Виды, особенности и проблемы экономической интеграции на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС и др.).

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Белоруссия) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

Основными целями организации являются:

сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

обеспечение прав и свобод человека;

сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

взаимная правовая помощь;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.[28]

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Задачи

завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

обеспечение свободы движения капитала;

формирование общего финансового рынка;

согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

формирование общего энергетического рынка;

создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;

предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

сближение и гармонизация национальных законодательств;

обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Место и роль России в СНГ.

Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее-республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, который выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из стран СНГ.

Часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще ниже мировых. Но даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны „I России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров. Было бы ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли как односторонние ≪подарки России государствам СНГ≫, так как большинство крупных предприятий на территории России создавалось в свое время в качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплекса. Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально это были двусторонние соглашения между странами. В течение 1992-1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств - республик бывшего СССР. Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение ≪О создании зоны свободной торговли≫, которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли. Для перечисленных выше торговых соглашений

характерно наличие следующих общих черт:

1)импортного режима:

- импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары,с таможенной территории государств, подписавших соглашение, не применяются;

- импортные товары подвергаются сертификации;

2)экспортного режима: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары,

вывозимые с таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются.

Следующим шагом в попытках воссоздания ≪нормальной≫ экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран - членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о троиственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в экономической

и гуманитарной областях предусматривает:

1)условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами;

2) образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза.

К указанному соглашению присоединились Киргизия и Таджикистан.

Особым направлением развития интеграционного процесса, с которым связывают его ускоренное углубление внутри СНГ, можно считать подписанное в апреле 1996 г. Соглашение о глубоком интегрировании политически и экономически Сообщества Белоруссии и России≫.

Наши рекомендации