Маркетинговая стратегия фирмы
Маркетинговые исследования играют большую роль при проведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности.
На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития отрасли и нахождении сегмента рынка, не занятого фирмой-конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного процесса.
Конъюнктурные исследования на последующих этапах инновационной деятельности позволяют своевременно скорректировать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменившимся условиям.
На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления оптимальных форм коммерциализации, определения благоприятного момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.
Инновационные процессы определяются следующими аспектами:
1. Носят циклический характер – одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (пример: изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях).
2. Имеют вероятностный характер – внедрение и продвижение инноваций на рынке – это всегда трудно предсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей.
3. Обладают межорганизационным характером – необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых организаций) для осуществления инновационного процесса.
4. Имеют межотраслевой характер – нововведения могут быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость.
Жизненный цикл инноваций
Цикл (греч. kyklos — круг) означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.
Концепция жизненного цикла инновации имеет важное значение при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса.
Это значение проявляется в следующем:
1. Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта и его маркетинговую службу анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив его развития, т. е. с позиции будущего времени.
2. Концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций (поиск идеи, организация инновационного процесса, создание инновации, ее продвижение на рынке и диффузия), а также по приобретению инновации (изучение спроса, маркетинг, бенчмаркинг).
3. Концепция жизненного цикла инновации является основой механизма анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.
Под жизненным циклом инновационного продукта понимается совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания.
Стадии жизненного цикла инновации:
1. Создание новшества.
2. Коммерциализация новшества (выведение на рынок).
3. Приобретение новшества потребителем.
4. Освоение (внедрение) новшества.
5. Потребление новшества (включая обновление другой продукции или технологии).
Жизненный цикл инноваций различен для материальных и нематериальных нововведений.
Жизненный цикл товара – совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и вывода товара с рынка.
Стадии жизненного цикла продуктовой инновации:
1. НИОКР по созданию продукта.
2. Технологическая подготовка и организация серийного производства продукта.
3. Масштабный выпуск продукта.
4. Снижение объемов выпуска и прекращение производства продукта.
Жизненный цикл технологии – совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т.е. широкое применение нововведений-процессов в стабильно функционирующих подразделениях организаций.
Стадии жизненного цикла технологической инновации:
1. НИОКР по созданию технологии.
2. Промышленное освоение технологии.
3. Распространение и тиражирование технологии.
4. Рутинизация технологии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные этапы инновационного процесса.
2. Назовите различия структуры инновационного процесса материальных и нематериальных нововведений.
3. Какие факторы влияют на эффективность инновационного процесса?
3. Приведите примеры жизненных циклов экономических объектов и систем.
4. Каковы основные свойства инновационных процессов?