Тема 13 международная экономическая интеграция

Основные понятия:

Международная экономическая интеграция, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Северо-Американская ассоциация свободной торговли.

Содержание, предпосылки и цели международной экономической интеграции

Международную экономическую интеграцию можно охарактеризовать как процесс хозяйственного объединения стран на основе разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах путем развития глубоких устойчивых взаимосвязей. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие цели:

· использование преимуществ экономики масштаба;

· создание благоприятной внешнеполитической среды;

· решение задач торговой политики;

· содействие структурной перестройке экономики;

· поддержка молодых отраслей национальной промышленности.

Таким образом, интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.

Созданию интеграционных группировок способствуют следующие предпосылки:

Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости экономик интегрирующихся стран. Обычно межгосударственная интеграция происходит либо между развитыми странами, либо между развивающимися странами. Внутри групп развитых, так и развивающихся стран интеграционные процессы идут между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Если это условие отсутствует, то интеграция начинается с заключения различных переходных соглашений, направленных на сближение уровней развития стран, выразивших желание интегрироваться.

Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений в мире изначально охватывало несколько соседних стран, расположенных на одном континенте в непосредственной близости друг от друга, имеющих достаточно развитые транспортные коммуникации. Географические особенности, например, форма рельефа, может экономически как объединять, так и разъединять страны. Например, горный рельеф западной части Латинской Америки, в совокупности со слабой обустроенностью транспортной инфраструктуры, в течение длительного времени являлся существенным препятствием на пути интеграции стран-членов Общего рынка южного конуса (МЕРКОСУР). Необходимость освоения Андского горного массива предопределила общий интерес экономического сближения стран региональной группы «Андский пакт».

Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами. Очевидно, что страны, у которых главная проблема- создание основ рыночной экономики, не могут сразу создавать более развитые формы интеграционных объединений со странами с развитой рыночной экономикой. Или, скажем, развивающиеся страны, которые пытаются решить проблему обеспечения населения предметами первой необходимости, не могут интегрироваться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и др.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.

«Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами инте­грации. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами.

Участие в международной экономической интеграции (МЭИ) обеспечивает странам положительные экономические эффекты. Речь идет, например, об обеспечении более широкого доступа к различным видам ресурсов (материальным, трудовым, финансовым, научно-техническим); создание благоприятных возможностей для хозяйственной деятельности на широком рыночном «поле», привилегированных условиях для фирм интегрирующихся стран и защите их (в определенных рамках) от конкуренции со стороны фирм третьих стран, а также о принятии и реализации согласованных решений странами-участницами относительно сложных социально-экономических проблем (выравнивание условий развития отдельных регионов, безработица и т.п.), экологических, научно-технических и др.

Экономические выгоды для отдельных государств от участия в интеграционных объединениях подразделяются на краткосрочные, статистические результаты, и долгосрочный, динамический эффект интеграции.

Статистический эффект МЭИ.

· Преимущества от узкой специализации экспорта за счет «эффекта масштаба»;

· Рост уровня ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров;

· Стимулирование внутрирегиональной торговли;

· Устранение торговых барьеров, интернационализации активов корпораций участвующих стран, способствующее росту внутрирегиональных инвестиций.

Динамический эффект МЭИ.

· Появление укрупненного единого рынка, благоприятствующего притоку иностранных инвестиций;

· Переход от экспорта к прямым иностранным инвестициям (ПИИ) с организацией выпуска импортозамещающей продукции;

· Повышение эффективности ПИИ в связи со свободой перемещения капиталов и товаров;

· Увеличение объема производства и предоставляемых услуг в связи с ростом ПИИ;

· Большие возможности для объединения компаний.

Экономическая интеграция развивается от простых форм к сложным, последовательно проходя следующие этапы: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Рассмотрим подробнее каждую отмеченную форму.

Зона свободной торговли. Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле. Как правило, соглашения о создании зон свободной торговли предусматривают постепенную взаимную отмену пошлин и других ограничений между договаривающимися странами по торговле промышленными товарами. При этом либерализация внешнеторговой политики по отношению к сельскохозяйственным товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров. Кроме того, страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить новые торговые барьеры.

В качестве примера зон свободной торговли можно привести следующие: Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада); Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН; Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей и др.

Таможенный союз. Этот этап интеграции характеризуется тем, что свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется единым таможенным тарифом и внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам.

В рамках таможенного союза начинает формироваться общая внешнеторговая политика интегрирующихся стран по отношению к странам, не входящим в интеграционную группировку. Формирование такой политики требует создания наднационального регулирующего органа, и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления.

Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией, Арабский общий рынок АСМ (Египет, Сирия, Иордания, Ливия, Йемен, Мавритания, Ирак), Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа), Организация восточнокарибских государств (Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины).

Общий рынок (единый рынок). На этапе создания общего рынка ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. Начинает разрабатываться совместная политика развития отраслей и секторов экономики. Взаимодополнение и сращивание национальных экономик интегрирующихся стран позволяют на данном этапе начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых районов интеграционного объединения.

К общим рынкам относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ), Андский общий рынок (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла), Латиноамериканская интеграционная ассоциация LAIA (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла), Общий рынок стран южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), Карибское сообщество и Карибский общий рынок CARICOM (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго).

Экономический и валютный союз. Выше указанные формы интеграции постепенно дополняются проведением единой экономической и валютно-финансовой политикой, создается единая система межгосударственного регулирования региональных социально-экономических процессов. Правительства отдельных стран уступают все больше своих функций созданным межнациональным органам.

Данный уровень интеграции характеризуют: Европейский союз, Союз арабского Магриба (Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания, Марокко), Межстрановая инициатива (Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские Острова, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве), Союз реки Ману (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне), Западноафриканский экономический и валютный союз (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того).

Разделение мирового экономического пространства на крупные региональные подсистемы становится важнейшей чертой современного мирохозяйственного развития. В настоящее время практически все страны мира являются членами тех или иных региональных групп, объединяющих государства различного рода экономическими соглашениями, которых насчитывается свыше 100.

Наши рекомендации