Меркантилизм (протомонетаризм) —

Меркантилизм (протомонетаризм) —

Первая школа политэкономии

Программа

Меркантилизм, основные этапы его развития. Ранний и поздний меркантилизм: доктрина денежного и торгового баланса. Возникновение неомеркантилизма в XX в. в рамках ВТО. Взгляды меркантилистов на природу денег и денежного обращения. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Антуан Монкретьен, Томас Мен. Русские меркантилисты (А. Л. Ордин-Нащокин, И. Т. Посошков, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев).

Великие географические открытия,

Особенности экономического развития Франции и Германии

В XVI – XVIII вв.

В XVII – XVIII вв. в крупных странах Европы, где была преодолена раздробленность, но утвердился не буржуазный строй как в Голландии, Англии и США, а сильная монархическая власть, отмечается усиление экономической активности государства. Новые веяния шли из Франции, которая уже в начале XVI в. была самым большим и населенным государством Европы. Ее население — 15 млн чел. — в три раза превышало население Англии. Однако экономическое развитие Франции в XVI в. происходило медленно. Под влиянием революции в европейской торговле здесь также начался подъем цен на товары. Значение южных, средиземноморских портов стало снижаться, а западных — расти.

Франция оставалось в основном сельскохозяйственной страной. Хотя французы и отправлялись в дальние плавания, основывая колонии за морем, это определялось политическими видами королей, но не экономическими интересами. Во второй половине XVI в. экономическое развитие Франции было задержано разорительными религиозными войнами между католиками и протестантами (гугенотами) и выселением предпринимательских элементов в соседние страны. Население только Парижа сократилось с 400 до 250 тыс. чел. После Нантского эдикта 1598 г., предоставившего гугенотам свободу вероисповедания, Франция стала приходить в себя и в XVII в. была уже значительной силой на континенте.

В это время во Франции получают распространение идеи меркантилизма, возведенные в систему продуманной государственной политики Кольбером — министром финансов при Людовике XIV. В основе меркантилизма лежало представление о том, что богатство страны измеряется золотом, которым она обладает, и потому всеми силами следует стремиться к его накоплению. Это представление характерно для эпохи торгового капитализма, поэтому меркантилисты развивали идею о необходимости преобладания вывоза над ввозом, чтобы золото и серебро не уплывало, а накапливалось в нем. Золото должно было обслуживать внутренний товарооборот. Ввиду этого ввоз иностранных товаров во Францию ограничивался. Чтобы возместить их недостаток, правительство принялось за насаждение соответствующих производств внутри страны:

– еще в начале XVII в. были приняты меры по распространению шелководства на юге Франции, где города Тур и Лион стали центрами шелкоткацкого производства. При Кольбере здесь усиленно развилось производство гобеленов — шелковых ковров, высоко ценимых всюду в Европе;

– в XVII в. началось производство шампанских вин, солнечных и дождевых зонтиков, ламп, зеркал, бывших тогда новинкой в Европе.

Кольбер принял меры к развитию внутренней торговли. При нем велось строительство мостов, дорог, проводились каналы. Были уничтожены внутренние пошлины и введена единая импортная и экспортная пошлины. Однако не все могли опереться на широкий внутренний спрос, их изделия были рассчитаны на состоятельные слои и расходились за пределами Франции. Будучи орудием государственной политики, направленной на привлечение золота, они пользовались поддержкой казны, предоставлявшей им привилегии, субсидии и даже рабочую силу из числа нищих и бродяг.

Целью этих мероприятий Кольбера было увеличение доходов королевской казны. Они действительно увеличились за вторую половину XVII в. вдвое. Однако еще быстрее рос дефицит государственного бюджета, создававшийся содержанием армии в 200 тыс. чел., дорогостоящими войнами Людовика XIV и расходами королевского двора. Постоянный дефицит бюджета заставлял правительство искать займы за границей и внутри страны, увеличивать налоги, от которых Франция страдала при Людовике XIV.

Протекционизм во внешней торговле, т. е. повышение пошлин на импортные товары, вызвал ответные меры Голландии, Англии и Испании. Многие статьи французского экспорта потеряли внешний рынок, что повлекло за собой упадок суконного, шелкового, полотняного, кружевного и др. производств. Так, вследствие протекционизма и непомерных расходов кризисом закончилась попытка Франции накопить средства иным путем, нежели это делали соседи – Англия и Голландия централизованным порядком.

Начиная с XVI в. между крестьянами и сеньорами шла борьба за общинные земли, которые использовались сеньорами для увеличения суммы сеньориальных платежей и сдачи в аренду. Население росло и ценность земли также. После указа Людовика XIV (1669 г.) во Франции произошел захват земель, напоминавший английские «огораживания». Благодаря распространению аренды, крестьяне держали в своих руках почти 75 % обрабатываемых земель. В XVIII в. крестьянство было неравномерно обеспеченно землёй и сильно расслоено. Нуждавшиеся арендовали землю, но это еще была натуральная аренда, оплачиваемая половиной собранного урожая. В этих условиях во Франции произошла революция (1789 – 1794 гг.), в ходе которой надельные земли были закреплены за крестьянами в собственность без всякого выкупа.

Революционный конвент издал 17 июля 1793 г. закон об уничтожении всех феодальных прав. В силе были оставлены лишь арендные платежи. Несколько раньше крестьянам были возвращены утраченные в XVII в. общинные земли, а закон от 11 июня 1793 г. разрешил разделить их по числу едоков, если 1/3 схода выскажется за раздел. Церковные земли были провозглашены национальной собственностью еще в 1790 г., в 1792 г. были конфискованы земли эмигрантов и казненных сторонников короля, и государство приступило к их распродаже. Этими революционными мерами во Франции была создана мелкая крестьянская земельная собственность, которая впоследствии оказала своеобразное воздействие на экономическое развитие страны. В ходе последних событий многие демократические завоевания революции были сметены, но даже реставрация Бурбонов в 1818 г. не посмела затронуть поземельных отношений, созданных революцией.

В заключение следует отметить, что эпоха XVI – XVIII вв. в Европе была временем наивысшего расцвета торговли и подъема торгового капитала. Развитая торговля, исключая посредническую деятельность, логично формирует рынок сбыта для национальной промышленности. Именно торговый капитал принимает на себя ее организацию и формирование, используя имеющиеся накопления.

В ряде стран усиливается роль государства, преследовавшего свои интересы. На создании мануфактуры дело не остановилось. После великих технических изобретений, сделанных во второй половине XVIII в. в Англии, капитализм достигает развитой формы и начинается эпоха промышленного капитала. Свои посреднические ниши, тем не менее, занимают ряд стран, специализирующихся на торговой и банковской деятельности, превращаясь в буферные государства — Голландия, Швейцария, Люксембург.

Этапы развития меркантилизма как инструмента политики (табл. 2.2)

Таблица 2.2

Три этапа развития меркантилизма

Этап меркантилизма Характеристика этапа
Ранний меркантилизм (XV – XVI вв.) Основоположники: Уильям Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия). Центральная идея — система «денежного баланса». Основные «технологии»: – законодательное запрещение вывоза денег за границу; – создание препятствий для иностранной торговли, регламентация использования выручки иностранными торговцами; – порча национальной валюты, особые условия обмена и другие методы увеличения прибыли государства. Появление термина «политическая экономия» в 1615 г. в труде А. Монкретьена «Трактат политической экономии»
Поздний меркантилизм (середина XVI – конец XVII вв.) Основоположники: Т. Мэн (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Центральная идея — «система торгового баланса»: – стимулирование экспорта готовых изделий, запрещение импорта роскоши, экспорта сырья; – поощрение реэкспорта товаров; – понятие «протекционизма» как центрального звена меркантилизма
Современный меркантилизм (XIX – XXI вв.). Неомеркантилизм с XX в. и на всю обозримую перспективу, пока существует более одного государства Появление понятия «неомеркантилизм» в условиях ВТО. Неомеркантилизм подразумевает нетарифные ограничения торговли, квотирование, неполную открытость рынков ресурсов, земли, труда и капитала даже в рамках торговых союзов (так называемый «изъятия»), что означает скрытый протекционизм национальной экономики

Классический протекционизм для отдельно взятой отрасли промышленности подразумевает двоякое воздействие — систему поощрений и ограничений для развития национального производства, особенно обрабатывающих отраслей, локализации обрабатывающих производств внутри страны.

мероприятия сырье для отрасли оборудование локализация производства Готовые товары
поощрительные (-) => снижение (-) имп. пошлин (-) имп. пошлин локализации пр-ва (тов. и оборуд.) в стране (-) эксп.пошлин на товары и оборудование
ограничительные (+) => увеличение (+) эксп. пошлин запрет на экспорт оборудования конкурентам ограничения для нелокализованных производств. (+) имп. пошлин

Под локализацией подразумевается размещение производителем (импортером) части звеньев энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) на территории страны, проводящей политику протекционизма. В России, например, в качестве официального ограничения для нелокализованного импорта является вступившее в силу с 2014 г. положение о возможности размещения тендера на госзаказ только внутри Таможенного союза (ТС) при наличии двух и более производителей внутри ТС.

Современный развитый меркантилизм (неомеркантилизм) означает всестороннюю комплексную государственную поддержку важнейших для государства секторов экономики, включающую как помощь в развитии всех факторов производства (материальных и нематериальных), так и мероприятия различного уровня, подавляющие развитие факторов производства или влияющие на политику потенциальных стран-конкурентов в целях обеспечения преимуществ национальному капиталу и рабочей силе.

Комплексная промышленная политика в рамках развитого неомеркантилизма должна сочетать меры поддержки секторов экономики (или отраслей, предприятий) на всех четырех уровнях:

1) микроэкономический — поддержка производственного цикла на всех возможных стадиях (от производства сырья до конечной продукции). Важный элемент — так называемые «нетарифные ограничения» импорта: лицензирование, сертифицирование и т. д. (санитарные требования). Любые меры открытой налоговой поддержки или пошлин могут вызвать ответные торговые войны и антидемпинговые меры в рамках судов ВТО. Важным стимулом являются государственные программы подготовки кадров для данной отрасли и помощь в переманивании кадров из-за рубежа, особенно у конкурентов (существует процедура льготного получения гражданства РФ для ценных специалистов). Поддержка национальных корпораций путем создания казенных предприятий с целью приватизации, развитие госсектора, поощрение слияний и поглощений представляет дискуссию. Но для экспансии капитала однозначно выгодны крупные корпорации;

2) макроэкономический — включает мероприятия поддержки экономики в целом, ее стабильности, ее отдельных отраслей или секторов с помощью манипуляции макроэкономическими инструментами, строительства физической, информационной и институциональной инфраструктуры рынка. Особую значимость приобрели так называемые «валютные войны», т. е. сознательное снижение курса национальной валюты монетарными властями (девальвация) для увеличения конкурентоспособности экспорта или балансировки торгового баланса через снижение импорта. Меры неоднозначные, так как имеют разнонаправленные эффекты для разных отраслей и, главное, вызывают ответные действия торговых партнеров;

3) мезоэкономический — региональная политика, планирование крупных ТПК (территориально-производственные комплексы), в России актуально перенесение производительных сил в районы с более благоприятным климатом;

4) международный аспект—политика страны по укреплению позиций национальной экономики путем укрепления торговых (таможенных) союзов, расширения рынков сбыта, в том числе и путем институциональных реформ в странах партнерах, рассчитанных на 25 – 50 лет. Кроме «позитивных» аспектов, частично рассмотренных в истории экономики, нужно отметить возрастание роли тайных, «негативных» аспектов неомеркантилизма. В крайнем случае, конкурент устраняется путем войн, революций и т. д. Конкуренция за квалифицированные кадры приводит к упрощению гражданства, поддержке в переманивании «мозгов» у конкурентов, даже попыткам разрушить отрасли образования, воспроизводящие кадры, в том числе и управленческие.

Вопросы для обсуждения

1. Появление монополий в торговле, борьба национальной буржуазии за свои права.

2. Появление соответствующих экономическому базису идей.

3. Связь базиса и надстройки.

4. Три этапа развития меркантилизма.

5. Производительный и непроизводительный капитал и расходы.

6. Приемы меркантилизма в целях поддержки отрасли или ЭПЦ (энергопроизводственного цикла)

7. Многоуровневая система неомеркантилизма

8. Практика приемов неомеркантилистких нетарифных ограничений, барьеров в современной экономической политике государств.

Меркантилизм (протомонетаризм) —

Первая школа политэкономии

Программа

Меркантилизм, основные этапы его развития. Ранний и поздний меркантилизм: доктрина денежного и торгового баланса. Возникновение неомеркантилизма в XX в. в рамках ВТО. Взгляды меркантилистов на природу денег и денежного обращения. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Антуан Монкретьен, Томас Мен. Русские меркантилисты (А. Л. Ордин-Нащокин, И. Т. Посошков, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев).

Наши рекомендации