Погрузка и разгрузка строительных грузов. Складирование материалов. Грузозахватные устройства
Транспортировка строительных грузов на объект связана с необходимостью их погрузки на месте отправления и разгрузки на месте прибытия. В настоящее время операции погрузки- разгрузки почти полностью механизированы. Для этого используют общестроительные и специальные машины и механизмы. По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно- разгрузочные операции, подразделяют на следующие группы: работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств. В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй группе относят автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами и автономными средствами разгрузки, средства для саморазгрузки и др.
Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны(кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов.
Погрузчики в строительстве получили большое распространение. С их помощью уже сейчас выполняют около 15% всех объемов погрузочно-разгрузочных работ. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.
Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. В строительстве универсальные погрузчики используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также и для различных вспомогательных работ. Грузоподъемность одноковшовых погрузчиков 2; 3; 4; 6 и 10 т Многоковшовые погрузчики(непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплены зачерпывающий орган - питатель и ковшовый элеватор, или конвейер Такие машины выпускают нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.). К этой группе погрузочно-разгрузочных машин относят и передвижные ленточные конвейеры, которые используют при погрузке сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов.
Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным захватом ,а в качестве сменного - ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.
К саморазгружающимся транспортным средствам помимо автосамосвалов и цементовозов относят и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов и т.п. или автономные крановые устройства
Для ускорения разгрузки приборов железнодорожного транспорта разгрузочные площадки оборудуют вагоноопрокидывателями, эстакадами, повышенными путями с приемными устройствами или площадками с одной или двух сторон железнодорожных путей, приемными бункерами, расположенными между рельсами.
Наряду с преобладанием грузов в виде конструктивных элементов в строительстве находят массовое применение мелкоштучные и штучные материалы и изделия, перевозку которых целесообразно осуществлять с применением метода пакетирования. Пакетирование- формирование и скрепление в укрупненную единицу грузов, обеспечивающих при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющих механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы. Метод реализуется применением специальных технических средств - пакетов и контейнеров. Пакет- это уложенная на специальный поддон партия груза. Пакеты должны быть сформированы так, чтобы сохранялась их форма на всех этапах перемещения
Контейнер- это инвентарное многооборотное объемное устройство или емкость. По технологическому назначению различают контейнеры универсальные и специальные. Универсальные контейнеры предназначены для перевозки различных категорий грузов. Их выполняют в виде закрытой тары, оборудованной специальными поддонами или петлями для погрузки и разгрузки . Специальные контейнеры предназначены для перевозки определенного вида грузов. Так, применяют контейнеры для перевозки рулонных материалов, отделочной плитки, линолеума, битумной мастики, элементов мусоропровода и др.
Складирование материальных элементов
Доставленные на строительную площадку материальные элементы складируют на приобъектных складах, предназначенных для их временного хранения - создания производственного запаса. Различают два основных вида производственного запаса: текущий и страховой. Текущий запас составляет материальный ресурс между двумя смежными поставками. В идеальном случае текущий запас должен быть достаточен для обеспечения производства работ. Однако, учитывая возможные срывы в поставке материальных элементов, создают страховой запас. Страховой запас компенсирует неравномерность пополнения текущего запаса.
Уровень производственного запаса зависит от принятой организации работ (например, монтаж "с колес" или со склада), отдаленности объекта от центральных баз обеспечения, вида транспорта и других факторов. Для ориентировочного определения уровня запаса в строительстве действуют специальные нормативы
Приобъектные склады устраивают закрытыми, полузакрытыми и открытыми.
Закрытые склады служат для хранения материалов дорогостоящих или портящихся на открытом воздухе (цемента, извести, гипса, фанеры, гвоздей и других материалов). Их сооружают надземными и подземными, одно- и многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми.
Полузакрытые склады(навесы) сооружают для материалов, не изменяющих своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, не требующих защиты от прямого воздействия солнца и атмосферных осадков (деревянных изделий и деталей, рубероида, шифера и др.).
Открытые склады предназначены для хранения материалов, не требующих защиты от атмосферных воздействий (кирпича, бетонных и железобетонных элементов, керамических труб и др.). Склады, как правило, располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Это позволяет использовать его для разгрузки поступающих грузов, в основном в нерабочие монтажные смены. В монтажные же смены для разгрузочных работ целесообразно применять более легкие (менее мощные) краны.
При расположении открытых складов на некотором удалении от строящегося объекта процессы разгрузки и укладки на складскую площадь осуществляют специальными разгрузочными кранами: козловыми, стреловыми, на железнодорожном, пневмоколесном и гусеничном ходу и башенными кранами-погрузчиками. Эти же краны используют для укрупнительной сборки элементов и погрузки материальных элементов на транспортные средства для подачи к местам укладки (монтажа). Ширину складских площадок назначают из условия возможности обслуживания их кранами
При этом тяжелые грузы укладывают ближе к крановым путям, а легкие -дальше, так как их можно поднимать кранами на большем вылете крюка.
Для каждого материала, сборных и других изделий отводят зоны для промежуточного хранения. Зоны складирования отделяют одну от другой сквозными проходами шириной не менее 1 м. В каждой зоне материальные элементы складируют с соблюдением определенных правил.
Обычный кирпич складируют отдельно по сортам и маркам, а лицевой, керамические стеновые и облицовочные камни дополнительно группируют по цвету лицевой поверхности. Кирпич, доставляемый на объект без контейнеров или пакетов, разгружают ручным способом и укладывают с перевязкой на поддоны или в штабеля высотой до 1,6 м. Кирпич, имеющий несквозные пустоты, укладывают пустотами вниз для того, чтобы в них не застаивалась вода, которая при замерзании может привести к разрушению кирпича. Кирпич, прибывающий в пакетах или на поддонах, укладывают на складе штабелями в один или два яруса.
Сборные железобетонные изделия и детали располагают в соответствии с рекомендациями рабочих чертежей на деревянных инвентарных подкладках и прокладках, места укладки которых должны соответствовать рискам на элементах. При укладке изделий в штабель прокладки между ними располагают одна над другой строго по вертикали. Сечение подкладок и прокладок обычно квадратное со стороной 6...8 см. Размеры подбирают таким расчетом, чтобы вышележащие сборные элементы не опирались на монтажные петли или выступающие части нижележащих элементов. Сборные бетонные и железобетонные изделия укладывают в штабеля.
Фундаментные подушки и блоки стен подвалов располагают штабелями высотой до 2,3 м на подкладках и прокладках, которые укладывают на расстоянии 300...500 мм от торцов блоков. Прямоугольные ригели, прогоны, перемычкивысотой до 600 мм укладывают в штабель на нижнюю плоскость с подкладками и прокладками на расстоянии 500... 1000 мм от торцов. Высота штабеля не должна превышать трех рядов, по высоте. Элементы верхнего ряда для большей устойчивости скрепляют между собой проволокой за монтажные петли.
Многопустотные плиты перекрытий и покрытий укладывают в штабели высотой до 2,5 м по высоте до 8... 10 рядов. Подкладки и прокладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 250...400 мм от краев плиты.
Лестничные марши складируют ступенями вверх; высота штабеля 5...6 рядов. Прокладки при перемещениях маршей краном располагают вдоль маршей на расстоянии 150... 200 мм от их краев ,а при перемещениях вилочным захватом - поперек маршей. Лестничные площадки размещают горизонтально, в штабель не более 4 элементов, прокладки - на расстоянии 150... 200 мм от торцов. Стеновые панели и крупнопанельные перегородки, сплошные плоские панели перекрытий размером на комнату целесообразно складировать в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорная часть пирамид устроена с некоторым наклоном в сторону пирамиды. Это позволяет при установке сборных элементов опирать их всей нижней плоскостью, а не ребром, что исключает повреждение граней панелей.
Крупные бетонные блоки наружных и внутренних стен высотой более 2 м располагают вертикально, в проектном положении, монтажными петлями вверх, на подкладках, лучше из досок. Целесообразно располагать их фактурным слоем друг к другу .
Колонны хранят в штабелях по 3...4 яруса горизонтальными рядами на прокладках, располагаемых от торцов на 1/4... 1/5 длины колонн, особенно в местах рисок, отмеченных на элементах при их изготовлении. Так же укладывают ригели и прогоны .
Фермы и балки перекрытий высотой более 0,6 м складируют в вертикальном или слегка наклонном положении с обеспечением упорами их устойчивости.
Стальные конструкции- одностеновые балки, прогоны, стойки фахверка - укладывают штабелями с перекрестным расположением рядов в штабеле на двух прокладках. Элементы высотой более 600 мм устанавливают вертикально с устройством вертикальных упоров.
На приобъектных складах перед подачей элементов на монтаж осуществляют устранение дефектов, восстановление или нанесение маркировки и рисок, проверяют наличие закладных деталей, при необходимости их очищают, подготавливают монтажные петли. Для ряда элементов каркаса одноэтажных промышленных зданий (например, колонн и ферм) осуществляют при необходимости монтажное усиление, а также обустройство навесными площадками, лестницами и др
Грузозахватывающие устройства.
Для захвата грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ применяют различные грузозахватные устройства. На кранах, предназначенных для работы с разнообразными штучными грузами, в качестве универсального грузозахватного устройства используют крюки или петли, к которым груз подвешивают непосредственно или с помощью гибких строп (канатных или цепных) или с помощью специальных грузозахватных устройств.
В качестве специальных грузозахватных устройств используют клещевые, эксцентриковые и другие захваты — для штучных грузов (ящиков, бочек, мешков и т. п.); грейферы — для сыпучих материалов; подъемные электромагниты — для транспортирования стальных и чугунных грузов (слитки, прокат, стружка и др.); траверсы с различными захватами (например, с вакуумными) и другие устройства.
Некоторые специальные грузозахватные устройства являются постоянным оборудованием крана, однако для более широкого использования крана специальные грузозахватные устройства подвешивают на крюк.
Из большого многообразия грузозахватных устройств рассмотрим только грузовые крюки и петли, эксцентриковые захваты и грейферы.
Грузовые крюки. В грузоподъёмных машинах и механизмах находят применение кованные (штампованные) и пластинчатые крюки.
Кованные (штампованные) двурогие крюки имеют грузоподъёмность 8-20 т для машин с ручным приводом и 5-100 т для машин с машинным приводом при тяжёлом и весьма тяжёлом режиме работы.
Пластинчатые крюки изготовляют следующих типов: 1-однорогие грузоподъёмностью 40-315 т для литейных кранов; 2-двурогие грузоподъёмностью 80-320 т для кранов общего назначения.
Каждый крюк должен выдерживать статическую нагрузку, превышающую его грузоподъёмную силу на 25 %.
Грузовые крюки должны быть снабжены предохранительными замками, предотвращающие самопроизвольное выпадение съёмного грузозахватного механизма.
Грузовые петли. В качестве универсальных грузозахватных устройств используют также грузовые петли, имеющие меньший вес по сравнению с крюкам той же грузоподъёмности, вследствие более благоприятных условий нагружения.
Грузовые петли выполняют цельноковаными или составными из шарнирно-соединённых элементов. Грузовые петли изготовляют обычно из стали 20. Вследствие более чёткого нагружения элементов составной петли расчёт её значительно проще, а изготовление не требует прессового оборудования.
Эксцентриковые захваты.В практике подъёмно-транспортных операций возможны случаи, когда необходимо поднимать стальные балки и листы в вертикальном положении. Зачаливание таких грузов универсальными чалочными средствами (цепными или тросовыми стропами) вызывает большие трудности. В этих случаях широко применяют эксцентриковые захваты, состоящие из скобы, подвешенной на крюк посредством кольца, и эксцентрика, шарнирно закреплённого на скобе. Поднимаемый груз помещается между рабочими поверхностями скобы и эксцентрика и удерживается в захвате силами трения, которые зависят от параметров захвата.
Грейферы.Грейфером называют полуавтоматически закрывающийся и раскрывающийся сосуд, применяемый при перегрузке различных сыпучих и кусковых материалов (песок, уголь, зерно, руда, камень и т.п.). Грейферы бывают двухчелюстные и многочелюстные. Многочелюстные грейферы обычно применяют для перегрузки крупнокускового материала (камень, чугунные чушки и т.п.).
Большее применение в промышленности имеют двухчелюстные грейферы.
Грузозахватные устройства (ГЗУ) предназначены для захвата и соединения груза с погрузочно-разгрузочными средствами.
Различают два типа грузозахватных устройств: грузозахватные органы и грузозахватные приспособления.
Грузозахванные органы - неотъемлемая часть ПРС, находятся в постоянном соединении с ПРС и являются элементами механизма подъема (например, крюки).
Грузозахватные приспособления не являются принадлежностью ПРС и представляют собой самостоятельное изделие многократного пользования, навешиваемое на грузозахватный орган (например, стропы, захваты и др.). Этот тип ГЗУ очень часто называют съемными, навесными или инвентарными.
По конструкции ГЗУ делятся на универсальные и специальные. Универсальные ГЗУ предназначены для обработки широкой номенклатуры, размеров и конфигураций грузов (крюки, стропы и их элементы, сетки, площадки, траверсы). Универсальные ГЗУ, как правило, входят составной частью в специальные ГЗУ, которые предназначены для обработки конкретных грузов.
По виду захватываемого груза выделяют ГЗУ для штучных, длинномерных, навалочных, контейнерных и других грузов.
По степени механизации труда (по принципу действия) ГЗУ подразделяются: на ручные (бесприводные, неуправляемого действия) - все операции по захвату и отсоединению груза осуществляются вручную; полуавтоматические - обеспечивающие выполнение хотя бы одной из операций по захвату и отсоединению груза без участия человека; автоматические - все операции по захвату и отсоединению груза выполняются без участия человека.
Автоматические и полуавтоматические ГЗУ, в свою очередь, дополнительно подразделяются на ГЗУ с механическим, электромеханическим, пневматическим и гидравлическим приводом управления захватами.
В силу того, что ГЗУ является связующим звеном между грузом и грузонесущим органом ПРС, транспортная характеристика груза определяет тип и конструктивное исполнение ГЗУ. Следовательно, главным признаком классификации ГЗУ, определяющим их качество с точки зрения надежного захвата и удержания груза в выполнении погрузочно-разгрузочных операций, будет способ взаимодействия ГЗУ с грузом.
По способу взаимодействия груза с ГЗУ (табл. 13.1) последние делятся: на зачерпывающие (груз зачерпывается элементами ГЗУ и размещается внутри него); поддерживающие (груз зацеплен за элементы ГЗУ и поддерживается ими); зажимные (груз зажимается элементами ГЗУ и удерживается ими за счет силы трения); притягивающие (груз удерживается за счет силы различной природы, создаваемой между грузом и ГЗУ).
По типу ПРС выделяют ГЗУ для кранов (всех видов) и погрузчиков.
По способу управления ГЗУ бывают с ручным, дистанционным, полуавтоматическим и автоматическим управлением.
Из приведенной выше классификации можно сделать вывод о том, что ее признак, в большинстве случаев, определяется задачами, решаемыми при конструировании и дальнейшей эксплуатации ГЗУ
Для подъема строительных и технологических конструкций используют грузозахватные устройства в виде гибких стальных канатов, различного рода траверс, механических и вакуумных захватов.
К конструкциям грузозахватных устройств предъявляются два основных требования:
возможность простой и удобной строповки и расстроповки;
надежность зацепления или захвата, исключающих возможность обрыва груза.
Х1.14. Стропы
a — универсальный; б — облегченный с крюком и петлей; в — ка-.(атный двухветвевой; г — канатный четырехветвевой
XI. 15. Строповка плит и панелей перекрытий
а — четырехветвевым стропом- б — трехтраверсным приспособлением; в — трехблочным приспособлением
Грузозахватные устройства, предназначенные для подъема тон-костенных конструкций, чувствительных к деформациям, должны воспринимать на себя монтажные нагрузки и обеспечивать неизменяемость конструкций.
Различают следующие принципы работы грузозахватных устройств:
зацепление конструкции с применением стропов и траверс, захват с помощью клещевых или подхватных устройств, зажим с использованием фрикционных захватов и присос вакуумными захватами.
Грузозахватные устройства испытывают путем их пробного нагружения в соответствии с требованиями-Госгортехнадзора. В процессе эксплуатации их необходимо периодически осматривать. Предельную грузоподъемность грузозахватных устройств указывают на специальном клейме.
Стропы гибкие выполняют из стальных канатов. Их применяют для подъема легких колонн,, балок, плит стеновых панелей и перекрытий, контейнеров, бадей и т. д.
Стропы могут быть уневерсальными и облегченными, по технологическому назначению — одно-, двух-, четырех- и шестиветвевы-ми (рис. XI.14).
Уневерсальные стропы—это замкнутые петли длиной 8..15 м изготовленные из каната диаметром 19,5...30 мм. Универсальными стропами захватывают конструкции путем их обвязки.
Облегченные стропы изготовляют из каната диаметром 12...20 мм с закрепленными по концам петлями на коушах, крюками или карабинами. Карабины исключают соскальзывание петли стропа с крюка крана.
Для подъема за две петли применяют двухветвевые стропы, для подъема плит крупноразмерных конструкций — четырех- и шести-ветвевые стропы.
Крупноразмерные панели перекрытий и другие конструкция поднимают специальным монтажным приспособлением с универсальными уравновешивающими стропами (рис. XI. 15). С помощью такого приспособления можно кантовать панели из вертикального положения в горизонтальное.
XI.17. Балочная траверса
1 — подвеска; 2 — блок; 3 — гибкие тяги; 4 — скоба для подвески к грузовому крюку крана; 5 — балка
Когда поднимаемые элементы не могут воспринимать сжимающие монтажные усилия, возникает необходимость в уменьшении угла наклона ветвей стропа, для чего увеличивают длину подвески конструкций, что не всегда возможно при ограниченной высоте подъема крюка монтажного крана. В этих случаях применяют Траверсы. Траверсы бывают двух основных типов — балочные и решетчатые.
Балочные траверсы (рис. XI.17) выполняют в виде металлических балок из двух швеллеров, обращенных полками друг к другу, соединенных накладами и имеющих по концам блоки с перекинутыми через них стропами. Такая система подвески стропов обеспечивает равномерное их натяжение и равномерную передачу нагрузки на все четыре точки захвата.
Решетчаты траверсы представляют собой металлические треугольные сварные фермы. Траверсами поднимают длинномерные конструкции.
Тяжёлые большеразмерные элементы (например, плиты покрытий промышленных зданий размером 3x12 м) поднимают пространственными траверсами.
Для подъема тяжелых элементов со смещенным центром тяжести (например, объемных элементов размером на комнату) применяют траверсы с системой балансировки. В качестве сменного оборудования к траверсе могут быть подвешены облегченные стропы, клещевые захваты, вакуумные присоски, кантователи для колони и др.
XI.18. Схемы подъема конструкций механическими захватными устройствами
а — е — захваты для железобетонных конструкций; ж — и — захваты для металлических конструкций; а, б — подхват снизу консольными захватами; в — д — захват за выступающие части клещевым, рамным н жестким захватами; е — защемление фрикционным захватом; ж — захват клещевыми захватами; а — захват зажимами; и — захват струбциной; 1 — фиксатор; 2 — петля; 3 — зажимной виит; 4 — запорный штырь; 5 — трехсторонний рамочный захват; 6 — боковина рамки; 7 — прижимы фрикционного захвата; 8 — боковая планка
Захваты (рис. XI. 18) предназначены для беспетельного подъема конструкций. По характеру удерживания конструкции различают захваты;
механические, в которых конструкция удерживается иа весу за счет подхвата за выступающие части, зажима или фрикционного зацепления;
электромагнитные, используемые для подъема металлических
листовых конструкций;
вакуумные, в которых конструкция удерживается за счет .разре-жеиия, создаваемого в вакуум-камере или вакуум-присосках.
Вакуумными захватами поднимают тонкостенные конструкции. Они состоят из вакуум-камер, рукавов и вакуум-насоса. Наиболее эффективно .вакуумные захваты могут использоваться в стационарных условиях иа предприятиях строительной нйдустрии. На строительной площадке захват подвешивают к грузовому крюку монтажного краиа, а пульт управления устанавливают в кабине крановшика. В зависимости от назначения захваты имеют различные устройства для кантования изделий в процессе подъема, а также могут быть оборудованы одной или несколькими камерами различной формы.
При проверочных расчетах следует учитывать, что лри разрежении, создаваемом вакуумным насосом, на каждый килограмм массы поднимаемого груза тре'буется 1,2 см2 площади присоса. Так, например, 2-тонную панель перекрытия можно поднять захватом, имеющим общую площадь камер присоса 2400 см2. При этом усилие сдвига не должно превышать 75 % усилия отрыва. Безопасность при подъеме деталей обеспечивают запасом грузоподъемности вакуумного захвата и наличием специальных страхующих приспособлений, исключающих возможность падения поднимаемой детали при случайной остановке вакуумного насоса.
Для подъема фундаментных блоков обычно применяют четы-рехветвевые стропы.
Захват легких колонн производят «в обхват» с помощью обычного универсального стропа или фрикционных захватов (рис. XI.19) Тяжелые колонны захватывают траверсами с двойным стропом, зацепленным за монтажные петли. Так как колонна должна подаваться к месту установки в отвесном положении, ее необходимо стропить выше центра тяжести.
При подъеме длинных легких колонн для уменьшения изгибающего момента, возникающего при отрыве колонны от земли, строповку осуществляют с помощью роликовой траверсы с захватом за две точки.
XI.19. Фрикционный захват для подъема колонны
а — детали захвата; б — схема подъема н снятия захвата; 1 — траверса; 2 — канатная подвеска; 3, 5 — вилочные стяжки с затвором; 4 — стяжка; 6 — запорные задвижки; 7 — подъем; 8 — опускание; 9 — освобождение захвата
Для подъема балок длиной 12 м применяют двухветвевые стропы. Подкрановые балки таврового сечения при подъеме целесообразно стропить с помощью траверсы с подвешенными к ней двумя клещевыми захватами.
Балки покрытий и фермы пролетом более 12м поднимают траверсами, длина которых зависит от длины поднимаемой конструкции.
Фермы в зависимости от пролета стропят за две, три или четыре точки (рис. XI. 20). Захват ферм производят в узлах верхнего пояса (обычно «в обхват») с помощью универсального стального каната или штифта, пропущенного в отверстие в верхнем поясе фермы. Расстроповку выполняют с подмостей опор фермы стальным канатом, оттягивающим запорный штифт.
Большепролетные стальные фермы при подъеме могут терять устойчивость в горизонтальной плоскости. Чтобы этого не происходило, их усиливают временными накладками.
Плиты перекрытий обычно стропят за петли четырехветвевым стропом. Крупноразмерные плиты 3X12 м поднимают с помощью пространственной траверсы с четырьмя точками подвеса. Тяжелые тонкостенные плиты перекрытий поднимают шестиветвевым стропом.
Для подъема криволинейных элементов оболочек (рис. XI. 21), навесных стеновых панелей с незамкнутым контуром, асбесто-цементных панелей, крупноразмерных стеклоконструкций и других тонкостенных сборных элементов, для которых не допускаются монтажные напряжения, применяют ваккумные траверсы. При этом форма вакуум-присоса должна соответствовать форме и конструкции поднимаемого элемента.
14. Строительные работы, организация труда строительных рабочих. Нормирование СМР и оплата труда. Пространственные и временные параметры строительных процессов.
Строительные работы
Совокупность строительных процессов, результатом выполнения которых является конечная (в виде частей или конструктивных элементов зданий и сооружений) продукция, представляет собой строительные работы. Отдельные виды строительных работ получили свое наименование или по виду перерабатываемых материалов, или по конструктивным элементам, которые являются продукцией данного вида работ. По первому признаку различают земляные, каменные, бетонные и другие работы, по второму - кровельные, изоляционные и др.
Под монтажными работами подразумевают совокупность производственных операций по установке в проектное положение и соединение в одно целое элементов строительных конструкций, деталей трубопроводов, узлов технологического оборудования. Монтажные работы включают в себя монтаж строительных конструкций (металлических, железобетонных и деревянных), монтаж санитарно-технических систем (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и др.), монтаж электротехнических устройств, монтаж технологического оборудования.
Земляные, бетонные, железобетонные, каменные, отделочные и другие работы, а также монтаж строительных конструкций относятся к общестроительным работам. Монтаж внутреннего санитарно-тех-нического оборудования, электромонтажные и другие работы, выполняемые преимущественно специализированными организациями, относятся к специальным работам.
При возведении зданий принято группировать работы по стадиям, которые называются циклами. По окончании подготовительного периода строительства осуществляются работы первой стадии — подземного цикла. В состав работ этой стадии, как правило, входят: земляные работы (рытье котлованов подвала и фундаментов и обратная засыпка фунта с уплотнением), бетонные и железобетонные работы (устройство фундаментов, бетонной подготовки и отмостки), монтаж строительных конструкций (колонн, панелей стен подвала), гидроизоляционные работы (гидроизоляция пола и стен подвала).
На второй стадии (при надземном цикле) обычно выполняют: монтаж сборных или возведение монолитных строительных конструкций, панелей наружных и внутренних стен, оконных блоков и зенитных фонарей, кровельные работы, столярные работы (навеску ворот и дверей), санитарно-технические работы (установку коробов вентиляционных систем).
В период третьей, заключительной, стадии, которую называют отделочным циклом, выполняют главным образом: отделочныеработы (окраска стен, потолков, колонн и ферм, окон и дверей), устройство полов, внутренние санитарно-технические и электромонтажные работы, монтаж технологического оборудования и относящихся к нему вентиляционных устройств.
Выполнение санитарно-технических, электромонтажных и других специальных работ согласуется с производством общестроительных работ. Например, вводы водопровода и канализации устраивают в период выполнения работ подземного цикла, санитарно-техниче-ское оборудование устанавливают во время производства отделочных работ и т. д.
Организационно-строительные работы обычно выполняют подрядным или хозяйственным способом.
При подрядном способе работы выполняют постоянно действующими строительными и монтажными организациями по договорам с заказчиком. Такой способ позволяет строительным и монтажным организациям иметь постоянные кадры, повышать их квалификацию, создавать и оснащать строительство современными эффективными техническими средствами строительных процессов, создавать и развивать предприятия по производству материальных элементов строительных процессов, финансировать научно-исследовательские работы в области строительного производства.
В ряде случаев работы выполняют силами и средствами действующего или строящегося предприятия. В этом случае на период строительства создается строительное подразделение (или организация), которое привлекает рабочих, создает, приобретает или арендует технические средства строительных процессов, создает временную производственную базу. По завершении работ созданное подразделение или организация ликвидируется. Применение этого способа выполнения строительно-монтажных работ обусловлено, как правило, небольшими объемами строительства или удаленностью объектов от мест расположения подрядных строительных организаций и в практике строительства имеет ограниченное применение.