Новые выпуски — первоначальные публичные размещения акций
Вот уже много лет я наблюдаю, как события, следующие за выпуском в обращение новых акций, развиваются по сходному сценарию. Я всегда с особым интересом наблюдаю за поведением только что вышедших акций, поскольку двадцать три года назад, начиная свою деятельность в области инвестиционного бизнеса, я отвечал за торговлю именно такими бумагами. Хотя в инвестиционном бизнесе не бывает прописных истин и большинство методик переживает периоды как бума, так и упадка, метод, описанный ниже, выдержал испытание временем. В общем и целом этот метод работает хорошо, независимо от того, при каких обстоятельствах осуществляется первый выпуск — благоприятных или не очень. Правда, степень успеха зависит еще и от общего состояния рынка.
Обычно, как только новая акция начинает обращаться на рынке, независимо от цены, сложившейся после публичного размещения, я ожидаю появления следующих признаков: как правило, в течение нескольких дней цена повышается или остается на одном уровне. Причиной подобного поведения цен является то, что синдикат, выставивший акции на продажу, в течение некоторого времени поддерживает их на определенном уровне. Если первоначальный выпуск размещается по умеренным ценам, ценовая поддержка синдиката не имеет решающего значения. Однако, если андеррайтер пытается собрать максимальную сумму для компании, чьи акции продаются, цены могут оказаться завышенными и отпугнуть потенциальных покупателей; в результате цены начнут опускаться. В любом случае обычно синдикату удается найти достаточное количество покупателей, чтобы поддержать цену первоначального размещения. Я знаю несколько случаев, когда андеррайтер обеспечивал отсутствие предложения тем, что не выплачивал комиссионные брокерам, если их клиенты "проваливали" новый выпуск — скупали акции при размещении и немедленно сбрасывали их, как только начиналась торговля ими, вследствие чего синдикат вынужден был выкупать выпуск по своей цене предложения.
Независимо от того, остается ли цена акции выше цены первоначального публичного размещения, в течение двух-четырех недель после первых двух-трех дней торговли она обычно несколько снижается или остается на одном уровне. Затем, когда первоначальный интерес к новому выпуску рассеивается, начинается новое, менее интенсивное увеличение числа покупок. Чтобы более точно предсказать появление этой новой волны интереса, я часто анализирую некоторые специфические особенности публичного размещения. Я пытаюсь узнать андеррайтеров, размеры синдиката, количество маркет-мейкеров, если акции обращаются на электронном внебиржевом рынке (NASDAQ), количество акций, которое андеррайтеры планируют разместить у инвесторов, объем и объем в долларовом выражении за каждый день торговли с момента размещения и так далее. Это не означает, что, если подобная информация отсутствует, цены не будут подчиняться описанным выше закономерностям. Она просто помогает подтвердить мои предположения и определить наиболее благоприятные моменты для входа в рынок.
Получив информацию о количестве акций, выставленных на продажу, я пытаюсь выяснить, какую часть выпуска андеррайтер разместил у покупателей. Как правило, андеррайтеры пытаются разместить выпуск у солидных покупателей, то есть у тех, кто будет придерживать акции некоторое время, а не продаст их сразу после начала торгов. Это достигается тем, что если акции сбрасываются сразу же с убытком, то брокер лишается комиссионных. Обычно андеррайтер обязан в течение некоторого времени поддерживать акции на уровне цены размещения, поэтому он может быть не заинтересован в увеличении предложения. Из этого следует, что акции, находящиеся у андеррайтера и его клиентов, некоторое время не будут оказывать существенного влияния на рынок. Затем я рассчитываю долю выпуска, предлагаемую другими членами синдиката, и наблюдаю за объемом торговли в течение последующих дней. После того как та часть выпуска, которая находится у членов синдиката, обернется два раза, повышение цен должно возобновиться.
Следует принимать во внимание и дополнительные факторы: цену акций и биржу, на которой они зарегистрированы. Многие организации лишены права покупать акции, не зарегистрированные на бирже. Часто акции не регистрируют потому, что их цена составляет менее десяти долларов. Большинство новых бумаг, имеющих наиболее высокую репутацию, обращаются на электронном внебиржевом рынке, за исключением тех (их единицы), которые соответствуют требованиям фондовых бирж. Важным фактором является также величина гарантийного депозита, установленная на этих биржах.
Оживлению интереса к новому выпуску способствует также завершение "периода спокойствия" и снятие других ограничений. Но решающее значение имеет все же фактор предложения. Как указывалось в главе 1, многое инвесторы, владеющие убыточными акциями, пытаются продать их, как только оказываются на безубыточном уровне. В случае недавнего нового выпуска предложение отсутствует, поскольку пока еще никто из купивших не несет убытки.
Рассмотренные выше особенности первоначального публичного размещения акций не следует смешивать с особенностями обращения новых акций на вторичном рынке. Заметная тенденция к повышению цен появляется через три-пять недель после размещения. Чтобы определить потенциальные объекты для покупки, я рекомендую воспользоваться услугами какой-нибудь графической службы, например, О 'Нейлс Дейли Графе, которая ежедневно отслеживает поведение цен таких акций сразу после начала публичной торговли.
Выкупы (Buy-outs)
Я уже достаточно давно работаю в инвестиционном бизнесе и видел все модные увлечения и все рыночные концепции, которые только можно себе представить. Особенно захватывающей была эпоха корпоративных поглощений (takeovers). К счастью, мои модели спроса-предложения были созданы и успешно работали еще до наступления этого периода. Всестороннее изучение рынка позволяло мне довольно точно выявлять ситуации, когда происходила активная скупка тех или иных акций. Большинство технических аналитиков своего рода паразиты и не нуждаются в фундаментальных обоснованиях своих действий на рынке, поэтому поначалу я полагал, что в основе подобного повышенного спроса лежат какие-то позитивные события фундаментального характера. Однако вскоре я понял, что на рынке сложились определенные закономерности, позволяющие правильно прогнозировать предстоящие поглощения. По самым скромным подсчетам, за период с 1978 по 1982 год мне удалось правильно предсказать более 32 поглощений одной компании другой. У меня даже хватало нахальства предупреждать президентов корпораций о грозящем им поглощении. Один из журналистов прозвал меня "предвестником мрачной жатвы". Методики, которыми я пользовался, описаны в главах 5 и 7, где обсуждаются накопление/распределение и Секвента, соответственно. Сочетание этих методов способно достаточно точно предсказывать подобные ситуации. Цель данной главы — поделиться с читателем знаниями, полученными из опыта, которые помогут еще точнее определять потенциальные объекты поглощения.
Когда я играл в баскетбол, мне никогда не нравились броски из выгодных позиций. Оказываясь в подобной позиции, я передавал мяч другому или пытался забросить его из более трудного положения. В том, что касалось внутренней информации и потенциальных выкупов, я использовал ту же стратегию. Я никогда не довольствовался просто слухами, а шел к своей цели более сложным путем, поскольку был уверен, что, если слухи о предстоящем выкупе распространялись повсеместно, а официальных заявлений не поступало, эти слухи, как правило, были фикцией. Я пытался объяснить это окружающим, но они не желали меня слушать. Чтобы логически обосновать свои выводы и подкрепить их убедительными примерами, я провел множество исследований.
В начале семидесятых годов время от времени появлялись слухи о предстоящих поглощениях. Ситуации, коща эти слухи оказывались верными, в большинстве своем развивались по сходному сценарию. За резким подъемом ценового объема следовал период затишья, составлявший обычно чуть более шести месяцев. Я стал с уважением относиться к этому сценарию, поскольку по действующему тогда налоговому законодательству для снижения ставки налога на долгосрочный прирост капитала требовалось, чтобы ценные бумаги придерживались (не перепродавались) в течение шести месяцев. Более того, государственные органы не слишком активно преследовали трейдеров в судебном порядке за торговлю на основе внутренней информации. Вследствие этого я всегда узнавал о слухах из надежных источников и предупреждал других, что официальное уведомление о поглощении, скорее всего, последует значительно позже, поскольку лица, связанные с компанией, пока еще скупают акции в частном порядке. Сам я никогда не использовал эту информацию в корыстных целях. В то же самое время поглощающая компания действовала осторожно: скупался только определенный процент акций, находящихся в обращении, не требующий официального объявления о поглощении.
После изменений в налоговом законодательстве и отмены шестимесячного "периода придержания" я успешно использовал другие факторы, подтверждающие достоверность слухов о поглощении. Мое предположение состояло в следующем:
если слухи о поглощении дошли до наименьшего общего множителя торговли — публики, — а официальных заявлений не последовало, то слухи, скорей всего, не имеют под собой оснований. Чтобы убедить в этом других, я проводил следующие подсчеты. Сначала я выяснял общее количество находящихся в обращении акций. Затем умножал это число на 5%, чтобы определить точку отсчета. В свою очередь я умножал полученное число на 5. Поскольку комиссия по ценным бумагам и биржам требует уведомления в десятидневный срок, если физическое или юридическое лицо аккумулирует свыше 5% акций какой-нибудь компании, я предположил, что на каждую акцию, приобретенную потенциальным покупателем, приходится четыре акции, купленных другими. Если бы слухи о поглощении оказались верными, то скупка необходимых 5% акций потенциальным владельцем компании завершилась бы к тому времени, когда были бы проданы 25% акций, находящихся в обращении. Этот своего рода фильтр неоднократно позволял мне предостеречь других от катастроф.
Изучая проблемы поглощений на протяжении ряда лет, я сделал еще одно важное наблюдение относительно динамики цен на акции после официального заявления поглощающей компании. В частности, если уже сделано заявление и предлагается купить акции за наличные, а цена акций немедленно достигает цены поглощения или превышает ее, то, как правило, соискатель предлагает более высокую цену, увеличивается число желающих купить акции, и, в любом случае, не предвидится никаких препятствий к заключению сделки.