Международный интеграция в европе.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)

Наибольшей зрелости интеграция достигла в европейс­ком регионе. Идеологическая посылка западноевропейских стран основывалась на необходимости обеспечения между­народного экономического порядка, основанного на либера­лизации и сотрудничестве между странами. Столкнувшись после войны с беспрецедентным экономическим кризисом, безработицей, бедностью, западноевропейские страны обра­тились за опытом межвоенного периода, который свидетель­ствовал о том, что "замыкание в себе", стремление в условиях самоизоляции решить национальные проблемы не дает нуж­ного результата.

Интеграционные процессы в Европе после Второй миро­вой войны были инициированы политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих держав европей­ского континента. Важную роль сыграл "план Маршалла", в рамках которого Западная Европа получила значительную материальную помощь. Кроме того, в результате крушения колониальных империй бывшие метрополии были вынуж­дены пересмотреть внешнеполитическую стратегию и обра­тить более пристальное внимание на углубление связей с соседями.

В основе интеграционных процессов в Западной Европе лежал не только процесс усиления взаимозависимости национальных хозяйств, рынков, но по мере углубления хо­зяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совмест­ном регулировании экономических процессов государства­ми и органами ЕС в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования - ус­транение национальных перегородок на пути взаимных об­менов и взаимодействия государств, обеспечение равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, раскрепоще­ние конкуренции, создание путем согласования и гармони­зации внутренней и внешней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства, направление стихий­ного рыночного процесса в русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приорите­тами. Все это подразумевает создание новых стимулов для развития интеграционных процессов. По замыслу экономи­ческих идеологов, интеграционная политика ЕС изначально была направлена на создание благоприятных условий для экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, развития реального процесса взаимопереплетения и сращи­вания национальных рынков товаров и услуг, капитала и рабочей силы. С политэкономической точки зрения, запад­ноевропейские экономисты все-таки отталкивались от прин­ципа сравнительных преимуществ.

Проведение в европейскую жизнь экономико-политичес­ких замыслов идеологов интеграции диктовало необходимость создания между народных механизмов, которые бы органи­зовывали, планировали, направляли и контролировали финансово-экономическое сотрудничество. Исходной точкой того, что сегодня называется Европейским Союзом, следует считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., предложившего по­ставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейс­кого объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств - Бельгия, Нидерланды, Люксем­бург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953 г.

Новый импульс европейскому строительству был дан после Мессинской конференции (июнь, 1955 г.), на которой был обсужден меморандум Бенилюкс о европейской интег­рации. Речь шла о создании единой Европы путем развития общих институтов, постепенного слияния национальных эко­номик, создания Общего рынка и успешного согласования социальной политики. 25 марта 1957 г. был подписан Римс­кий договор, воплотивший в жизнь основные положения Мессинской конференции. Было учреждено Европейское эко­номическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Та­ким образом, вступивший в силу Римский договор объеди­нил ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о рас­ширении сообществ и углублении интеграции. С 1 января 1973 г. к "шестерке" присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия и Швеция. Се­годня в состав ЕС входят 15 государств-членов с общей чис­ленностью населения 370 млн. человек.

К июлю 1967 г. были закончены мероприятия по окон­чательному оформлению организационной структуры сооб­щества. Был создан целый ряд европейских институтов, наделенных соответствующими полномочиями. Главными органами ЕС являются следующие.

• Совет Министров - главный орган ЕС. В состав Совета входят представители стран-членов, как правило, на уровне министров. Совет уполномочен принимать решения, он наделен законодательной властью. Теоре­тически существует только один Совет, однако его со­став и название меняются в соответствии с обсуждаемой тематикой. Функционируют несколько советов: по сель­скому хозяйству, финансам, образованию, общим про­блемам и иностранным делам. Законодательные акты, принимаемые в форме регламентов, носят обязательный характер и включаются в национальное законодатель­ство. Обязательными являются и директивы, однако выбор методов их исполнения оставлен на усмотрение государств-членов.

В промежутках между заседаниями оперативные вопро­сы решаются в рамках Комитета постоянных представите­лей (КОРЕПЕР). В соответствии с Единым европейским актом и Маастрихтским договором о создании Европейского Союза значительно расширен круг решений, которые следует при­нимать большинством голосов, а не единогласно. При этом количество голосов каждой страны-участницы зависит от её размеров и блокирование принятого решения - довольно слож­ная процедура. В Совете Министров действует система рота­ции, в соответствии с которой представитель каждого государства поочередно занимает пост председателя сроком на шесть месяцев. На практике получил развитие т.н. ин­ститут "тройки" - действующий председатель Совета, его пред­шественник и преемник.

• Европейская Комиссия (ЕК) - исполнительный орган Европейского Союза, состоит из 20 членов, назна­чаемых сроком на 5 лет национальными правительства­ми, но независимыми от них. Каждый из членов ЕК отвечает за определенный участок работы, курирует со­ответствующее подразделение - генеральный директорат. ЕК обеспечивает соблюдение договоров, выступает с за­конодательными инициативами, способствует претворе­нию их в жизнь. Комиссия обладает большими автономными правами, особенно в отношении политики в области конкуренции и проведении общей политики в экономике. ЕК представляет ЕС в ряде международных организаций.

Европейский Парламент, избирается с 1979 г. всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах. В настоящее время в состав Европарламента входят 626 депутатов. Основные функции парламента - участие в законодательном процессе ЕС и контроль за деятельнос­тью ЕК. До принятия Единого Европейского акта в 1987 г. Парламент обладал лишь правами консультирования, после вступления в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтс­кого договора Европарламент получил новые полномо­чия - право принятия решений совместно с Советом Министров по отдельным вопросам законодательства, ре­гулирующего единый рынок, право поручать ЕК разра­ботку предложений по некоторым направлениям политики и некоторые другие.

• Суд, обеспечивает соблюдение законности в интер­претации и выполнении соглашений. Суд рассматривает ходатайства стран-членов, ЕК, Совета и даже любого другого лица, которого лично и непосредственно касает­ся решение Совета и ЕК.

Европейский Совет, образован в 1974 г., но в то время большими полномочиями не обладал, хотя его роль постоянно возрастала. Впервые его статус был опреде­лен в Маастрихтском договоре, согласно которому он "призван давать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы".

Помимо этих пяти основных органов ЕС функционирует Контрольно-ревизионная палата, основная задача которой осуществление контроля за финансовой деятельностью, и два консультативных органа - Экономический и Социальный комитет ЕЭС и Евратома и Консультативный комитет ЕОУС.

В рамках Евросоюза существует большое количество различных институтов экономического и финансового про­филя, которые создавались по мере расширения и углубле­ния сферы деятельности, усложнения интеграционных процессов. Целесообразно указать некоторые наиболее авто­ритетные из них, играющие весьма важную роль не только в масштабе ЕС.

• Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), со­здан согласно Договора, на базе капитала, предоставлен­ного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международ­ных финансовых рынках, предоставляет кредиты госу­дарственным структурам стран-членов.

• Европейский социальный фонд, согласно устава, обеспечивает адаптацию рабочей силы к новым услови­ям Общего рынка, облегчает ее перемещение и профес­сиональное обучение.

• Европейский фонд ориентации и гарантирова­ния сельского хозяйства (ФЕОГА), создан с целью финансирования рыночных интервенций в рамках общей сельскохозяйственной политики, для содействия опе­рациям по экспорту излишков агропродукции за пределы стран Сообщества.

• Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), был задуман прежде всего как источник капи­таловложений, субсидий, направляемых на создание или сохранение рабочих мест в экономике отсталых райо­нов. В стратегическом плане, согласно решений Париж­ской встречи на высшем уровне 1972 г., ЕФРР вменяется разработка и осуществление подлинно региональной по­литики ввиду будущего расширения Евросоюза.

К середине 80-х годов в силу различных причин, как внутриесовского пространства, так и внешних, западноевропейцы ясно осознали, что без принятия новых решитель­ных мер политического характера нужных темпов по созданию единого рынка достигнуто не будет. 1 июля 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт. В первой части документа подтверждается стремление стран-членов после­довательно продвигаться к цели - созданию подлинного Ев­ропейского Союза. Экономическая интеграция и европейское политическое сотрудничество были сведены в единый маги­стральный процесс. Во второй части акта содержатся поло­жения о процедуре взаимодействия между Советом, ЕК и Европарламентом, о процедуре принятия решений. Главное - отход от принципа единогласия в разработке коммунитарного законодательства. По мнению специалистов, принцип единогласного принятия решений тормозил интеграционный процесс. Устанавливалась дата перехода к единому рынку, подразумевающего свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы - 31 декабря 1992 г. В третьей части речь идет о сотрудничестве в области внешней политики. Поставлена задача выработки общей внешней политики стран ЕС, зафиксирована схема политического сотрудничества. В заключительной части документа содержатся общие поло­жения о применении статей Акта.

Для конкретизации идеи создания единого рынка ЕК был разработан специальный план мероприятий из 300 пун­ктов по устранению различных препятствий в торгово-экономической сфере, т.н. "Белая книга". Целесообразно привести некоторые результаты выполнения этого плана, тем более, что они в большей или меньшей степени характеризу­ют сегодняшний уровень интеграции. Первая группа поло­жений "Белой книги" относится к демонтажу физических барьеров сотрудничества. Речь идет в первую очередь о пол­ной ликвидации механизма национального импортного кон­троля, т.е. по-существу правительства стран-членов лишаются формальной возможности действовать вопреки единой внеш­неторговой политике. Значительно облегчена процедура офор­мления грузов в рамках торговли между странами Евросоюза. Огромное значение имеет Шенгенское соглашение о полном устранении контроля за передвижением всех граждан (про­живающих на территории стран, подписавших этот доку­мент) и едином визовом контроле. Значительный шаг вперед сделан в реализации второй группы задач - устранение тех­нических препятствий. В первую очередь речь идет о вырав­нивании норм и стандартов. Важное место занимают финансовые услуги. С 1993 г. каждый банк-резидент имеет право на выполнение всех банковских операций в любом месте в любой стране - члене интеграционной группировки. Разре­шена продажа долей уставного капитала гражданам и ком­паниям стран - членам ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг (хотя имеется ряд нерешенных проблем), более прогрессивен регламент о свободе движения капиталов, расцениваемый как первый шаг к созданию эко­номического и валютного союза в рамках ЕС. Самые сложные проблемы возникли в ходе реализации третьей группы задач - налоговые проблемы. Подчеркивается, что функцио­нирование единого рынка не требует быстрого и жесткого выравнивания национальных ставок косвенных налогов, ос­новной проблемой является структура налогообложения, т.е. деление на налог, на добавленную стоимость и акцизы. Пред­стоит решить довольно непростую задачу регулировки коли­чества национальных ставок НДС, сближения ставок НДС до взаимоприемлемого уровня и т.д. Налоговая сфера на се­годняшний день является одной из тех, которая тормозит продвижение к единому рынку (о других будет сказано ниже).

Важнейшее значение в деле становления европейской интеграции играет Маастрихтский договор о Европейском Союзе, принятый в декабре 1991 г. на заседании Европейс­кого Совета. В соответствии с договором учреждается:

• единое европейское гражданство - все граждане го­сударств-членов приобретают гражданство ЕС (имеется перечень соответствующих прав);

• политический союз - общая внешняя политика, по­вышение роли европарламента, общая политика в обла­сти внутренних дел и правосудия;

• экономический и валютный союз (ЭВС).

Целесообразно подробнее остановиться на последнем пункте.

Согласно Договору, основные направления экономичес­кой политики ЕС и стран-членов в процессе создания эконо­мического союза будут определяться Советом Министров. Совмин обязан отслеживать ход экономического развития в каждой, стране и в случае несоответствия с проводимой ЕС экономической политикой принимать соответствующие меры. Особенное внимание уделяется исполнению государственно­го бюджета. Что касается формирования валютного союза, то цель - проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание Центрального Европейского Бан­ка, который совместно с центральными банками стран- чле­нов образует Европейскую систему центральных банков. Начало последнего этапа создания ЭВС - не позднее 1 января 1999 г.

Евросоюз добивается поставленных целей главным об­разом путем проведения общей политики (или нахождения путей для проведения общей политики) в сельском хозяй­стве, рыболовстве, на транспорте, в области окружающей сре­ды, во внешней торговле, энергетике, а также в сферах, касающихся конкуренции и таможенного союза. Сельское хозяйство является показательной областью европейского строительства. В результате продуманного подхода к разви­тию этой отрасли страны Сообщества, обеспечивавшие себя в конце 50-х годов полностью лишь сахаром, молоком и сви­ниной, сегодня могут обеспечить себя полностью практичес­ки всей номенклатурой агропродуктов, которые могут быть произведены в данных климатических условиях. Во главу угла была поставлена эффективная система ценообразования (см. гл.11), правильный выбор подходов регулирования рын­ка, создание стройной системы протекционизма на грани­цах, внедрение современной техники и технологии. Вместе с тем в этой области появились и определенные проблемы -так, необходима дальнейшая оптимизация отдельных под­ходов к ценообразованию в увязке с регулированием рынка из-за появления излишков сельхозпродукции, подвергается критике бюджетная и управленческая политика.

Гораздо более скромными представляются достижения ЕС в развитии отраслевой политики в энергетике, промыш­ленности, на транспорте. Как признают западноевропейские эксперты, несмотря на имеющиеся договоренности, согласо­ванной политики в области энергетики у стран ЕС нет. При­чины в следующем. Большой объем потребления энергоносителей, недостаток собственных ресурсов, зависи­мость от иностранных поставщиков заставило страны возве­сти энергетическую политику в ранг политики национальной безопасности и ревниво относиться к "советам извне", даже если рекомендации исходят из институтов ЕС. Большинство стран стремятся покупать энергоносители у своих коллег по ЕС. Пока же, несмотря на наличие программ и резолюций, крупных денежных интервенций со стороны бюджета Сооб­щества не просматривается.

Европейские договоры не предусматривают общей про­мышленной политики. Отработан общий подход: поддержка чисто рыночных принципов, создание на границах ЕС определенного уровня протекционизма для защиты своих произ­водителей и условий чистой конкуренции внутри Союза. Более-менее активная работа проводится в рамках ЕОУС и Евратома.

Не создан пока и Общий транспортный рынок. Во всех сегментах транспортный рынок остается достаточно жестко регулируемым и замкнутым на национальном уровне. Так, в области морского транспорта существуют противоречия между странами Севера и Юга, в области наземного - госу­дарства-члены больше привязаны к отечественным фирмам, имеются проблемы и с воздушным транспортом (уровень гос­дотаций, межрегиональные перевозки и др.).

Европейская валютная система (ЕВС) начала действовать с марта 1979 г. Изначально были поставлены четыре цели:

• достижение валютной стабильности внутри ЕС;

• упрощение конвергенции процессов экономического развития;

• придание на деле системе статуса основного элемен­та стратегии роста в условиях стабильности;

• оказание стабилизирующего влияния на междуна­родные валютные и экономические взаимоотношения.

Главным элементом ЕВС является международная рас­четная денежная единица - "ЕВРО", определяемая как кор­зина валют на основе долевого участия валют, отражающая относительную долю стран-членов в валовом национальном продукте ЕС, в торговле внутри ЕС, а также их вклада в механизмы валютной поддержки. Подводя некоторые итоги "работы" ЭКЮ можно отметить, что данная расчетная еди­ница смогла достаточно успешно прижиться и, несмотря на разразившийся валютный кризис начала 80-х годов, т.е. практически сразу после её введения, выжить (хотя цена выживания и не объявлена). Можно говорить и о ее роли стабилизатора валютных курсов. Вместе с тем, все-таки, итоги функционирования ЕВС весьма неоднозначны, очевидна хруп­кость системы, порождаемая структурными, экономически­ми и валютными причинами. Корни "хрупкости" отнюдь не лежат на поверхности и ответ на вопрос, почему все-таки отодвигаются сроки введения общей валюты, достаточно нео­днозначен. Действия механизмов ЕВС пока не всеохватыва­ющи: в систему входят не все европейские валюты (частичное участие в корзине), для некоторых валют предусмотрен раз­личный режим колебаний. За время существования ЕВС практически не сокращены структурные диспропорции между отдельными странами и регионами.

Задачи социальной политики изначально были постав­лены ещё в Римском договоре. В частности, указывалось на необходимость гармонизации условий жизни и труда, улуч­шение возможностей занятости , повышение уровня жизни. С этой целью был создан ЕСФ. Однако, как признают сами ЕС-овцы, на практике к реальной работе в социальной обла­сти они приступили в середине 70-х годов, после Парижской конференции 1972 г. поставившей цель активизировать дея­тельность в социальной сфере, ибо это - одна из важнейших составляющих экономического и валютного союза. Для вы­полнения поставленных задач была переориентирована дея­тельность ЕСФ, он был нацелен на стимулирование возможностей занятости внутри Сообщества. Были предос­тавлены значительные средства для работы по двум приори­тетным направлениям: помощь отсталым или находящимся в упадке регионам и помощь наиболее уязвимым в период роста безработицы категориям трудящихся. В 1988 г. ЕК выдвинул три основные цели европейской социальной поли­тики:

• обеспечение более высокого уровня социальной монолитности;

• предотвращение предпосылок к возникновению эксплуатации трудящихся в условиях создания единого крупного рынка;

• сохранить и упрочить договорную политику, как основу социальной модели.

Следует отметить, что Евросоюзу удалось добиться серь­езных успехов в проведении в жизнь установок социальной политики, чему не в малой степени способствовали крупные финансовые вливания. По некоторым оценкам, финансиро­вание ЕСФ мероприятий социальной сферы только с 1987 г. по 1993 г. возросло в два раза.

На международной арене Евросоюз выступает в роли весьма активного партнера. Не обладая достаточным коли­чеством собственных ресурсов, ЕС вынужден компенсиро­вать их посредством расширения международных торговых связей. Главными конкурентами ЕС на международных рын­ках выступают США и Япония. В данном "треугольнике " пока далеко не все отрегулировано, время от времени обо­стряются отношения в той или другой области, получающие громкие названия, как-то "стальная война", "сельскохозяй­ственная война" и т.д. Вместе с тем были предприняты по­пытки, в первую очередь на политическом уровне, регулирования взаимоотношений в экономической сфере с тем, чтобы процессы экономической интеграции, идущие в Европе, на североамериканском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в самих США, Японии, стра­нах ЕС не замедлялись. Большой удельный вес в подобного рода переговорах, по-существу, занимают проблемы переде­ла рынков, подаваемые в оболочке борьбы с демпингом, про­текционизмом и т.д. В 1990 г. ЕС и США подписали Трансатлантическую хартию, цель положений которой - ук­репление двусторонних взаимоотношений, и прежде всего, в политической сфере. Между ЕС и Японией в 1991 г. было заключено специальное рамочное соглашение и подписана совместная декларация, регулирующие взаимоотношения в экономической сфере. Для ЕС важно добиться четкой регу­лировки инвестиционной экспансии японских фирм в стра­ны Союза.

Одной из важнейших проблем Евросоюза является про­блема увеличения числа членов ЕС, возможность и даже не­обходимость решения которой была зафиксирована еще в Римском договоре. После исчезновения с карты Европы со­циалистических государств этот вопрос приобрел новое из­мерение. Речь идет о возможном присоединении к ЕС стран ЕАСТ, экссовских, прибалтийских. Эта проблема, безус­ловно не будет решена в ближайшее время, хотя авансы пре­тендентам выдаются щедро. Западноевропейских специалистов больше всего волнует вопрос об экономичес­кой готовности претендентов, о достижении ими таких пара­метров, стандартов, которые бы не помешали строительству в намеченные сроки экономического и валютного союза. Увеличение числа членов ЕС неизбежно со всей остротой поста­вит вопрос об углублении процесса интеграции в условиях, когда сегодняшние "15" не всегда сразу и полно могут ре­шать задачи, например, валютного характера, при условии "практической конвертируемости" (и то не у всех !), а с при­ходом новых членов острота противоречий несоизмеримо воз­растет. По проблеме приема новых членов уже сейчас внутри ЕС разгорелись нешуточные дискуссии между сторонника­ми расширения и "оппозицией". Германия, существенно укрепившая свои позиции в Европе, быстро расширяет свое влияние в странах ЦВЕ и выступает за их скорейшее вклю­чение в ЕС, хотя и на определенных условиях. Уже сейчас с целью формирования четкого подхода к данной проблеме активно анализируются различные подходы, главным обра­зом с временной позиции и механизмов приема, и дальней­шей интеграции. Эти подходы в общем-то вылились в недавно появившиеся теории "гибкой Европы" ( или идея "Европы разных скоростей"), твердое ядро которой введет в действие в предусмотренные сроки экономический и валютный союз, имеется в виду Германия и Франция, а "второй эшелон" под­ключится к лидерам после полной готовности. Появилась теория Э.Балладюра о создании "Европы концентрических кругов" и т.д. В принципе все выдвигаемые теории и идеи так или иначе исходят из того, что уровень развития в евро­пейских странах различен (даже внутри ЕС) и процесс меха­нического подключения желающих вступить в ЕС не только не будет способствовать углублению интеграции, но нару­шит те, пока еще узкие, тропки, ведущие к созданию эконо­мического и валютного союза.

В марте 1996 г. открылась Межправительственная кон­ференция, которая в течение года будет работать над пере­смотром отдельных положений Маастрихтского договора. ЕС в настоящее время находится перед лицом серьезного поли­тического выбора. Дело в том, что страны-члены пришли к осознанию необходимости углубления интеграции в области внешней политики и безопасности, а эта сфера традиционно являлась показателем суверенитета национальных государств. Предусмотрено, что на амстердамской встрече на высшем уровне в июне 1997 г. будут приняты весьма серьезные стра­тегические решения.

В декабре 1996 г. в Дублине состоялась встреча глав го­сударств и правительств стран-членов ЕС, на которой был подписан так называемый "пакт стабильности". Лидеры ЕС подтвердили номерения о введении с 1 января 1999 г. еди­ной евровалюты "ЕВРО". Страны, образующие ЕВС, обяза­ны отвечать критериям конвергенции (по результатам 1997г.) Маастрихтского договора, важнейший из которых - уровень бюджетного дефицита не должен превышать 2%. В случае нарушения будут применяться штрафные санкции.

На Дублинской встрече отмечалось, что единая еврова­люта должна устранить последние преграды для свободного движения капиталов, услуг, товаров и рабочей силы, облег­чить инвестирование и снизить риск путем устранения ко­лебаний валютных курсов, создать мощные валютные резервы для противостояния доллару.

Наши рекомендации