Лицензионное соглашение между сторонами

Лицензиар (обладатель) Лицензиат (покупатель права на использование)

Лицензионное соглашение = лицензия (может быть защищена патентом, а может и нет)

Патент– официальный документ, удостоверяющий исключительное право изобретателя на владение, использование и распоряжение объектом собственности на территории данного государства в течение срока действия патента.

Чтобы патент был выдан, объект должен обладать признаками:

  • Техническое решение
  • Мировая новизна
  • Практическое применение
  • Высокий изобретательный уровень

Лицензия может быть ограничена:

  • Территориально
  • По времени

Простая лицензия (неисключительная) – лицензиар оставляет за собой все вытекающие из патента права, в том числе на передачу 3м лицам.

Исключительная – лицензиар оставляет за собой право на использование объекта в части, не передаваемой лицензиату.

Полная – лицензиар передает все права на весь срок действия патента.

Сублицензия – лицензиату предоставляется право передавать в оговоренном объеме объект 3м лицам.

«Ноу-Хау» - опыт, знание в области права, управления, и других областях, незащищенных патентом.

Платежи:

  • Паушальный
  • Роялти
  • Комбинированный

ПR = R * ПР ф ПП = А *R ПРпрогн.

ПR-платеж роялти ПП-платеж паушальный

R-коэффициент А-понижающий коэффициент

ПР-прибыль (фактическая) ПР-прибыль (прогнозируемая)

Паушальный – фиксированный платеж, не связан с результатами фактического использования объекта (если не уверены в объекте или покупателе лицензии, поведении лицензиата).

Роялти – выплачивается по результатам фактического использования (уверены во всем).

Действуют международные соглашения:

Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883г.), договор о патентной кооперации, конвенция о выдаче европейских патентов, евразийская конвенция.

Специфика организации лицензионной торговли:

  • Прямая
  • Косвенная (через посредников)

Риско-фирмы (венчурные) – специализированные фирмы, которые дорабатывают до степени, готовой для применения в массовом производстве.

Инжиниринговые фирмы – часто выступают в качестве посредников, используют запатентованные изделия (закладывают в проекты).

Особенности соглашения на передачу Ноу-Хау:

  • Четко определить содержание, определяющее полезность, секретность
  • Условия сохранения конфиденциальности или секретности
  • Финансовые санкции за нарушение, несоблюдение условий сторонами

Торговля товарными знаками:

Товарные знаки – обозначения, применяемые для отличия товаров одних лиц от однородных товаров других лиц.

Если признается товарный знак, то выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Франчайзинг – владелец товарного знака передает право его использования своим контрагентам.

В стоимость лицензии включается оказание технической, технологической, коммерческой и консультационной помощи. Продавец следит за правильностью использования товарного знака. Покупатель часто использует и рынки сбыта продавца.

По методам торговли

1. Напрямую – прямой метод

2. Через посредников – посреднический (косвенный)

Прямой метод – установление прямых непосредственных связей между продавцом и потребителем (строительство крупных промышленных объектов – продажа сырья, при закупках крупных партий с/х-сырья, при продаже стандартного крупносерийного оборудования через собственную сбытовую сеть).

Косвенный метод – система продаж через посредников (товар массового спроса). (Товар на конечном этапе жизненного цикла) – рынок данного товара характеризуется серьезными национальными или внешнеторговыми особенностями, ограничениями.

Преимущества:

  • Реализация товара в более короткие сроки и на более выгодных условиях.
  • Получение информации о состоянии, перспективах рынка через местного посредника
  • Послепродажное обслуживание
  • Организация рекламных мероприятий
  • Повышение конкурентоспособности товара

Недостатки:

  • Разрыв обратной связи между производителем и потребителем
  • Зависимость продавца от имиджа посредника

Операции:

Комиссионные операции – самый распространенный вид, торговли от имени комиссионера (риск за счет комитента)

Комитент Комиссионер

Комиссионер товар не покупает, а берет на продажу. В случае продажи берет % (3-10%)

Договор комиссии:

  • Порядок определения цены (min и max цена)
  • Полномочия и функции сторон
  • Предоставление ряда дополнительных услуг комиссионером (маркетинговые исследования, предоставление информации, проведение совместных рекламных акций и т.п.).

Агентские операции – торговый агент выступает на рынке от имени и за счет поставщика.

Принципал Агент

Агентские операции осуществляются на основе долгосрочных агентских договоров.

Вознаграждение может быть:

  • В виде разницы цен
  • В виде %
  • Смешанное
  • По заранее согласованной ставке
  • Путем выплаты поставщиком дополнительного вознаграждения.
  • «кост плас» - оплата расходов, существуют согласованные ранее пределы

Брокерские

Брокер – лицо, содействующее сбыту или приобретению товара, но не является стороной договора ни с позиции продавца, ни с покупателя.

Специализируется на конкретном товаре, имеют типовые договоры, знают конъюнктуру.

Торговые фирмы и дома

Покупают или продают товары от своего имени, за свой счет. Распространена в Японии. Посредник становится собственником товара, действует на свой страх и риск.

Лизинговые фирмы

  • Получили распространение в 80-90 г.г.
  • Рентинг – (от нескольких часов до месяцев – спорт инвентарь, машины)
  • Хайринг – до 1.5 лет
  • Лизинг (финансовый – долгосрочная аренда)

Производитель а Лизинговая фирма б Арендатор

1 2 3

Срок аренды совпадает со сроком службы объекта (выкуп по остаточной стоимости).

б – экспортный лизинг

а – импортный лизинг

1 и 2 находятся в одной стране

3 в другой

Возвратный – производитель продает лизинговой фирме, а затем сам берет в лизинг.

Производитель Лизинговая фирма

Наши рекомендации