Педагогической технологии метод проектов

· Технология метод проектов основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

· Технологию метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов.

· Отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельной постановке проблемы, выбора темы проекта.

· Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, способное вызвать активную познавательную деятельность воспитанников.

При реализации технологии метод проектов в воспитательно-образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.

Совокупность методов возможно представить следующей классификацией:

· Проблемно - поисковые методы: проблемные вопросы,тематические беседы,исследование (исследовательский проект),поэтапное выполнение действий.

· Творческие методы: презентация.

· Информационные методы: составление модели источников информации,сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.



Алгоритм работы над проектом
Этапы: 1. Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых. 2. Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата. 3. Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи. 4. Активизация способов получения информации. 5. Получение необходимой информации. 6. Обобщение полученной информации. 7. Планирование деятельности, определение средств реализации проекта. 8. Реализация проекта. 9. Обсуждение результата, хода работы. 10. Презентация результатов. 11. Совместное определение перспективы развития проекта.
Алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе проектной деятельности
Алгоритм действий Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности Развивающий этап проектной деятельности Творческий этап развития проектной деятельности
Шаг 1 Определение пробле­мы, отвечающей по­требностям детей Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
Шаг 2 Постановка цели про­екта, его мотивация Совместное определение цели проекта, прогно­зирование результата Самостоятельное опре­деление детьми цели проекта, прогнозирова­ние результата
Шаг 3 Привлечение детей к участию в планирова­нии деятельности и ре­ализации намеченного плана Планирование деятель­ности детьми при не­значительной помощи взрослого; определе­ние средств реализа­ции проекта Планирование деятель­ности детьми (при возможном участии взрос­лого как партнера определение средств реализации проекта
Шаг 4 Совместная деятель­ность взрослого и детей по достижению резуль­тата Выполнение детьми проекта; дифференци­рованная помощь взрослого Выполнение детьми проекта; решение твор­ческих споров, дости­жение договоренности; взаимообучение, по­мощь друг другу
Шаг 5 Совместный анализ выполнения проекта, переживание резуль­тата Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
Шаг 6 - Совместное определе­ние перспективы раз­вития проекта Определение перспек­тивы развития проекта

Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержатель­ной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подго­товленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях. Определим следу­ющий алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Также технология проектной деятельности может быть исполь­зована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках непосредственно образовательной деятельности). Такие занятия имеют определенную структу­ру и включают в себя: создание мотивации проектной деятель­ности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей /Л. Морозова/
Этапы проектной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
1. Постановка проблемы Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы
2. Определение цели деятельности Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)
3. Конкретный замысел Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных
4. Планирование Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций
5. Реализация проекта и постоянная рефлексия Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя
6. Анализ результатов и презентация Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрываетея его индивидуальность, реализуются интересы и потребности что в свою очередь способствует личностному развитию детей.

Вопросы для обсуждения

1. На современном этапе в работе с детмьи дошкольного возраста особенно востребованными стали проектные технологии. Почему?

2.Каковы сильные и слабые стороны технологии метода проектов?

3.Почему технологию метода проектов называют развивающей? Ответ аргументируйте.

4.Какие характеристики метода проектов являются наиболее существенными для развития современного ребенка дошкольного возраста?

5.Проанализируйте свою деятельность по использованию технологии метода проектов. Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки и реализации в образовательном процессе. Назовите основные трудности и способы, которыми их можно преодолеть. В чем главный образовательный результат использования в образовательном процессе метода проектов?

ЛИТЕРАТУРА

1. Анфисова, С.Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ / С.Е. Анфисова // Сб. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всероссийской научной конференции. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. – С. 66-70.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. - 65 с.

3. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учебное пособие / Н.В. Борисова. – М., 2000. - 120 с.

4. Воспитатель ДОУ № 8, 2009 стр.77 Проектный метод как способ реализации субъективного подхода.

5. Воспитатель ДОУ № 12, 2008 ст.42 Проект «Мамы разные нужны», «Комнатные растения»

6. Воспитатель ДОУ № 9, 2008 стр.20 Экологический проект по трудовому воспитанию.

7. Воспитатель ДОУ № 3, 2009 стр. 126 Метод проектов в экологическом воспитании.

8. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. – М., 1999. – 167 с.

9. Заир-Бек, Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования / Е.С. Заир-Бек. – СПБ., 1994. – 276 с.

10. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М., 2004. – С. 81-91.

11. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение / И.А.Урмина, Т.А.Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.

12. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2004. - С. 300-305.

13. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие / М.М. Левина. – М. : Академия, 2001. - С. 59-160.

14. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. - 2000. - №4. – С. 26-31.

15. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

16. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2001. - №5. – С. 75-100.

17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999. - 115 с.

18. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева [и др.]. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.

19. Проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийск, 2002. - 65 с.

20. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.

21. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев – М. : АРКТИ, 2005. - 56 с.

22. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. – М., 1999. - 95 с.

23. Управление ДОУ № 2, 2009 стр.52 Митрофанова Е.М. «Правила дорожные знать каждому положено», «Книжкина неделя», «Мы – пешеходы».

24. Управление ДОУ № 3, 2005 стр.18 Евдокимова Е.С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе.

25. Управление ДОУ № 7, 2006 стр.76 Боровлев А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования.

26. Управление ДОУ № 8, 2008 стр.81 Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.ТЦ. Сфера, 2008г.

Наши рекомендации