Экономическая интеграция в Западной Европе.

Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС), отразив в изменении названия повышение степени интегрированности стран-участниц.

На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).

Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС – в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда более разнородными, чем участники ЕЭС (См. Приложение Табл.2). Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая экономически сильная страна ЕЭС не имела абсолютного превосходства. Все это предопределило менее удачную судьбу второй западноевропейской группировки.

Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. Сильный экономический кризис 1973–1975 несколько затормозил интеграционный процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.

Успехи ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран (См. Приложение Табл.3). Важно отметить, что большинство стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства его участников своего рода стартовой площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.

Третий этап западноевропейской интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.

Яркие достижения ЕС стали в 1980-е образцом для создания других региональных интеграционных блоков развитых стран, опасающихся своего экономического отставания. В 1988 между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в 1992 к этому союзу присоединилась Мексика. В 1989 по инициативе Австралии образовалась организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), членами которого первоначально стали 12 стран – как высокоразвитых, так и новых индустриальных (Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Малайзия, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины, США).

Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию.

В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.). Главной проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику – США (особенно ярко это проявилось во время вторжения США в Ирак в 2002): если страны континентальной Европы постепенно усиливают критику претензий Америки на роль «мирового полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США.

Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. Можно не сомневаться, что в начале 21 в. ЕАСТ полностью сольется с ЕС.

Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

Между крупнейшими современными региональными экономическими блоками развитых стран – ЕС, НАФТА и АТЭС – есть существенные различия (См. Приложение Табл.4). Во-первых, ЕС имеет гораздо более высокий уровень интеграции, что является результатом ее более долгой истории. Во-вторых, если ЕС и АТЭС являются полицентрическими группировками, то в НАФТА ярко видна асимметрия экономической взаимозависимости. Канада и Мексика не столько партнеры по интеграционному процессу, сколько конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы. В-третьих, НАФТА и АТЭС более разнородны, чем партнеры по ЕС, поскольку включают новые индустриальные страны «третьего мира» (в АТЭС есть даже еще менее развитые страны, такие как Вьетнам и Папуа-Новая Гвинея). В-четвертых, если в ЕС уже сложилась система надгосударственных органов управления то в АТЭС эти органы гораздо слабее, а североамериканская интеграция вообще не создала регулирующих взаимное сотрудничество институтов (США не желают реально делить со своими партнерами функции управления). Таким образом, западноевропейская интеграция является более прочной, чем конкурирующие с ней экономические блоки других развитых стран.

Мировой финансовый кризис

1997-1998 годов и перспективы развития российского

финансового рынка

В данной главе не предполагается сколько-нибудь детального анализа проблем ускоренной индустриализации стран Юго-Восточной Азии (“азиатских тигров”). Задача авторов сводится скорей к изучению базовых предпосылок и основных механизмов развертывания кризиса в Юго-Восточной Азии 1997-1998 годов с учетом проблем и перспектив развития российского финансового рынка.

4.1. Некоторые особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии в 80-90-е годы

В основе интенсивного экономического роста в ряде стран Юго-Восточной Азии лежали следующие особенности хозяйственного развития:

- высокий уровень сбережений и инвестиций;

- экспортная ориентация экономики;

- высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

- значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительной либерализации рынков капиталов;

- благоприятные институциональные факторы становления “рыночноориентированной” экономики .

Некоторые макроэкономические характеристики развития стран Юго-восточной Азии в 90-х годах приведены в таблице 4.1.

Ряд долгосрочных тенденций экономического, институционального и политического развития стран Юго-Восточной Азии фактически предопределил кризисные явления в экономике и финансовой системе этих стран в конце 90-х годов. Разразившийся кризис характеризовался сложным переплетением традиционных циклических факторов со специфическими процессами индустриализации и финансового развития стран рассматриваемого региона. Попытаемся выделить некоторые из этих процессов.

(1) Особенности циклического развития.

Развитие кризисных явлений в странах «второго и третьего эшелонов» промышленного развития в особенно острых формах обнаруживается в финансовой сфере. Вместе с тем, такие финансовые кризисы, как свидетельствует опыт последних десятилетий, неизменно развертываются при резком снижении темпов роста промышленного производства (или прямого падения абсолютных масштабов производства) . В основе таких кризисов лежат прежде всего внутренние конфликты того типа индустриализации, который получил распространение в странах Юго-восточной Азии.

Россия 9-13 век

Как известно, города в средневековой Европе возникли в результате отделения ремесла от земледелия. В Королевстве франков, с которым принято сравнивать Киевскую Русь, городов еще не было. В Киевской Руси города были. Правда, не каждый "граж", упоминаемый в летописи, был центром ремесла и торговли: источники того времени называли "градами" укрепленные поселения вообще. Важно другое: ремесло здесь было самостоятельной отраслью производства, причем развивалось оно в городах. А один из византийских писателей X в. даже утверждал, что по развитию ремесла первые места среди известных стран занимают Греция и Русь.

В лесной стране особенно многочисленными были мастера по дереву. Дома, крепостные стены, церкви, мостовые — все) то делалось из дерева. Киевляне дразнили новгородцев "плотниками". Особое место занимали городники (строители городских стен и башен) и мостники (укладчики деревянных мостовых). В "Русской правде" (сборнике законов Киевской Руси) мостникам был посвящен специальный раздел, который так и назывался — "Устав о мостниках". Массовым промыслом был гончарный. Одна из частей Новгорода называлась Гончарным концом. Очевидно, она была заселена преимущественно гончарами. Один из районов Киева назывался Кожемяки — очевидно, здесь жили кожевники. На ряд специальностей делилась металлообработка. Большого мастерства достигли оружейники.

О развитии ремесла в Киевской Руси свидетельствуют не только византийские авторы, но и "Русская правда", древнерусский сборник законов, где ремесленники выделены в особую группу городского населения, и материалы археологических раскопок.

В XI—XII вв. ремесло начинает переходить на стадию товарного производства: ремесленник уже работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы. Новгородские ремесленные изделия, например, везут на юг для обмена на хлеб: на севере не хватала своего хлеба.

Из раскопок в Новгороде выясняется, что здешние ремесленники резали гребни из самшита, который не рос в окрестностях. Самшит привозили из Грузии. Сырье для янтарных украшений доставлялось из Прибалтики. Очевидно, что сами ремесленники за сырьем в эти страны не ездили. Его привозили купцы.

Рождаются на Руси и новые формы производства, которые стали характерны для России — артели и подряды. Для некоторых работ требовалось объединение значительных коллективов людей. Так, большими коллективами работали городники — строители городских стен и башен, мостники — укладчики деревянных мостовых, порочные мастера, которые изготовляли стенобитные орудия. Эти работы выполнялись артелям ми, во главе которых, естественно, оказывались предприимчивые люди, "старейшины". Старейшина выступал в качестве подрядчика, а для этого ему надо было обладать значительным капиталом.

Объединять значительные группы работников требовалось и для солеварения. Из-под земли по скважинам выкачивался соляной раствор, который затем выпаривали на огне в специальных "пренах". Это требовало значительных затрат. И мы узнаем, например, что новгородец Климята получал "соляные куны" — доход с соляных варниц, в которые он вложил часть своих денег.

Центром древнерусского города был детинец, или кремль, — резиденция князя или его представителя с дружиной ("детские" — члены дружины, рядовые воины, отсюда "детинец"). Снаружи у стен детинца располагался посад — торгово-ремесленное поселение. На посаде находился торг — торговая площадь. Посад обносился крепостной стеной, а снаружи обрастал; неукрепленным поселением.

Киев, столица государства, по свидетельствам иностранцев, был одним из крупнейших городов Европы. Здесь насчитывалось более 40 церквей и несколько торговых площадей. Второй столь же крупный город, Новгород, занимал особое положение. Через этот город, от которого вел озерно-речной путь в Балтийское море, шла торговля Руси с Западной Европой.

Центром общественной жизни города был торг, торговая площадь. Здесь не только торговали, но и выслушивали княжеские распоряжения, решения суда; здесь объявлялось об украденном имуществе и бежавших холопах. Но если торговая площадь была центром общественной жизни, это свидетельствовало об относительно высоком уровне развития торговли.

О степени развития торговли свидетельствовало и то, что на Руси уже чеканились серебряные деньги. До этого в качестве денег употреблялись шкурки пушных зверей, поэтому и металлические деньги частью сохраняли их названия (куны, веверицы, т. е. куницы и белки). Но, несмотря на то, что деньги уже чеканились, в обращении преобладали слитки серебра. Целый слиток назывался гривной. Это была самая крупная денежная единица (1 гривна равнялась 50 кунам или 150-ти неверицам), но иногда слиток резали на части и получались резаны.

Особое значение для Руси имела внешняя торговля, так что некоторые наши историки, в том числе крупнейший историк России В. О. Ключевский, даже рождение русской государственности выводит из внешней торговли.

Дело в том, что Русь находилась на транзитных торговых путях между Европой и Азией — по Волге и Днепру. Мы знаем, что Венеция разбогатела в средние века, потому что держала в своих руках транзитную торговлю по Средиземному морю. Но был и второй путь — между Азией и Северной Европой, который вел реками к Балтийскому морю.

О значении этой транзитной торговли для Киевской Руси свидетельствуют следующие обстоятельства:

1) Восточные славяне, исконные земледельцы, двигались из южных степей на север, в леса и болота, туда, где условия для земледелия были гораздо хуже. Почему? Потому что туда, к Балтийскому морю, уходили транзитные речные пути.

И славяне строят Новгород, торговый город, перевалочную базу на подступах к Балтике. Вспомним, что именно в Новгороде заканчивался торговый путь Ганзы на востоке.

2) Чтобы участвовать в этой транзитной торговле, надо ныло иметь свой товар. Какой? Хлеб? Но в то время хлеб не Пыл товаром международного обмена. А вот продукты лесных промыслов — меха, мед, воск — высоко ценились и на Западе. Как известно, и дань киевские князья собирали не хлебом, а мехами, медом, воском — товарами на экспорт.

Конечно, на этих торговых путях Русь встречалась с конкурентами. На севере это были варяги. Они приходили с моря армадами в сотни дракаров (кораблей). Это были морские разбойники. Но русские города стояли не на морском побережье, а на реках. На речных путях, с волоками на водоразделах, норманны со своими дракарами были беззащитны. Поэтому сюда они приходили не как морские разбойники, а как вооруженные купцы, которым надо было пройти через Русь на богатую Византию. Они вливаются в состав русской правящей верхушки, становятся дружинниками и участвуют в защите русских земель.

А с юга к этому пути подбирались Венеция и Генуя. На! скалах южных берегов Крыма сохранились венецианские и генуэзские крепости. Но одновременно на берегах "Русского моря" рождались и русские военно-торговые форпосты: Тмутаракань,) Переяславец, Сурож (Судак).

Учитывая вышесказанное, мы должны по-новому оценить знаменитые договора киевских князей с византийскими императорами. Известно, что все князья совершали походы на Византию. Для чего? Для грабежа? Нет, результатом этих походов были договора Руси с Византией, и не просто мирные, а торговые. Тексты этих договоров сохранились в византийском варианте, на греческом языке. Оказывается, походы совершались ради получения торговых привилегий. Русские гости получили в Византии право беспошлинной торговли, обеспечивались там за счет Византийского императора даровым кормом и даровой баней. А это значило, что к ним относились не как к обычным купцам, а как к представителям иностранного государства. Но зато пускали их в Константинополь партиями не более 50 человек, т. е. видели в них людей военных, которые могут захватить город.

Дело в том, что торговал с Византией и через нее — с восточными странами — князь со своей дружиной, "военно-торговая аристократия", по выражению историка Н. П. Павлова-Сильванского. Во главе государства стояли купцы-дружинники, а Русь была торговым государством.

Византийский император Константин Багрянородный подробно описал торговые походы русских купцов-дружинников. С наступлением весны в Киеве снаряжался целый флот, который затем двигался вниз по Днепру, отбивая нападения кочевников-печенегов. Таким же порядком этот флот осенью возвращался в Киев.

Россия15-17 век

Как ремесло, так и промыслы — мелкое семейное производство. Первые крупные предприятия в XV—XVI вв. были государственными; На казенном Пушечном дворе в Москве готовились артиллерийские орудия. Там работал, например, мастер Чохов, который отлил знаменитую "Царь-пушку". По свидетельствам иностранцев, российская артиллерия не уступала западной. Действовали Оружейная палата, где готовилось стрелковое и холодное оружие, Тульская оружейная слобода, которая специализировалась на стрелковом оружии. Таким образом, первыми крупными казенными предприятиями были военные. Но не только.

Государственной отраслью хозяйства было строительное дело. Все крупные строительные работы проводились под руководством приказа каменных дел. Под его руководством были построены стены и башни московского Кремля, кремлевские соборы, храм Василия Блаженного, сооружения в других городах.

То, что крупное производство первоначально было государственным, составляло важную особенность экономического развития России. Так получилось потому, что централизованное государство сложилось у нас до возникновения капиталистического предпринимательства. Поскольку некому было заказывать необходимые для государства промышленные изделия, то потребности в них, в частности в вооружении; приходилось удовлетворять за смет государственного предпринимательства.

А в XVII в. казенные предприятия — Пушечный двор, Оружейная палата и другие — стали четко оформленными ) мануфактурами, о чем свидетельствует значительное количество работников на каждом из предприятий (100—300 человек) и разделение труда. В списках мастеров по изготовлению пищалей мы видим специалистов по замочному, ствольному, ложевому делу.

В Кадашевской слободе действовал казенный Хамовный двор — ткацкое предприятие, располагавшееся в двухэтажном каменном доме, где действовало свыше 100 ткацких станков.

Кроме казенных, ряд мануфактур был построен иностранцами. Голландец Андрей Виниус с компаньонами построил под Тулой 8 железоделательных заводов, а потом его компаньоны основали несколько заводов около Онежского озера. В основном эти заводы производили военную продукцию для вооружения армии: ядра, пушки, холодное оружие.

Мануфактуры иностранцев были, по существу, государственными. Они работали на казну, а не на рынок. Государство приглашало иностранцев и обеспечивало их всем необходимым для производства, чтобы получать нужные государству изделия. А за пределами этого государственного хозяйства промышленность оставалась на стадии ремесла и кустарных промыслов.

Наши рекомендации