Способ офсетной печати

Офсетная печать (англ. offset), способ печатания, при котором краска с печатной формы передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового полотна, а с неё на бумагу или на другую поверхность печати.

Современное состояние и тенденции развития техники и технологии полиграфического производства характеризуются всё более опережающим ростом удельного веса офсетного способа по сравнению с другими видами печати. Офсетная печать приобретает всё большее значение при печатании самых различных изданий.

Получение форм с постоянным изображением основано на процессах фотокопирования. За каждый рабочий цикл офсетной машины происходит увлажнение печатной формы, накатывание краски на печатающие элементы, подача бумаги, собственно печатание и вывод оттиск на приёмный стол. Полученная копия проявляется и подвергается травлению, после чего остатки копировального слоя удаляются. Многокрасочная офсетная машина имеет отдельную печатную секцию для каждой наносимой краски. Для печати вся публикация делится на четыре составляющих краски. Этот процесс называется цветоделением. При печати бумага может последовательно проходить через каждую секцию. Также фотокопировальные процессы оказывают большое влияние на точность воспроизведения печатных и пробельных элементов как на форме, так и на оттиске. Офсетные печатные формы изготавливаются на алюминиевых или цинковых листах толщиной примерно 0,4-0,8 мм. Их подвергают механической обработке для получения равномерно матовой поверхности.

Офсетный способ печати, при котором краска с плоской печатной формы передается на бумагу посредством промежуточного офсетного цилиндра, на котором укреплено резинотканевое офсетное полотно.

Изображение на печатной форме для офсетного способа печати прямое (читаемое).

 В настоящее время офсетным способом печатаются самые разнообразные издания - книги, журналы, газеты, изобразительная продукция, в том числе издания по искусству, всевозможные рекламные материалы, этикетки и упаковки.

Этот способ печати стал доминирующим благодаря целому ряду объективных причин, таких как:


- универсальные возможности художественного оформления изданий (большая свобода в компоновке материала в пределах полосы, использование разнообразных по конфигурации, размерам и красочности элементов изображения и их сочетаний и т.п.);

- 
возможность двусторонней печати многокрасочной (в том числе и высокохудожественной) продукции в один прогон;


- большая (по сравнению со способом высокой печати) легкость изготовления крупноформатной продукции на листовых и рулонных машинах при использовании бумаг различной массы и плотности;

- 
наличие высокопроизводительного и технологически гибкого печатного оборудования;

- 
улучшение качества и появление новых расходных материалов - бумаг, красок, декельных, резинотканевых офсетных и формных пластин

- внедрение достаточно гибких и эффективных вариантов формного производства.

Сегодня офсетные печатные формы могут изготавливаться фотомеханическими, диффузионными, электрофотографическими, лазерными и другими способами, а применение предварительно очувствленных формных пластин различных типов и автоматизация их экспонирования и обработки способствуют нормализации параметров качества печатных форм;
- использование технологии computer tо рlate (СtР, прямое изготовление печатной формы, компьютер - печатная форма) сильно укрепило позиции офсетной печати.

Современное офсетное производство характеризуется интенсивным использованием электронной, лазерной и вычислительной техники на всех стадиях подготовки издания к печати и проведения печатного процесса, а также достаточно широким внедрением систем стандартизации и оптимизации.


Значительные изменения претерпело в последние десятилетия офсетное печатное оборудование - ротационные листовые и рулонные машины. Основная его часть - это многокрасочные машины, построенные по модульному принципу, т.е. состоящие из унифицированных печатных секций. К важнейшим достоинствам листовых машин относятся возможность изменения формата и красочности печатания, широкая номенклатура запечатываемых материалов - от легких бумаг, имеющих толщину менее 0,04 мм и массу менее 40 г/м², до картона толщиной до 1,2 мм и массой до 1000 г/м², достаточно высокая рабочая скорость (до 10-18 тыс. оттисков/час для листовых машин и более 45 тыс. оттисков/час для рулонных), сравнительно небольшая величина отходов бумаги и меньшая вредоносность воздействия на окружающую среду.



Укреплению позиций листовой офсетной печати способствуют и такие факторы, как:


- постепенный переход от крупнотиражного печатания к выпуску продукции небольшими тиражами (прежде всего это относится к книжной и рекламной продукции);


- интенсивное оснащение листовых машин микропроцессорными системами контроля и управления, способствующими увеличению производительности и рентабельности печатного процесса, расширение спроса на высококачественную многокрасочную продукцию разнообразных форматов и т.д.


Технологическая гибкость и экономичность рулонного офсета в сочетании с интенсивным внедрением вычислительных и лазерных технологий в сферу допечатных операций позволяют ему эффективно конкурировать, с одной стороны, с листовым офсетом при печатании небольших тиражей, а с другой - с глубокой и высокой печатью при изготовлении продукции крупными тиражами.



Характерные особенности оттисков плоской офсетной печати


Способ плоской печати подразумевает передачу изображения на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатающие и пробельные элементы расположены практически в одной плоскости и обладают избирательным восприятием печатной краски на базе жиров и увлажняющего раствора на базе водно-спиртовых растворов.


Сегодня наиболее распространенным видом плоской печати является офсетная печать.

 Оттиски плоской офсетной печати характеризуются следующими особенностями:


1. При рассматривании оттиска через лупу видно, что красочный слой распределяется практически равномерно по всей площади печатных элементов. Равномерное нанесение краски обеспечивает одинаковую насыщенность печатных элементов оттиска. Однако из-за возможного растискивания краски и неровностей офсетной (немелованной) бумаги края печатных элементов на оттиске могут получаться немного волнистыми и рваными. На плашках штриховых изображений, напечатанных на офсетной немелованной бумаге, печатная краска ложится неравномерно из-за неровностей запечатываемой бумаги.


2. Полутоновые изображения воспроизводятся на оттиске с помощью растровых элементов, отличающихся по площади, форме и цвету. В офсетной печати обычно используются растровые структуры более высоких линиатур, чем в высокой печати, хотя в последнее время применение в высокой печати фотополимерных печатных форм уменьшило это различие.


3. Многоцветные полутоновые изображения на оттиске, как правило, воспроизводятся в четыре краски. На оттисках полутоновые изображения содержат растровые элементы четырех цветов (желтой, пурпурной, голубой и черной красок), которые в средних тонах выделяются как отдельные или частично друг друга перекрывающие точки (пятна). При этом растровые элементы каждой краски имеют такое же строение, как и при однокрасочной печати, а растровые структуры повернуты относительно друг друга на определенный угол для уменьшения муара. Особенно это заметно в светах и полутонах. В тенях растровые элементы каждой краски почти полностью накладываются друг на друга. В некоторых случаях применяется шестикрасочная офсетная печать, и тогда на оттиске наблюдаются растровые элементы шести цветов (например, желтый, зеленый, пурпурный, голубой, синий или красный и черный).


4. На оборотной стороне оттисков нет рельефа, как это часто наблюдается у оттисков высокой печати, так как при печати бумага соприкасается всей своей поверхностью с эластичной резинотканевой пластиной, а не с рельефными печатающими элементами, как при способе высокой печати.


5. При офсетной печати в качестве запечатываемого материала могут быть использованы бумага, картон, металлизированная бумага, фольга, самоклеющаяся пленка и жесть.


6. Печатные краски в офсетной печати всегда изготавливаются на базе жиров и масел. Поэтому, пока оттиски еще до конца не высохли, можно уловить характерный запах растительных масел.


7. Очень тонкие линии на оттиске получаются неровными и разрывными из-за использования в процессе печатания увлажняющего раствора.



Способ сухой офсетной печати, или офсетная печать без увлажнения


При традиционной офсетной печати с увлажнением капельки краски и увлажняющего раствора не могут четко ложиться на печатную форму, в точности повторяя изображение оригинала, если на форме очень мелкие элементы и тонкие штрихи, например стохастический растр, сложные конфигурации из тонких непрерывных линий - гильюши. Мелкие элементы пропадают, а тонкие штрихи и гильюши получаются на оттиске разорванными.



После продолжительных исследований и опытов этот барьер был преодолен. Удалось отказаться от одного из главных компонентов плоского офсетного печатного процесса - увлажняющего раствора, и получить изображение на печатной форме одной лишь краской, как и у других способов печати. Разумеется, что применяемая краска была не той, которой печатают традиционным способом, да и печатная форма состояла из других материалов. Однако оказалось, что для работы новым способом можно подстроить обычные печатные машины и использовать распространенные допечатные устройства - фотовыводные аппараты, копировальные рамы и т п.
Результаты, которых достигли при экспериментах, действительно впечатляют. Технологию офсета без увлажнения используют в основном как один из способов защиты ценных бумаг, так как по непрерывности тонких штрихов эта технология соперничает даже с металлографией.

Трафаретная печать

Параллельно эволюции трех основных печатных процессов — офсетной, высокой и глубокой печати — развивались и другие технологии печати. Эта эволюция привела к тому, что в течение XX века некоторые из этих технологии получили широкое распространение в печатном деле.

Термин "шелкография" (serigrafia) этимологически состоит из двух корней: seri (с греческого:шелк) и grafia (с греческого: писание, изображение). Это означает, что происхождение названия относится к работе, связанной с декорированием шелка или с помощью него. Согласно традиции, шелкография возникла в Китае, как и все вещи, о которых не знают и поэтому относят их происхождение в далекие туманные страны.

Существующие гипотезы о китайском происхождении шелкографии, основываются на том факте, что шелк начали производить в этой стране за целых 1200 лет до новой эры. Нет, однако, свидетельств, которые могут с достоверностью это подтвердить. Более вероятно, что шелкография в этой стране не родилась, хотя бы потому, что шелк был вовлечен непосредственно в развитие шелкографии по крайней мере 2400 лет спустя.

Современная трафаретная печать не имеет практически ничего похожего на первоначальную технику шелкографии.

Согласно дошедших до нас исторических фактов шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.

Финикийцы добывали из секрета железы одного моллюска пурпур - красное вещество для крашения тканей. Такое вещество сравнимо с пигментом, который впервые стали использовать финикийцы для окраски своих одежд. Шаг от окраски тканей к получению повторяющейся набивки был, с большой вероятностью, тем, что они смогли использовать его для получения дешевых промышленных изделий, продаваемых в широком масштабе.

Окраска таких тканей была не ручной, а ускоренно повторяющейся. Но как могли воспроизводить финикийцы повторяющуюся окраску тканей, когда в то время не было сведений об оборудовании, которое могло это позволить?

Финикийцы или какой-то соседний им народ нашли способ воспроизводить рисунки на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными, но представляют рождение "множительной системы", системы "повторения изображения".

Нужно рассматривать рождение шелкографии не как искусство, происходящее от печатания по тканям - шелку или другим, а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных материалов.

Печать штампом, которая имела множество недостатков в первую очередь из-за недостаточного слоя пигмента, прежде всего при использовании на толстых и впитывающих тканях, претерпела значительные и интересные усовершенствования в последующие столетия.

Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя - примерно в 1185-1333 г.г. в городе Камакура, бывшего тогда столицей Японии. В этом городе в указанный период процветали все виды искусства, включая печать: декорировались доспехи самураев и украшения для коней. Сначала для этого применялся обычный трафаретный метод. Затем было изобретено гениальное новшество: поскольку резерв изображения полученный только путем вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорируемой ткани.

Многочисленные примеры японских трафаретов, сделанных из волос или тонких шелковых тканей, свидетельствуют, как шелкография стала все больше и больше принимать характерные черты, свойственные этому типу печати.

В Европе распространение метода, происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жан Патильон начал выпускать обои.

Во второй половине XVIII века эта технология распространяется по всему миру. И особенно в Америке, где с помощью метода шелкографии декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.

Ткань для "печатной рамы", изготовлявшаяся ранее из волос, стали делать из шелковых нитей и из кисеи, но это были ткани, с которыми было очень трудно работать.

Большой шаг вперед произошел в 1907 г., когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение было каталогизировано под названием SILK SCREEN PRINTING (англ. = печатание шелковым ситом).

Поэтому название "шелкография" совсем недавнее. Современный вид трафаретная печать приобрела в 30-50-х годах XX века. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до плакатов, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей. Однако на практике чисто коммерческое использование процесса печатания привело к тому, что шелкография не рассматривалась как новое воплощение графики, как настоящий процесс печати, а имела по сути подчиненное положение, что заставляло предвзято считать ее второстепенным методом, специальным видом печати.

В настоящее время спектр применения этого способа печати очень широк, что связано со специфическими возможностями шелкографии. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности.

Трафаретная печать (шелкография, шелкотрафарет) – один из самых распространённых способов недорогого, но качественного и быстрого нанесения изображения на готовые изделия из бумаги, пластика, металла, дерева, стекла и прочее, наиболее часто используется для нанесения на вещи из натуральной, искусственной или смешанной ткани. Такие, как футболки, бейсболки, банданы, спецодежда, сумки, флаги, транспаранты и т.п.
За счёт толстого слоя краски получается очень сочное, практически рельефное изображение.


Для каждого цвета изготавливается своя печатная форма. Рамку с натянутой мелкоячеистой синтетической сеткой покрывают слоем фотоэмульсии, которая частично разрушается после засветки через фотоформу. Полученный трафарет накладывают на запечатываемую ткань и с помощью ракеля продавливают краску через ячейки сетки. Принудительной сушкой краска закрепляется на изделии. Пластизолевые краски высокопластичны и не растрескиваются на трикотажных тканях, не выцветают со временем, водостойки и таким образом изделие сохраняет привлекательный вид в течение длительного срока.

Начиная с 30-х годов прошлого века, трафаретная печать используется для печати на самых различных материалах (стекло, дерево, пластик) и даже на разлиных поверхностях (например, на круглых и цилиндрических объектах). Это еще одни пример превращения ручного ремесла в промышленную технологию, использующую фотографические методы для производства сеток и высокопроизводительные автоматические машины.

Шелкография, получившая широкое распространение в XX веке, является усовершенствованной разновидностью обычного трафарета, применявшегося в декоративной росписи стен и тканей. Поэтому название "шелкография" в полиграфии - это синоним более точного термина - трафаретная печать или сетчатая трафаретная печать, тем более, что в шелкографии натуральная шелковая сетка давно заменена синтетическими и металлическими материалами.

Шелкографией печатают шкалы приборов, пестрые рисунки и надписи на майках или спортивных сумках, разноцветные значки, сложный повторяющийся рисунок на фарфоровой посуде. Шелкографией оформляют различные сувениры. Шелкографии доступно нанесение толстого красочного слоя, позволяющего перекрывать любой цветной или черный фон, а также заполнять шероховатую и крупную текстуру изделия.

Изготовить сетчатый трафарет, для шелкографии, на практике достаточно легко, что обусловило ее широкое применение как отдельным человеком в домашних условиях, так и в промышленном производстве с применением автоматических печатных станков.

Но, пользуясь плодами шелкографии, мы иногда не замечаем ее применение. Любое современное радиоэлектронное или телевизионное устройство содержит электрические платы с медными дорожками. Чтобы получить такую плату, необходимо травление медной фольги нанесенной на основу. Рисунок будущих дорожек наносят кислотоупорной краской или лаком. Для одного экземпляра может быть достаточно кисточки или метода экспонирования, но при массовом производстве защитный слой требуемой толщины проще нанести шелкографией.

Размеры трафаретной формы ограничены только шириной выпускаемого сетчатого полотна и размером печатной рамы. Это позволяет изготовить шелкографией гигантские надписи и изображения для уличной рекламы, украсить тенты грузовиков или витрины магазинов.

При печати шелкографией вручную, нет необходимости в приобретении дорогих печатных станков, которые требуются только для больших тиражей. Ведь качество оттиска практически одинаково. Низкая себестоимость расходных материалов для изготовления трафарета и простота в эксплуатации вызывают большой интерес к шелкографии.

Особенность техники шелкографии заключается в том, что возможно применение широкого диапазона печатных красок на различных связующих, которые позволяют работать на любых материалах: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.п. Главное условие для краски - это не разрушать материал трафарета и не высыхать быстрее, чем необходимо для нормального печатного процесса.

Для изготовления трафаретов шелкографии применяют тонкие прочные ткани с редким переплетением нитей. Для этих целей вначале применяли ткани из натурального шелка, отсюда и название данной техники - шелкография.

Развитие химической технологии позволило заменить натуральные волокна на искусственные, а крученую нить на моноволокно. Из искусственных волокон наиболее часто в шелкографии применяют полиамидные и полиэфирные, реже полипропиленовые.

Рама - это основа всей шелкографии, от нее при создании трафарета и выполнении высококачественной печати зависит многое. Имея раму, сетку и ракель, уже можно использовать шелкографию на практике. Остальное оборудование для трафаретной печати можно считать дополнением, приобретаемым по мере необходимости и с учетом финансовых возможностей.

Одина из самых простых рам, используемой в шелкографии - это деревянная рама. Деревянные рамы недороги и просты в изготовлении, но имеют ряд недостатков при эксплуатации. Дерево легко набухает в воде и в ходе нескольких часов может изменить свои размеры, так же на раму может влиять изменение относительной влажности и температуры воздуха.

Рамы изготовляются из твердого хорошо высушенного прямослойного дерева.

Сетку натягивают на раму с максимальным усилием, близким к величине текучести материала сетки. Если ткань недостаточно сильно натянута, то в печати может произойти искажение линейных размеров изображения и несовпадение контуров разных цветов при многокрасочной печати. Это особенно важно при изготовлении трафаретов для цветной растровой печати, где недопустимы изменения размера растровой точки.

На рамы сетку можно натягивать вручную. Простой и быстрый способ крепления натянутой сетки к деревянной раме осуществляется с помощью механического или электрического скобосшивателя.

Перенос изображения на сетку может выполняться несколькими способами. В ручном изготовлении любым методом следует закрыть ячейки на тех местах, где не должно быть изображения, - и форма готова. При этом изображение может быть нанесено вычерчиванием на бумаге с последующим фотографированием или вырезанием на специальной, не пропускающей актиничных лучей пленке. Прямой метод предусматривает нанесение копировального слоя на сетку, экспонирование предварительно подготовленной фотоформы, проявление и высушивание, после чего форма готова.

Многие художники работают прямо на сетке, и в современном искусстве сериграфия (это название особенно часто применяют именно среди художников) играет заметную роль. При косвенном методе изображение фотоформы сначала копируется на светочувствительный слой, который нанесен на промежуточную пленочную основу. После его проявления слой с изображением переносится на сетку.

Имеются также проекционные способы копирования изображения на светочувствительный слой сетки, однако они имеют невысокую разрешающую способность и используются редко. При цифровом методе изготовления трафаретных печатных форм светочувствительный слой наносится на сетку, на него лазерным лучом записывается изображение, после чего следует проявление.

Высокое качество изготовления трафаретных печатных форм обеспечивают фотомеханические способы. Технология состоит в следующем. На обе стороны сетки, натянутой на раму, после ее чистки наносится копировальный раствор. После его высушивания он экспонируется ультрафиолетовым источником света под диапозитивом или шаблоном. Затем проэкспонированная сетка промывается водой. При этом незасвеченные участки вымываются, и здесь открываются отверстия сетки, которые становятся проницаемыми для краски. После сушки специальной пастой закрываются дефектные участки, служебные метки, канты диапозитивов и т.д., после чего форма-шаблон готова к печати.

В настоящее время созданы сетки с предварительно нанесенным копировальным слоем. Косвенные методы заключаются в том, что светочувствительный слой с основой, на которой он находится, наносится не на сетку, а на промежуточную пленку, а при копировании и проявлении незасвеченные участки остаются водорастворимыми. Затем влажная пленка прикатывается к мокрой сетке и промывается водой. При этом неэкспонированные участки вымываются. После высыхания основа снимается, - и форма готова.

Печать тиража состоит в укладке листа материала на печатный талер, прижиме к нему нижней поверхности трафаретной печатной формы и прохождению ракеля с краской по всей запечатываемой поверхности. Во время этого печатного цикла краска продавливается через открытые ячейки формной сетки и формирует, таким образом, печатный оттиск. После того как тираж отпечатан, сетку чистят химическими веществами и промывают. Таким образом, ее можно использовать несколько раз.

В настоящее время имеется много конструкций трафаретных печатных машин. Как мы видели выше, простейшей из них является простая прямоугольная рама с натянутой на нее сеткой. Современный уровень техники позволил на основе трафаретной рамы создать трафаретные плоские машины, в том числе больших форматов (до 120x180 см и более). Эти машины механизированы, оснащены современной автоматикой и позволяют печатать высококачественную многокрасочную продукцию на любых основах, недоступных для других видов печати.

Специальные высокопроизводительные машины созданы и для ротационной трафаретной печати. Известно, что для печати этикеток широко применяются так называемые гибридные печатные машины, в которые интегрируются несколько способов печати и каждый из них обеспечивает изделиям те качества, которые он реализует лучше других.

Трафаретным способом можно без затруднений печатать на пластике, стекле, коже, тканях, изготавливать сдвижные изображения для керамической промышленности, печатать микросхемы с токопроводящими красками для электронной промышленности на самых разных материалах. Кроме того, большое значение имеет экономичность производства: на принтере, возможно, будет выгодно отпечатать единичные экземпляры плаката, но если нужен тираж, исчисляющийся в десятках или сотнях штук, преимущество трафаретной печати очевидно.

Цифровая печать

Когда производительность фотонаборов вплотную приблизилась к скорости печати печатных машин, возникла вполне очевидная идея — вообще избавиться от печатной машины. В самом деле, зачем она нужна, если фотонабор способен печатать столько же страниц за единицу времени, сколько и сама машина? Достаточно лишь заменить фотографическую пленку недорогим носителем, на который будет возможно наносить изображения без применения давления.

К этому времени существовали разработки различных методов печати, которые не использовали давление. В 1923 году появилась электростатическая печатная система, в которой краска переносилась с цилиндрической формы на бумагу с помощью электрических зарядов. В 1948 году была создана альтернативная методика электростатической печати, в которых на бумагу наносилась не краска, а порошок, чувствительный к воздействию электричества. Эта техника положила начало ксерокопированию для офисного применения и, в промышленной печати, ксерографии — для печати постеров и карт.

Печать без давления стала возможна и при использовании специальной бумаги с фоточувствительным покрытием, которая экспонировалась с помощью электронного луча фотонабора. Первый эксперимент с использованием подобного факсимильного процесса был проведен в 1964 году в типографии японской газеты «Майниси симбун». Изображение газетной страницы, сформированной на электронно-лучевой трубке, было передано с помощью радиоволн, как в телевидении. Окончательное изображение было получено с использованием электростатической печати.

При цифровом способе печати изображение сначала представляется в виде набора чисел и математических формул. Далее оно записывается в виде матрицы точек, называемых пикселями (pixel), этот процесс преобразования графической информации в цифровую форму называется оцифровкой (дискретизацией, цифровым кодированием) изображения. Оцифрованное изображение затем используется для электронно управляемого нанесения краски, тонера на запечатываемый материал или экспонирования на экран.

Цифровая форма записи позволяет сжимать данные, создавать системы калибровки и управления отображения цветов, которые позволяют добиться одинакового воспроизведения исходного изображения на различных носителях (экран монитора, различная бумага). Для единого описания процесса оцифровки изображений корпорацией Adobe был разработан универсальный язык описания страниц для цифровой печати — PostScript. Как он выглядит можно увидеть, открыв любой файл формата PDF или EPS в текстовом редакторе. Вы увидите непонятный код, однако, для компьютера это простой набор команд.

Основные преимущества цифровой печати — это быстрая подготовка к печати и встроенная возможность полноцветной печати. Еще одним достоинством является возможность печати переменных данных. Это значит, что на каждом отпечатке одного тиража может присутствовать изменяющаяся информация, что обеспечивает возможность персонализации и индивидуализации печати, невозможных при использовании аналоговых технологий.

Технологии цифровой печати предоставляют дизайнерам больше возможностей использования запечатываемых носителей, благодаря бесконтактному способу печати, позволяющему избежать искажения изображений, возникающих при аналоговых способах печати, например, трафаретной. Цифровая печать также менее требовательна к устройствам удержания запечатываемого материала в печатной машине, также расширяя возможности применения альтернативных материалов. Это значит, что такие материалы как ткань, плотная бумага и картон и даже керамика теперь могут использоваться для печати изображений, открывая перед дизайнерами новые поля для творчества.

Происходит постоянное снижение стоимости обслуживания цифровых печатных устройств. Уже существует возможность массового производства, которое позволяет цифровым типографиям обеспечивать персонализацию больших тиражей и постоянно повышать скорость цифровой печати.

Цифровая печать — это лучшее решение для печати переменных данных, персонализации и индивидуализации, снижения брака, цветопробной печати, снижения времени производственного процесса и снижения сроков поставки коротких и средних тиражей.

Совершенствование технологии цифровой печати направлено на расширение возможностей и увеличение производительности цифровой печатной техники.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ПЕЧАТИ:

Оперативность. Из за отсутствия допечатной подготовки, ожидания своей очереди в графике печати, отсутствия приладки, изготовления печатных форм, только с помощью цифровой печати возможно получить первые экземпляры многостраничной брошюры уже через час после утверждения макета. Технология цифровой печати дает возможность делать правки в макете непосредственно перед печатью тиража.

Печать пробных экземпляров. Часто перед печатью заказов большими тиражами на офсете, возникает потребность в печати «сигнального образца». Это дает возможность лишний раз проверить правильность печатаемой информации и внести необходимые изменения. Т.е. дополнительный контроль качества печати основного тиража.

Персонализация – печать переменных данных. Только с помощью цифровой печати возможно персонализировать продукцию любым тиражом, особенно если речь идет не просто о нумерации или текстовой информации (ФИО, название, адрес компании….)-для этого существуют менее сложные однокрасочные цифровые машины. С помощью полноцветной цифровой печати возможно персонализировать продукцию, используя иллюстрации (например фотография адресата).

Цена печати маленьких и очень маленьких тиражей. Поскольку в цифровой печати отсутствует понятие «приладка» и «минимальный тираж», выгодно печатать маленькие тиражи. В то время как в офсете зачастую минимальным тиражом считается 500 листов, значит печать 100, 200, 300 листов будет равна цене печати 500 листов.

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВОЙ ПЕЧАТИ:

- Не все машины способны печатать смесевыми красками (пантонами), а также лакировать сплошным или выборочным способом в линию. Большинство цифровых печатных машин работает только в цветовой модели СМУК.

- На цифровых печатных машинах невозможна печать большими форматами. В основном рынок цифровой печати насыщен машинами формата А3 и А3+.

- Большие тиражи для цифрового способа печати невыгодны, лучше производить высокотиражную печать офсетным способом.

- Качество печати сложных изображений. При цифровой печати больших плашек (особенно синих) и больших участков с растром (особенно серым) возникает проблема с качеством печати (равномерностью раскатки). Это обусловлено техническими особенностями цифровых печатных машин.

- Из-за отсутствия «верного угла» в цифровой печати несколько сужаются возможности послепечатной обработки (сложная вырубка, где важно четкое попадание ножа в конкретное изображение; выборочный уф – лак, принципиально четкое совмещение лака с изображением, особенно в тонких и мелких шрифтах; возникают проблемы с кашировкой).

Флексографская печать

Флексография — это технология ротационной высокой печати с применением гибких резиновых форм. Она занимает в печатном деле особое место из-за используемых в этом процессе жидких красок.

Флексография была впервые запатентованав Англии в 1890 году и усовершенствованав Страсбурге несколько лет спустя.

Флексографская печать особенно хорошо подходит для нанесения изображения на относительно грубые и невпитывающие поверхности (толстый картон, упаковочная бумага, пластмассовая или металлическая пленка). Она также широко применяется в газетной и журнальной печати, главным образом на ротационных машинах.

При способе высокой печати, называемом флексографией, используют эластичные печатные формы и низковязкие краски. Флексографские технологии разрабатывались для печати на упаковке, поэтому спектр запечатываемых материалов достаточно широк: возможно использование бумаги, картона, фольги, полимерных или самоклеящихся материалов, ткани.

Печатные машины для флексографской печати делятся на узкорулонные и широкие. Существуют также специализированные листовые флексографские машины, предназначенные для печати на гофрокартоне и других упаковочных материалах большой толщины.

Машины могут комбинироваться в линию с отделочными устройствами (устройства вырубки, горячего тиснения, УФ-лакирования, ламинирования и пр.). Вследствие этого возможно организовать полный технологический цикл в одном агрегате с получением на выходе готового изделия.

Известно, что этикетки многих товаров содержат фирменные цвета, поэтому при печати упаковочной и этикеточной продукции применяются флексографские машины с комплектацией в пять, шесть и более печатных секций. В дополнение к стандартной триаде возможно осуществлять печать и фирменными цветами Pantone.

Наши рекомендации