Маркетинговая стратегия фирмы

Маркетинговые исследования играют большую роль при про­ведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности.

На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетин­говых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития отрасли и нахождении сег­мента рынка, не занятого фирмой-конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного про­цесса.

Конъюнктурные исследования на последующих этапах инно­вационной деятельности позволяют своевременно скорректиро­вать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменив­шимся условиям.

На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления опти­мальных форм коммерциализации, определения благоприятно­го момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

Инновационные процессы определяются следующими аспектами:

1. Носят циклический характер – одно базисное нововведение влечет за собой пакет преоб­разований (пример: изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных от­раслях).

2. Имеют вероятностный характер – внедрение и продвижение инноваций на рынке – это все­гда трудно предсказуемый процесс, так как существует ве­роятность расхождения расчетных и фактических показате­лей.

3. Обладают межорганизационным характером – необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых орга­низаций) для осуществления инновационного процесса.

4. Имеют межотраслевой характер – нововведения могут быть использованы в различных отрас­лях экономики, масштаб распространения отражает их зна­чимость.

Жизненный цикл инноваций

Цикл (греч. kyklos — круг) означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

Концепция жизненного цикла инновации имеет важное значение при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса.

Это значение проявляется в следующем:

1. Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта и его маркетинговую службу анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив его развития, т. е. с позиции будущего времени.

2. Концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций (поиск идеи, организация инновационного процесса, создание инновации, ее продвижение на рынке и диффузия), а также по приобретению инновации (изучение спроса, маркетинг, бенчмаркинг).

3. Концепция жизненного цикла инновации является основой механизма анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

Под жизненным циклом инновационного продукта понимается совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания.

Стадии жизненного цикла инновации:

1. Создание новшества.

2. Коммерциализация новшества (выведение на рынок).

3. Приобретение новшества потребителем.

4. Освоение (внедрение) новшества.

5. Потребление новшества (включая обновление другой продукции или технологии).

Жизненный цикл инноваций различен для материальных и нематериальных нововведений.

Жизненный цикл товара – совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и вывода товара с рынка.

Стадии жизненного цикла продуктовой инновации:

1. НИОКР по созданию продукта.

2. Технологическая подготовка и организация серийного производства продукта.

3. Масштабный выпуск продукта.

4. Снижение объемов выпуска и прекращение производства продукта.

Жизненный цикл технологии – совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т.е. широкое применение нововведений-процессов в стабильно функционирующих подразделениях организаций.

Стадии жизненного цикла технологической инновации:

1. НИОКР по созданию технологии.

2. Промышленное освоение технологии.

3. Распространение и тиражирование технологии.

4. Рутинизация технологии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные этапы инновационного процесса.

2. Назовите различия структуры инновационного процесса материальных и нематериальных нововведений.

3. Какие факторы влияют на эффективность инновационного процесса?

3. Приведите примеры жизненных циклов экономических объектов и систем.

4. Каковы основные свойства инновационных процессов?

Наши рекомендации