Форма работы с детьми – «УСПЕХ. КАЛЕНДАРЬ»
Н.В. Федина, С.П. Максомова
Одной из форм совместной деятельности взрослых и детей предполагающей сотрудничества по Программе «Успех» является «Успех. Календарь», в организационно-педагогической основе которого, лежит примерный календарь праздников, интересных событий. Их можно с нетерпением ждать, к ним можно готовиться, их можно эмоционально переживать вместе с семьей, сверстниками, воспитателями. Темы этих праздников понятны детям и вызывают у них положительное отношение, необходимое для возникновения мотивации в образовательном процессе.
Образовательная деятельность представляет собой технологию реализации Программы «Успех», или описание средств (форм, способов, методов и приёмов) решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех» в соответствии с примерным календарём праздников.
Работа с «Успех. Календарём» является одной из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также поможет детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках.
«Успех. Календарь» дополнен большим количеством ярких иллюстраций, что способствует развитию познавательного интереса у ребят.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:
· явлениям нравственной жизни ребёнка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);
· окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
· миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
· традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
· наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
· событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).
«Успех. Календарь» приглашает детей на обзорную экскурсию по российскому и международному календарю праздников.
Вы заглянете в историю праздника, узнаете, как отмечают и понимают этот праздник в нашей стране и в других странах мира, узнаете много нового и интересного о своей стране и других странах, о Земле, на которой мы живём, познакомите детей с крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. Путешествие с «Успех. Календарём» будет увлекательным и полезным, если все его участники (педагоги, родители, дети) внесут свою посильную лепту в познание большого мира под названием «Планета людей» (отыщут нужную книгу, найдут необходимую информацию в Интернете, смастерят, слепят и т.д.).
При работе с «Успех. Календарём» необходимо учитывать следующее:
· количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными и российскими праздниками или событиями);
· указанные праздники могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными и российскими праздниками или событиями;
· краткая информационная справка о каждом празднике адресована педагогам, реализующим Программу «Успех», и родителям детей дошкольного возраста;
· рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу;
· период подготовки к каждому празднику определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в соответствии с возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного процесса, промежуточными результатами освоения Программы «Успех», тематикой праздника;
· возраст детей, участвующих в подготовке и проведении праздников, формы проведения праздника, формы работы по подготовке к празднику носят рекомендательный характер;
· формы подготовки к праздникам и их проведения являются конкретизацией и дополнением форм работы, представленных в разделе «Организация деятельности педагогов и детей по реализации и освоению Программы «Успех»», носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
· формы работы по подготовке к празднику детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к празднику детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т. п.);
· подготовка к праздникам представляет собой описание средств решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех».
«Успех. Календарь» состоит из 12 листов календаря, фишек с изображением символов праздников (на магнитной основе) и методических рекомендаций. Дни месяца на плакатах-листах Календаря представлены в виде привычной календарной сетки, а как игровая дорожка, движение по которой символизирует ход времени, «проживание детьми дней, недель, месяцев года.
На каждом плакате-листе Календаря изображены основные признаки не только соответствующего времени года, но и каждого месяца по направлениям: «Мир неживой природы». «Мир растений», «Мир животных», «Мир людей». Дни недели изображены разными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, многоугольник, ромб).
«Успех. Календарь» выполняет следующие функции:
- ежедневного организационного момента, способствующего подготовке детей к восприятию образовательного материала и положительному отношению к нему;
- с помощью конкретных приёмов и способов решать задачи психолого-педагогической работы на основе принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Ежедневное использование календаря способствует решению задач психолого-педагогической работы:
1. Развивает мотивационно-потребностную сферу (формирует положительную мотивацию к образовательной деятельности, осуществляемой на основе комплексно-тематического принципа с учетом международного и российского календарей праздников).
2. Развивает психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.
3. Развивает творческие способности (содействует проявлению созидательной и творческой активности детей, в том числе в процессе интерактивной работы с Календарем).
Алгоритм действий взрослого и детей «Успех. Календарь» | |
Этапы | Последовательность деятельности |
1 этап | Внесение календаря – плаката. |
2 этап | Интеллектуальная игра «Зачем нужен календарь?» |
3 этап | Внесение календаря-плаката в предметно-развивающую среду группы. |
4 этап | Первоначальное рассматривание календаря-плаката. |
5 этап | Рассматривание фишек с изображением символов – праздников. |
6 этап | Нахождение изображения предстоящего праздника на плакате. |
7 этап | Нахождение на плакате признаков живой и неживой природы. |
8 этап | Выполнение игровых упражнений, заданий, направленных на осознание детьми событий, праздников, природных явлений изображенных на плакате. |
9 этап | Моделирование ситуаций на «игровых дорожках времени». |
10 этап | Сравнение плакатов между собой. |
1. Игра – умозаключение «Зачем нам нужен календарь?» (детям дается краткая библиографическая справка из истории происхождения календаря).
2. Внесение календаря – плаката (Вместе с детьми находим ему удобное место в интерьере группы. При этом учитываем требования: освещенность; широкий обзор для рассматривания; удобный подход для выставления, перемещения фишек по «игровым дорожкам времени», для дорисовывания необходимых деталей).
3. Первоначальное рассматривание календаря – плаката:
· «Что за чудная дорожка? Не тропинка, не шоссе. Вся она как змейка вьётся. Состоит из… дети договаривают: «из геометрических фигур». Дид. упр-е «Назови, не ошибись» (дети перечисляют геометрические фигуры на «игровой дорожке времени»). Сколько фигур желтых? А сколько оранжевых? Почему? Подводим детей к мысли, что желтые фигуры – «будни», а оранжевые – «выходные».
· «Внимательно посмотри – время года назови». Закрепление признаков времени года, изображенных на календаре – плакате.
· «Закрепляем понятие начало и конец месяца» На начало месяца – ставим зеленую фишку. Вместе с детьми отсчитываем количество дней в месяце – ставим красную фишку.
· Отправляемся в путешествие – выбираем подходящий по сезону вид транспорта: «Я хотел бы поехать на… потому что…»
4. Рассматривание фишек с изображением символов – праздников. Вместе с детьми педагог отбирает символы, относящиеся к праздникам в конкретном месяце. Краткая беседа с детьми о предстоящем празднике. Установление фишки с символом праздника на конкретный день месяца.
5. Находим изображение предстоящего праздника на плакате. «Кто догадался, о каком празднике идет речь?»
6. Дид. упражнение «Посчитай» (Сколько дней осталось до праздника).
7. Внесение фишки – пустышки «Ура! Сегодня у меня день рождения!»
8. Моделирование препятствий и опасности, которые могут встретиться на пути, придумывание различных смешных ситуаций. Дорисовывание или наклеивание соответствующего изображения.
9. Сравнение плакатов между собой. Нахождение сходств и отличий. Дид. упражнение «Что было, что будет?»
10. Дополнение календаря – плаката результатами собственных наблюдений «Мы сегодня наблюдали что увидели (удивило) – то зарисовали!»
11. «Оживление календаря» (дорисовывание, раскрашивание, обведение по контуру, аппликация в различных техниках и др.)
12. Воплощение собственных замыслов ребенка, связанных с содержанием календаря, в пении и танцах, в рисунках, постройках, рассказах, в движениях и других видах творческой деятельности.