Повышение КПД ГТУ. Котёл утилизатор водяной
Известны следующие способы повышения эффективности ГТУ: форсирование параметров цикла; усложнение термодинамического цикла; впрыск воды, водяного пара в проточную часть ГТУ. Именно для последнего и подходит котел-утилизатор водяной.
Котел-утилизатор водяной имеет вертикальную (горизонтальную) компоновку с нижним подводом газов от ГТУ и выполнен газоплотным. Выхлопные газы ГТУ по подводящему газоходу, проходя через шумоглуши-тель первой ступени, установленный на входе в КУВ поступают на блок-модуль поверхности нагрева МПН, выполенную из оребренных труб, и газового подогревателя сетевой вода ГПСВ, устанавливаемого в случае необходимости, котла-утилизатора. Охлажденные в котле выхлопные газы, проходя через шумоглушитель второй ступени через выхлопную (дымовую) трубу выбрасываются в атмосферу.
Для компенсации тепловых перемещений на входе в КУВ (перед шумоглушителем первой ступени) и на выходе из КУВ (перед шумоглушителем второй ступени) устанавливаются “мягкие” компенсаторы.
Канал байпаса выхлопных газов после ГТУ обеспечивает регулирование отпуска тепла и представляет возможность для автономной работы газотурбинной установки при отсутствии тепловой нагрузки.
Изоляция котла-утилизатора и декоративная обшивка, включая газо-ходы, обеспечивает температуру наружной поверхности изоляции не более 45оС при температуре окружающего воздуха 25 оС.
Тепловая схема, вода в котле-утилизаторе циркулирует по замкнутому циклу, по двум контурам. Циркуляция воды и регулирование её температуры обеспечивается циркуляционными насосами. Двухконтурная циркуляция воды котла-утилизатора обеспечивает поддержание заданной температуры воды, отпускаемой потребителю и поддержание температуры воды на входе в КУВ порядка 60 0С для уменьшения коррозии хвостовых поверхностей нагрева газоводяного теплообменника.
Часть воды с выхода КУВ поступает в атмосферный деаэратор смесительного типа.
Подвод подпиточной воды в котел-утилизатор осуществляется от системы водоподготовки, которая подобна котлу-утилизатору паровому.
1. каркас котла и обшивка;
2. лестницы и площадки обслуживания;
3. система водоподготовки (при необходимости).
4. пароперегревателя;
5. испарителя;
6. экономайзера;
7. сепаратор пара;
8. питательный и циркуляционный насосы;
25. Входное устройство ГТУ
Рисунок 1 – Входное устройство ГТУ.
1 – входная камера; 2 – лемниската (желобок); 3 – корпус промывки; 4 – переходный корпус.
На рисунке 1 представлено входное устройство газотурбинной установки.
Входная камера предназначена для изменения направления потоков газа и воздуха для подачи его в двигатель. Также во входной камере происходит сбор пыли и льда. Для того, чтобы можно было попасть в камеру и проводить ее осмотр, в ней проделан дверной проем.
Далее потоки проходят желобок, после которого попадают в корпус промывки. Стенки желобка имеет форму лемнискаты, которая обеспечивает безотрывность потоков при их прохождении, и, как следствие, снижаются потери скорости. Присутствуют потери на трение и смешивание потоков.
В корпусе промывки подается моющий раствор. Благодаря этому происходит более тонкое очищение газового потока от пыли и грязи, которые снижают ресурс и параметры двигателя. Потери скорости увеличиваются. Корпус промывки выполняют съемным, чтобы можно было снизить потери скорости потока при приемном его качестве на содержание различных примесей.
Далее газ поступает в двигатель через переходный корпус.
Образование льда
Высокая скорость движения потока воздуха приводит к понижению температуры в этом потоке. Если относительная влажность воздуха не ниже 80-85%, то понижение температуры и переохлаждение приведет к образованию микрокапель воды, которые будут скапливаться на металлических стенках воздухозаборника. Температура капель меньше 0оС. Температура металла по площади капли будет немного меньше, чем температура самой капли. Так как теплопроводность металла больше, то он будет охлаждаться. Следующая образовавшаяся капля уменьшит температуру поверхности металла, а также температуру предыдущей капли. Температура слоя капель на металле воздухозаборника окажется меньше, чем температура окружающего воздуха. Энтальпия потока переходит в кинематическую энергию движения. Температура в воздухозаборнике достигнет значения температуры кристаллизации воды, и, как следствие, начнется образование льда на стенках воздухозаборника.
Теплопроводность льда меньше чем у воды, поэтому рост ледяной корки очень быстрый, лавинообразный.
Так как теплопроводность металлических стенок воздухозаборника гораздо больше чем у льда, то тепло от двигателя вызовет таяние льда около стенок воздухозаборника. Образовавшаяся вода и вибрации от двигателя приведут к расколу льда, и вся смесь льда и воды уйдет в двигатель.
Рисунок 2 – К пояснению явления образования льда.