная выкладка . "Незамечено - не продано". Если визу­альная единица слишком мала, то­вар не будет замечен. Как правило, считается, что минимальный раз­мер визуальной единицы - 10 см. Для товаров - объектов импульс­ных покупок, как и для новых това­ров, минимальная визуальная еди­ница должна быть большего разме­ра, чтобы привлечь внимание поку­пателей.

Максимальная выкладка - это порог насыщения (увеличение количества визуальных единиц уже не влечет за собой повышения ко­личества продаж).

Рентабельность. Максималь­ный размер визуальной единицы, который следует выделить товару, достигается, когда рентабельность линейного метра данного товара становится ниже, чем рентабель­ность товарной категории, к кото­рой он принадлежит. Каждому ли­нейному метру соответствует оп­ределенный размер капиталовло­жения (фиксированные затраты на эксплуатацию, разделенные на об­щее количество метров выкладки). Чистую прибыль от товара соотно­сят с размером капиталовложения на метр: "вносит" ли товар "плату" за свое место?

Таким образом, идеальное ко­личество визуальных единиц - то, которое позволит подчеркнуть достоинства товара, чтобы он при­влек к себе внимание и был куплен. Но это также и его количество, ко­торое даст возможность достигнуть большей, чем в среднем по катего­рии, рентабельности выкладки то­вара без потери объема продаж.

Двойное размещение. Ино­гда один и тот же товар распреде­ляют одновременно в двух выклад­ках. В двух местах товары разме­щают с целью увеличения продаж. В зависимости от особенностей товара такое размещение может быть постоянным или временным (например, сезонным). При двой­ном размещении можно использо­вать две мотивации для покупки - обдуманную и импульсную. Обду­манную покупку облегчает логиче­ское размещение товара (в его категории), а импульсная покупка требует размещения в местах, бла­гоприятных для дополнительной продажи.

Стандарта размещения товаров не существует. Размещение должно быть адаптировано к местной си­туации, архитектурным ограниче­ниям, ограничениям зоны концен­трации потенциальных покупате­лей, а также к предпочтениям самих покупателей.

история возникновения мерчандайзинга - student2.ru

Рис.2 выкладка

Практическая часть

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Входе выполнения курсовой работы, мною был составлен ряд преимуществ и недостатков открытой выкладки:

Преимущества :

· Аптека получает от открытой выкладки больше прибыли

· можно побудить посетителя совершить покупку продвигаемого ассортимента.

· Удобство для покупателей

· Открытая выкладка в аптеке предоставляет покупателю более широкие возможности выбора

Недостатки:

Основным минусом открытой выкладки является необходимость дополнительных трат. В первую очередь, это площадь помещения аптеки, а это повышенная арендная плата. Помимо дополнительных квадратных метров, нужно расположить аптеку в проходном месте. Именно аптеки с большим потоком покупателей идеально подходят для открытой выкладки.

Покупка витрин, стеллажей, расходы на дизайнерское оформление, систему охранной безопасности также необходимы. В аптеке с открытым типом выкладки товары менее защищены от воровства, порчи. Придется установить систему видеонаблюдения, включить в штат охранника, рассмотреть возможность покупки необходимого оборудования. Желательно принять на работу дополнительных сотрудников в качестве консультантов.

история возникновения мерчандайзинга - student2.ru

история возникновения мерчандайзинга - student2.ru

история возникновения мерчандайзинга - student2.ru

история возникновения мерчандайзинга - student2.ru история возникновения мерчандайзинга - student2.ru

АНАЛИЗ ОФОРМЛЕНИЯ ВИТРИН.

Оформление аптечных витрин основывается на нескольких базовых правилах – это удобство планировки и обеспечение свободного доступа к товару для покупателей. Посетитель аптеки должен иметь возможность легко сориентироваться в торговом пространстве и быстро найти нужные товары.Кроме того, важно, чтобы покупателям было легко доставать товары с витрины. Для того чтобы выделить товар на стойке или витрине, которые располагаются не на самом заметном месте торгового зала, существуют различные дизайнерские решения, подразумевающие использование цвета, декора и освещения. Оформление витрин в аптеках требует к себе профессионального подхода, который сможет гарантировать повышение эффективности и прибыльности бизнеса.

Каждое торговое помещение, предназначенное для реализации определенной продукции, должно иметь правильное оформление. При организации такой деятельности особое значение стоит отводить оформлению аптечных витрин, что позволяет правильно разложить товар, привлекая этим внимание покупателей и увеличивая, таким образом, товарооборот предприятия. Соблюдая следующие правила оформления витрин в аптеки, можно достичь поставленной цели:

1.Товар, продаваемый в аптеке, размещаться таким образом, чтобы покупатель мог его самостоятельно достать с витрины.

2.Все полки подписаны в зависимости от категорий, к которым принадлежат лекарственные препараты. Такой подход позволяет покупателям экономить время на поисках нужной продукции.

3. Наполненность витрин - главный принцип работы аптек открытой формы. Продажа товара в фарммаркетах увеличится лишь при максимальной заполненности полок.

4. Хороший эффект создает правильная подсветка витрин. Правильно оформленные аптечные витрины создадут комфортные условия пребывания в организации для каждого покупателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение элементов мерчандайзинга оказывает эффективное воздействие на лекарственное обеспечение населения и финансово-экономическую деятельность аптек.

Преимущества мерчандайзинга ощущаются не только аптекой, но и покупателем. Процесс покупки для него становится проще и приятнее. Покупатель имеет возможность сразу увидеть на витрине все товары и выбрать то. Что ему надо. Например, в группе витаминов он видит несколько торговых марок, которые хорошо ему известны по рекламе или отзывам врачей и соседей. Важно и то, что посетитель аптеки чувствует себя свободным в выборе. Вед определенная доля покупателей боится преодолеть психологический барьер. И они не хотят зависеть даже от мнения провизора. Этим людям проще посмотреть на витрину и самостоятельно принять решение о покупке. При правильной выкладке товара покупатель может сэкономить свое время и обойтись без консультации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА МЕРЧАНДАЙЗИНГА:

Три кита мерчандайзинга

Три главных условия мерчандайзинга:

- наличный ассортимент должен соответствовать запросам покупателя;

- покупателю все должно быть понятно с минимальными пояснениями продавца;

- обстановка, обслуживание, реклама и атмосфера в целом должны внушать покупателю доверие и чувство комфорта.

Правило присутствия

Все товары, представленные на витрине, должны быть доступны в продаже. В противном случае покупатель, убедившись в несоответствии наличного ассортимента заявленному на витрине изобилию, просто перестанет обращаться в эту аптеку.

Правило приоритетных мест

Товары - лидеры продаж должны занимать лучшие места на торговом оборудовании.

Приоритет в выкладке должен быть отдан:

- наиболее дорогостоящим и прибыльным товарам;

- активно рекламируемым товарам;

- товарам импульсного (непрогнозируемого) спроса.

В частности, в любой аптеке на лучших местах (у касс и т.п.) целесообразно разместить наиболее популярные позиции импульсного спроса: поливитамины, средства для снижения веса, парафармацевтику.

При распределении торговых площадей следует начать с того, чтобы каждому товару было выделено место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Например, если сердечно-сосудистые препараты составят 10 процентов продаж, им отводят 10 процентов общей площади на торговом оборудовании.

При этом важно учитывать и другие факторы. В частности, саму концепцию представления данного товара: возможно, специальный стенд под него займет гораздо меньше места, чем 10 процентов от всей площади аптеки, и пространство будет сэкономлено. Кроме того, товар в маленькой упаковке может "потеряться" в большом пространстве; "маленькому" товару необходимо достаточно места, чтобы хорошо восприниматься, но пространство не должно "съедать" его.

Следует обратить внимание также на сезонные изменения спроса на товар и соответственно менять его расположение, увеличивая или уменьшая предоставляемую площадь.

история возникновения мерчандайзинга - student2.ru

история возникновения мерчандайзинга - student2.ru

ЛИТЕРАТУРА

1)Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/

2) ПРИКАЗ от 23 августа 2010 г. N 706н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ХРАНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142759

3)Правила мерчандайзинга

http://www.первостольник.рф/2013/04/merchandajzing-v-apteke/

4)Основные правила мерчандайзинга

http://www.alppp.ru/law/informacija-i-informatizacija/44/statja--merchandajzing-v-apteke-ot-teorii-k-praktike.html

5)»Умный мерчандайзинг» Таборова А.Г 2011 г. Стр.14-56

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=7&ved=0ahUKEwiN8teS_YDRAhXKCywKHYfVDBIQFghDMAY&url=http%3A%2F%2Fwww.al24.ru%2Fpdf_kniga_7809.html&usg=AFQjCNHTcFZWwnE6g6j4WYkEDIIAnJbUJw&bvm=bv.142059868,d.bGg

ВВЕДЕНИЕ

Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта.

Аптеки с открытой выкладкой предоставляют посетителям простор для самостоятельного изучения товара или с помощью продавца-консультанта, следовательно открытая выкладка ведет к увеличению продаж.

Актуальность курсовой работы заключается в том, чтобы показать, что открытая выкладка в аптеке предоставляет покупателю более широкие возможности выбора и ведет к увеличению прибыли .

Задачи:

1. изучить роль мерчандайзинга

2. Изучить ряд преимуществ и недостатков открытой выкладки.

Цель исследования – показать роль мерчандайзинга , как одного из способов достижения успеха в продажах, как одного из управленческих решений, стимулирующий продажи.

Объект исследования: г.Екатеринбург ул.8 марта 188 ООО «Планета здоровья»

Методы исследования:

1)Наблюдение

2)анализ

3)обобщения

Теоретическая часть

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА

Впервые мерчандайзинг как набор не связанных между собой элементов маркетинга появился в период Великой депрессии в США в 1930-1935 годах.этот период отмечен поисками средств, способных вывести фирму на новый уровень, обеспечивающий выживание и конкурентоспособность. Дизайн торговых точек был всегда, но он основывался, на, что магазин должен быть не только красивым и удобным, но и функциональным и целевым, чтобы приносить максимальную выручку с единицы торговой площади.

Сначала мерчандайзинг развивался достаточно медленно, применялся не комплексом, а отдельными методами, вплоть до шестидесятых годов двадцатого века. Именно в этот момент происходит переориентация рынка, из рынка продавца в рынок покупателя. Тогда, в начале семидесятых годов, увидели перспективу этого направления маркетинга. Развивать мерчандайзинг, что закономерно, начали именно крупные сети (сети супермаркетов), которые имели более четкую организацию, достаточное количество ресурсов и весь вопрос заключался только в переориентировании персонала.

В России понятие возникло в начале девяностых годов, после падения "железного занавеса", на наш рынок вошли крупные игроки в виде мультинациональных корпораций- производителей товаров народного потребления (FMCG). В начале процесса обучения сложно было нашим советским товароведам объяснить смысл перестановки недавно появившихся на прилавках продуктов, но, после появления первых результатов, количество желающих применить новые технологий возросло.

Когда на рынке имеется спрос на вакансию, обязательно найдутся люди, которые заполнят эту нишу. Изначально, мерчандайзингом занимались торговые представители и менеджеры по продажам, потом к этому занятию приобщали продавцов, мотивируя повышениями заработной платы.

В середине девяностых годов распад производства достиг своего апогея и люди ушли в торговлю, что, соответственно, увеличило количество торговых точек в сотни раз. Они отличались масштабом, но общее у них было одно - все они боролись за свое "место под солнцем", за свою прибыль. Проще сказать, конкуренция возросла. Следующим шагом было желание увеличить прибыль бизнеса, при этом, не увеличивая площади торговых точек. Вот тут - то все и вспомнили про мерчандайзинг. Теперь его методы применяются повсеместно, вне зависимости от размера предприятия.

Наши рекомендации