Некоторые проблемы экономической интеграции в снг

На территории бывшего Советского Союза взамен хозяй­ственной интеграции, осуществлявшейся с помощью неры­ночных методов, постепенно, крайне болезненно, а порой и не всегда эффективно, начинается поиск приемлемых форм сотрудничества в условиях перехода к рынку. Перед страна­ми СНГ стоит задача разработки и реализации новой модели экономического союза, которая бы отвечала их долгосроч­ным интересам.

Государства СНГ унаследовали от бывшего СССР целый ряд таких системных связей, которые объективно подталки­вают их к реанимированию, но в новых условиях, целого "интеграционного пласта ". Речь идет о единой энергетичес­кой системе, единой системе транспорта, связи, телекомму­никаций, нефте- и газопроводов, стандартов и т.д. Все это создает гораздо более интегрированное и взаимозависимое экономическое пространство, чем то, что достигнуто даже в ЕС ( хотя и исчезли некоторые важные составляющие интег­рационной системы, например, платежный союз, единая валюта и др.). По расчетам российских экономистов, межреспубликанский обмен в 1990 г. составил 20,5% сово­купного ВВП СССР против 16% в ЕС. Несмотря на то, что это единое экономическое пространство формировалось на внерыночных принципах, тем не менее образовался целост­ный экономический механизм, жизненно важный для всех союзных республик. Насильственное дробление экономичес­кого пространства бывшего Союза, исходя из приоритета политики, не подтвержденное соответствующими экономи­ческими расчетами, которые бы доказывали необходимость разрыва экономических связей, в результате которого уро­вень развития каждой республики быстро вырос, наоборот, привело к огромным издержкам и является одной из глав­ных причин острейшего экономического кризиса во всех стра­нах СНГ.

На данном этапе развития СНГ, спустя пять лет после создания Содружества, можно сказать, что в плане сближе­ния, развития интеграционных процессов центростремительные силы отнюдь не перевешивают центробежные. Существуют вполне определившиеся политические и эконо­мические мотивы, факторы, препятствующие этому. Важ­нейшим фактором, препятствующим развитию интеграционных процессов, является политический. Поли­тические и националистические амбиции не позволяют со­здать условия наибольшего благоприятствования (экономические, правовые, информационные и др.) для эко­номических операторов стран-членов СНГ. Как известно, глав­ным звеном интеграционного сближения является микроуровень, сотрудничество и кооперация между заинте­ресованными предприятиями, которых на территории быв­шего Союза тысячи. Однако на территории СНГ данный фактор отнюдь не доминирует. Во многом из за того, что не приняты решения политического характера, а если и приня­ты, то "не работают". Так, хотя и был подписан в сентябре 1993 г. рамочный договор о создании Экономического союза, открытый для вступления каждой из стран СНГ, предпри­нимались попытки реального создания платежного союза, однако выполнение поставленных задач тормозилось зачас­тую именно политиками. Создание механизма интеграции является первоочередной задачей. В принципе он должен включать единую финансовую, банковскую и валютно-денежную системы, пакет межгосударственных юридически выве­ренных соглашений и наднациональные институты, регулирующие внешнеторговую и внутриэкономическую по­литику.

К факторам экономического характера, также не сопут­ствующим развитию интеграционных процессов, можно от­нести следующие. Одним из главных элементов интеграции является постепенное снижение таможенных барьеров, со­здание совместных предприятий, условий для свободы дви­жения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Однако сейчас на территории СНГ происходят процессы прямо противоположные создаются таможенные посты, вводятся кво­ты, лицензирование взаимной торговли и т.д. Данная ситуация вызвана и такими экономическими причинами, как разноскоростное движение к рынку, различия в характере проведения экономических реформ, различная степень обес­печенности сырьем, продовольственными ресурсами, квали­фицированными кадрами. Значительно различаются в бывших союзных республиках масштабы и характер либе­рализации цен, сам уровень цен, что порождает перекачку ресурсов и, как противодействие, возведение таможенных и других барьеров.

Несмотря на сложившееся на сегодня положение, посте­пенно появляются признаки определенной центростремительности некоторых стран-членов СНГ. Подписаны документы между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией по таможенным вопросам, среднеазиатские республики высту­пили с серьезными намерениями создать жизнеспособную объединяющую структуру. Данные процессы не следует рас­сматривать как процессы, препятствующие интеграции, а скорее как процессы, придающие ему многоплановость и многосторонние очертания.

Нет сомнения в том, что на данном этапе на территории СНГ экономическое сотрудничество будет осуществляться без отказа от суверенитета в пользу наднационального институ­та, ибо речь идет о большом количестве партнеров с разным уровнем экономического развития, ярко выраженными на­циональными проблемами. Готовность экономических опе­раторов стран СНГ к взаимодействию объективно поставит перед правительствами политическую задачу по форсирова­нию развития экономических связей.

Резюме

Идеологическая посылка западноевропейских стран в сфере интеграции основывалась на необходимости обеспече­ния международного экономического порядка, основанного на либерализации и сотрудничестве между странами. Воз­никла необходимость в создании специальных механизмов регулирующих сотрудничество. К главным органам ЕС от­носятся: Совет Министров, КЕС, Европейский Парламент, Суд, Европейский Совет. Важнейшими документами, коор­динирующими стратегию ЕС, являются: Единый Европейс­кий Акт, Маастрихтский Договор.

НАФТА - молодое экономическое формирование: создан­ное как зона свободной торговли. Механизмы сотрудниче­ства в НАФТА находятся в стадии разработки - как в теоретическом плане, так и в практическом. Сам факт созда­ния этой группировки еще раз подтверждает, что объедине­ние национальных рынков в крупные региональные блоки становится закономерностью для мировой экономики.

Для становления интеграционных процессов в СНГ не­обходимо согласовать целый ряд важнейших проблем внеш­неполитического и внешнеэкономического характера, с тем, чтобы потом отработать стратегию экономического взаимо­действия.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - раз­витие устойчивых экономических связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; обусловлена ростом производитель­ных сил, углублением международного разделения труда; лежит в основе усиления экономической взаимозависимости стран, которая выражается в международном обобществле­нии самого процесса производства и расширения рынка.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - процесс сближения и сращивания нескольких национальных хозяйств в региональ­ную экономическую систему, который обеспечивается даль­нейшей концентрацией и переплетением капиталов, проведением интегрирующимися государствами согласован­ной внешней и внутренней политики.

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ - преференциальная зона торговли, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений торговля това­рами.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ - общая таможенная территория двух и более стран с единым таможенным тарифом в отно­шении третьих стран и полной отменой пошлин во взаим­ных отношениях.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - интеграционное объединение 15 за­падноевропейских стран, включающее ЕОУС, Евратом, ЕЭС, функционирующее в условиях провозглашенного с 1 января 1993 г. Единого европейского рынка и фактически представ­ляющее собой единую международную правительственную организацию.

литература

1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., "М.О.", 1996.

2. 1992 год: Новые контуры Западной Европы. Отв. ред. В.А.Мар­тынов. М., "Мысль", 1992.

3. D.Begg,S.Fisher,R.Dombusch. Economics, Third Edition, McGraw-Hll Book Company, 1991.

4. М.Пебро. Международные экономические и финансовые отноше­ния. Пер. с фран. О.С.Савкевич. М., Изд. группа "Прогресс-Универс", 1994.

5. Мировая экономика. Под ред. С.Б.Шлихтера, М., Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1994.

6. Ю.Шишков. НАФТА: истоки,надежды,перспективы. "МЭ и МО", 1994, No 11.

7. Trade Policy Review. European Union, Report by the Secretariat. WT/TPR/S/3. 30 June 1995.

8. B.Wilkinson. The free trade agreement between Canada and United States. "Economic Integration in Europe and North America". UN, N.-Y. and Geneva. 1995, p. 188-207.

Наши рекомендации