Структура и специфика мирового рынка услуг
Международная торговля услугами (МТУ) – форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.
Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:
1. факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);
2. нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги).
В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые) [8].
Классификационный перечень услуг, который принят в Генеральном Соглашении по Торговле Услугами (ГАТС) насчитывает двенадцать отраслевых видов услуг, в рамках которых выделено еще 160 узких позиций.
Классификатор включает следующие виды услуг:
1. деловые услуги;
2. услуги связи;
3. строительные и инжиниринговые услуги;
4. дистрибьюторские услуги;
5. общеобразовательные услуги;
6. услуги по защите окружающей среды;
7. финансовые услуги, включая страхование;
8. услуги по охране здоровья;
9. туризм и путешествия;
10. услуги в области организации досуга, культуры и спорта;
11. транспортные услуги;
12. прочие услуги.
В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:
1. транспорт (грузовой пассажирский);
2. поездки (деловые, личные);
3. связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);
4. строительство;
5. страхование (рисков, личное);
6. финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);
7. компьютерные и информационные услуги;
8. роялти и другие лицензионные платежи;
9. другие бизнес услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);
10. лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);
11. правительственные услуги.
Международная торговля услугами имеет ряд специфических особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.
Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.
Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:
· высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги;
· развитие всех видов транспорта стимулирующие международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;
· новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей;
· ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере.
На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими тенденциями:
· снижается доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
· увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;
· наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка услуг стал сегмент «особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги;
· происходит сокращение доли официальных или правительственных услуг;
· возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Сянган и Сингапур ориентированы на финансовые услуги;
· в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм».