Критерии оценки эффективности ГТУ
Проектирование совершенного ГТД требует разработки определенного критерия эффективности (КЭ); экстремальное значение которого будет соответствовать максимальному качеству теплового двигателя для конкретной области применения.
Известно большое число параметров, которые позволяют сравнивать положительные и отрицательные свойства двигателей и способствуют обоснованному выбору наиболее подходящего по техническим требованиям двигателя. Однако до сих пор отсутствует КЭ или обобщенная система таких критериев, которые позволяли бы однозначно оценивать качество сравниваемых установок.
Анализ современных условий, сложившихся в промышленности и в экономике, позволяет сформулировать следующие четыре КЭ: технический, экономический, коммерческий и гуманистический.
Технический КЭзависит от технических параметров двигателя, его схемы, технологии изготовления, может быть определен при проектировании двигателя и уточнен при его изготовлении. Это мощность или сила реактивной тяги, удельные масса и объем двигателя, его КПД на номинальном и переменных режимах или удельный расход топлива определенного вида. К техническому параметру двигателя можно отнести и его стоимость, хотя она зависит не только от конструкции, но и от стоимости производства.
Поскольку один и тот же двигатель может быть использован в различных областях народного хозяйства с неодинаковой полезной отдачей, значения технического КЭ, позволяющего оценить качество двигателя, могут отличаться.
Экономический КЭ может быть определен по стоимости полезной отдачи двигателя. Экономическим КЭ являются, в частности, удельные приведенные затраты. В стационарной энергетике это стоимость энергии (в р/(кВт-ч), на транспорте - стоимость перевозки 1 т груза или одного пассажира на расстояние 1 км (в р/(т-км), на насосных станциях - стоимость перекачанной массы или объема (в р/кг или р/м3). Такой же критерий может быть использован в промышленных установках и металлургии, где применение ГТД увеличивает или ускоряет получение полезного продукта. Значение экономического КЭ может служить основой для выбора ГТД, оно связано с его техническими и стоимостными параметрами, зависящими от принятых законов в регионе и налоговой политики государства.
Весьма важной составляющей экономического КЭ является стоимость топлива, которая сильно влияет на технические параметры ГТД.
Коммерческий КЭ позволяет оценить достоинства двигателя, если целью предпринимателя является увеличение вложенного капитала. Такими критериями являются, например, максимальная прибыль и быстрота окупаемости. Экстремальное значение коммерческого КЭ не может гарантировать высокие технические качества перспективного теплового двигателя, чаще оно соответствует простому дешевому ГТД с невысоким КПД.
Указанные КЭ способствуют удовлетворению современных требований заказчика и предпринимателя, направленных на получение максимальной материальной выгоды от производства и эксплуатации двигателя, что не всегда соответствует интересам человека и улучшению условий его жизни. Удовлетворению упомянутых требований может способствовать выбор перспективы развития тепловых двигателей с помощью гуманистического КЭ, т.е. с максимальным обеспечением интересов человека, что предполагает максимальную сохранность объекта, среды обитания и земных недр.
Технический, экономический и коммерческий КЭ способствуют удовлетворению современных требований заказчика, направленных на получение максимальной выгоды от производства, эксплуатации и окупаемости затрат на установку в целом, что не всегда соответствует интересам человека и улучшению условий его труда и жизни.
Надежность двигателя можно обеспечить современными весьма совершенными методами прочностных расчетов. Сохранение среды обитания предполагает поддержание постоянными состава, температуры, шумовой и вибрационной характеристик окружающей среды – воздуха, воды в водоемах, растительности и плодородного слоя. Для выполнения этих условий в последнее время значительное внимание уделяется экологии, принимаются законы и международные нормы, запрещающие эксплуатацию объектов или обязывающие уплату штрафов предприятием при нарушение работающим объектом узаконенных норм.
Схемы простых ГТУ. Преимущества и недостатки таких схем.
Тепловые схемы и основные характеристики наземных ГТД
Большинство приводных ГТУ построенных на основе авиационных двигателей выполнено по простому циклу.
Простая ГТУ
Г
КТ~Н
Рис.1 Схема ГТУ простого цикла