Тема 4.3 Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования
Цель: Изучить понятия надежности, безотказности, ремонтопригодности оборудования; общие правила эксплуатации, организации технического обслуживания и ремонта торгового оборудования, ответить на тесты, контрольные вопросы.
Содержание
4.3.1 Общие правила эксплуатации оборудования.
4.3.2 Организация технического обслуживания и ремонта торгового оборудования.
3.3.3 Выводы по теме «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования».
4.3.4 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования».
4.3.5 Контрольные вопросы по теме «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования».
4.3.1 Общие правила эксплуатации оборудования.
Задачи научно-технического прогресса и повышения эффективности торговли нельзя сводить лишь к увеличению технической оснащенности предприятия. Неотъемлемой частью этого процесса является умение эффективно, с наибольшей отдачей использовать оборудование. Для поддерживания его в рабочем состоянии необходимо организовать техническое обслуживание и ремонт оборудования.
Рациональная организация эксплуатации и высокое качество технологического обслуживания увеличивают надежность оборудования.
Любое техническое устройство при его создании рассчитано на определенный срок службы, т.е. календарный период, соответствующий техническому ресурсу, в течение которого эксплуатация данного изделия экономически и технически целесообразна. В срок службы включаются продолжительность всех видов ремонта. Для большинства технических систем срок службы лежит в пределах 5 – 15 лет.
Меньший срок службы не оправдывает тех затрат, которые были сделаны на разработку и создание изделия, а больший приводит к тому, что либо технические параметры изделия уже не соответствуют уровню науки и техники, либо из-за роста количества неисправностей эксплуатация «старого» изделия становится экономически нецелесообразной.
Поскольку эксплуатация состоит из нескольких фаз (транспортировка, хранение, монтаж, применение по назначению и т.д.), то в сроке службы особо выделяют продолжительность рабочего периода, т.е. время основной фазы эксплуатации – применение по назначению. Этот параметр получил название ресурса системы. Он и рассматривается как количественная мера долговечности машины.
Ресурсомтехнического устройства называется обоснованное значение наработки устройства (в часах, циклах, километрах пробега и т.д.), при котором с определенной вероятностью будет сохраняться работоспособность без непредусмотренной остановки.
Как известно, любое оборудование (устройство) состоит из определенного числа деталей машины. В силу ряда технических и экономических условий в настоящее время невозможно сделать все детали равнопрочными, т.е. имеющими одинаковую долговечность. Поэтому ресурс, как мера долговечности, является индивидуальным свойством отдельной детали. При этом долговечность физически определяется соотношением между реальной способностью материала с данной конфигурацией сопротивляться разрушению и действием тех или иных внешних воздействий (силовых, химических, тепловых и т.д.), которым подвергается деталь при эксплуатации.
Для того чтобы поддерживать эксплуатацию и надежность оборудования на установленном уровне, предусматривается техническое обслуживание и плановые ремонты оборудования. Техническое обслуживание по своей сущности представляет собой комплекс профилактических мероприятий, проведение которых должно поддерживать исправность или работоспособность оборудование в течение его срока службы. При этом под исправным состоянием машины понимается состояние, при котором машина соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации, а под работоспособным – состояние, при котором машина способна выполнять функции, соответствующие требованиям этой документации. Это достигается путем своевременного выявления повреждений (диагностики), исключения сверхнормативного износа (за счет своевременной очистки от грязи и смазки), мелкого ремонта и т.д.
На проведение технического обслуживания и ремонта затрачиваются определенные материальные и трудовые ресурсы.
В техническое обслуживание могут входить контроль технического состояния, очистка, смазка, крепление соединений, замена некоторых составных частей изделия, регулировка и т.д.
Безотказностью называется свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени.
Как следует из определения, такое свойство машин, как безотказность, обусловливает циклический характер процесса эксплуатации, при котором работоспособное состояние периодически нарушается и машина переходит в неработоспособное состояние, при котором она неспособна выполнять заданные функции.
Отказ – это событие, которое состоит в нарушении точности отмериваемых порций продукта. Отказы могут быть вызваны конструктивными, эксплуатационными и другими факторами.
Под эксплуатацией технических средств понимается совокупность организационных действий инженерно – технических работников и рабочих по приведению оборудования в требуемое состояние, его эффективное использование и поддержание эксплуатационно-технических параметров в заданных пределах.
В общем случае весь период эксплуатации складывается из следующих этапов: транспортировки оборудования к месту эксплуатации, предмонтажного хранения, монтажа оборудования, подготовки к применению, применения по назначению (эксплуатации), технического обслуживания и ремонта.
Под транспортировкойоборудования понимается доставка оборудования и его установка на предприятие торговли. Этот период носит эпизодический характер и выполняется при установке нового или замене старого оборудования из-за выработки срока службы. Транспортировка оборудования должна производиться в полном соответствии с «Инструкцией по транспортировке», разработанной заводом – изготовителем.
Хранениепредставляет собой комплекс мероприятия, обеспечивающих сохранность оборудования в нерабочем состоянии в промежутках времени не связанных с применением оборудования по назначению (эксплуатацией). При хранении оборудование может находиться на складах, открытых или закрытых площадках, в рабочих помещениях предприятий торговли и общественного питания. В процессе хранения сохранность оборудования обеспечивается поддержанием условий, ограничивающих воздействие на него внешней среды, путем консервации и проведения соответствующего технического обслуживания.
Монтажоборудования имеет целью установку оборудования в рабочем помещении предприятия, его отладку и запуск. Монтаж оборудования проводится в полном соответствии с конструкторской и проектно – монтажной документацией.
Подготовка оборудования к применениювключает комплекс мер, в результате осуществления которых оборудование приводится из нерабочего в состояние готовности к применению по назначению. Подготовка к эксплуатации оборудованию может осуществляться как после его монтажа, так и после применения по назначению. В последнем случае она называется оперативной подготовкой к работе. Характерными мероприятиями, которые осуществляются при подготовке оборудования к применению, являются; расконсервация, внешний осмотр, проверка функционирования (работоспособности) всех систем и апробирование в различных режимах. При оперативной подготовке к применению проводится внешний осмотр, техническая диагностика работоспособности всех систем оборудования, его апробирование в различных режимах, проверка устройств, обеспечивающих безопасную эксплуатацию, и другие мероприятия по охране труда.
Применение оборудования по назначениюпредставляет собой непосредственное использование оборудования для выполнения технологических процессов. Применение оборудования по назначению является наиболее ответственным этапом эксплуатации, от правильного осуществления которого зависит надежность и безопасность его эксплуатации. Работа операторов в этом периоде регламентируется определенным комплектом технологической и эксплуатационно-технической документации. Одновременно в этом периоде инженерно – техническим персоналом предприятия осуществляется работа по обобщению опыта эксплуатации, направленная, в конечном счете, на повышение эксплуатационной надежности и безопасности эксплуатации.
Техническое обслуживаниеявляется этапом эксплуатации, имеющим целью поддержание работоспособности и других эксплуатационно-технических характеристик в установленных пределах. Сущностью технического обслуживания является контроль и профилактика всех систем оборудования.
Ремонт- это этап эксплуатации, в течение которого осуществляются операции, имеющие целью приведение оборудования в работоспособное состояние как по определенному предупредительному плану, так и для восстановления техники из-за отказов.
На рис. 4.12 приведена структурная схема эксплуатации оборудования.
Рисунок 4.12 - Структурная схема эксплуатации торгового оборудования
Как следует из приведенной схемы, в процессе эксплуатации участвует значительное число предприятий, инженерно – технических работников и рабочих (операторов). В связи этим эксплуатация оборудования требует целенаправленных действий инженеров, операторов, механиков, рабочих – ремонтников и другого обслуживающего персонала.
Решить эту задачу можно, если все участники процесса эксплуатации действуют по единой технологии.
Как известно, под технологией понимается документально оформленное научное обобщение приемов работы.
Весь процесс эксплуатации складывается из совокупности определенных технологических процессов, в основе которых лежат технологические операции, выполняемые оператором (работником) на одном рабочем месте.
При этом каждое отдельное действие оператора представляет собой технологический переход.
Последовательное описание технологических операций с необходимыми иллюстрациями и схемами отображается в основном инженерно-технологическом документе – операционной технологической карте.
Операционно-технологическая карта составляется для каждого оператора, участвующего в данном технологическом процессе. В операционно-технологической карте должна содержаться следующая информация:
- наименование технологического перехода;
- время осуществления перехода;
- норма выработки;
- эскиз выполнения переходов или операции в целом.
Конечной целью проведения эксплуатационно-технологических процессов является обеспечение максимальной эффективности использования оборудования.
4.3.2 Организация технического обслуживания и ремонта торгового оборудования.
Техническим обслуживанием (ТО) называется комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании его по назначению, хранении и транспортировании.
Для большинства оборудования установлены следующие виды ТО:
- ежемесячное техническое обслуживание ЕО, которое выполняется после окончания или перед началом работы;
- техническое обслуживание №1(ТО1), является плановым и проводится после определенного количества часов работы и установленного объема работ;
- техническое обслуживание №2 (ТО2) – периодичность и объем указаны в специальных нормативных документах.
Ремонтом называется комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или составных частей.
Ремонт может быть:
- текущим – это плановый ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене или восстановлении отдельных частей;
- средним – плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделия с заменой изнашивающихся деталей;
- капитальным – включает, как правило, полную разборку оборудования;
- восстановительный – неплановый ремонт, вызванный дефектами изготовления оборудования, дефектами ремонта, нарушением, технической эксплуатации.
Под системой технического обслуживания и ремонта понимается совокупность взаимосвязанных мероприятий для поддержания работоспособности оборудования.
Существуют три системы организации технического обслуживания:
- местная;
- централизованная;
- смешанная.
Для технического обслуживания торгового оборудования чаще всего используется смешанная система.
Текущий ремонт выполняется обычно работниками предприятий, за которыми закреплено оборудование. Расходы по техническому обслуживанию и текущему ремонту оборудования относятся на счет издержек обращения торговых предприятий и издержек производства производственных предприятий.
4.3.3 Выводы по теме «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования».
Срок службы торгового оборудования от 5 до 15 лет, определяется экономической и технической целесообразностью.
Фаза эксплуатации включает транспортировку, хранение, монтаж, подготовку к применению и применение по назначению, техническое обслуживание и ремонт.
Работоспособность технических устройств без непредусмотренной остановки называется ресурсом систем. Чтобы поддержать оборудования на установленном уровне предусмотрено техническое обслуживание и плановые ремонты оборудования.
В техническое обслуживание (ТО) входят контроль технического состояния, очистка, смазка, замена деталей, регулировка и т.д. Для большинства оборудования устанавливаются следующие виды ТО: ежемесячное обслуживание, техническое обслуживание после определенного количества часов работы оборудования. Ремонт может быть текущим, средним, капитальным, неплановым.
Системы организации технического обслуживания бывают: местная, централизованная, смешанная. Чаще всего используется смешанная система.
4.3.4 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования».
Вопрос 1.
Техническое описание (ТО) торгового оборудования включает в себя:
а) технические данные основных параметров и описания конструкции изделия и принципа его действия;
б) правила эксплуатации, технического обслуживания оборудования; оборудования;
в) правила технического обслуживания.
Вопрос 2.
Формуляр (ФО) является основным документом, в котором:
а) включены ведомости для правильной эксплуатации оборудования;
б) ведутся все записи о монтаже, перемещении оборудования;
в) включены технические данные оборудования.
Вопрос 3.
Средний ремонт оборудования производится:
а) на ремонтном предприятии или на месте эксплуатации;
б) на месте эксплуатации;
в) на ремонтном предприятии.
Вопрос 4.
При комплексном техническом обслуживании производится:
а) осмотры, малый ремонт;
б) средний и капитальный ремонты;
в) осмотры, малый, средний и капитальный ремонты.
Вопрос 5.
При установлении выявленных недостатков в продукции, которая имеет гарантийный срок:
а) покупатель устраняет недостатки своими силами;
б) изготовитель обязан устранить их на протяжении 10 суток;
в) гарантия продолжается на время, на протяжении которого продукция не использовалась.
Вопрос 6.
Надежность зависит от:
а) долговечности оборудования;
б) безотказности в работе оборудования;
в) ремонтопригодности оборудования;
г) долговечности, безотказности, ремонтопригодности.
Вопрос 7.
Срок службы оборудования лежит в пределах (лет):
а) 3-10;
б) 5-15;
в) 7-12.
Вопрос 8.
Период эксплуатации складывается:
а) транспортировка оборудования;
б) монтаж оборудования;
в) наладка;
г) эксплуатация;
д) техническое обслуживание;
е) ремонт;
ж) транспортировка, хранение, монтаж, обслуживание, ремонт.
Вопрос 9.
Техническое обслуживание включает:
а) ежедневное обслуживание оборудования до и после работы;
б) техническое обслуживание ТО1 и ТО2;
в) капитальный ремонт.
Вопрос 10.
Определите соответствие между правой и левой колонками.
А – техническое а) является плановым, проводится после
обслуживание (ТО1) определенных часов работы оборудования;
Б – техническое б) периодичность и объем работ указывается
обслуживание (ТО2) в нормативных документах
Вопрос 11.
Выберите соответствие между правой и левой колонками.
А – текущий ремонт а) замена или восстановление отдельных
Б – средний ремонт частей оборудования в соответствии с
В – капитальный ремонт планом работ;
Г – восстановительный б) полная разборка оборудования, замена ремонт изношенных узлов;
в) ремонт неплановый;
г) замена изношенных деталей в соответствии с планом работ, восстановление ресурса оборудования.
Вопрос 12.
Система организации технического обслуживания бывает:
а) местная;
б) смешанная;
в) централизованная;
г) местная, смешанная, централизованная.
4.3.5 Контрольные вопросы по теме «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования».
1. Что понимают под термином надежность оборудования? От каких факторов зависит надежность?
2. Что понимают под термином долговечность оборудования?
3. Что понимают под термином ресурс технического устройства?
4. Что понимают под термином ремонтопригодность?
5. Что входит в техническое обслуживание машин и аппаратов?
6. Что понимают под термином безотказность?
7. Что понимают под термином – отказ оборудования?
8. Что понимают под термином – вероятность безотказной работы?
9. От каких факторов зависит вероятность безотказной работы?
10. Как определить коэффициент технического использования оборудования?
11. Как определить коэффициент эксплуатационных издержек машин и аппаратов?
12. Какие правила эксплуатации технических средств?
13. Чем отличаются операции «подготовка оборудования к применению» и «применение оборудования по назначению»?
14. В чем состоит техническое обслуживание оборудования?
15. Объясните структурную схему эксплуатации торгового оборудования?
16. В чем особенность составления операционной технологической карты на оборудование?
17. Какие операции относятся к техническому обслуживанию?
18. Какие существуют виды ремонта? Чем они отличаются?